Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июня 2015 года г.Астрахань
Кировский районный суд г.Астрахани в составе:
Судьи Хасановой М.М.
При секретаре Савочкине Е.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> об оспаривании бездействия администрации <адрес> по ликвидации несанкционированного размещения отходов на территории <адрес> и устранении допущенных нарушений
У С Т А Н О В И Л :
<адрес> обратился в суд с заявлением, указав, что прокуратурой района совместно с представителями Службы природопользования и охраны окружающей среды <адрес> проведено обследование земельных участков, расположенных на территории <адрес>, в ходе которых установлено несанкционированное складирование отходов производства и потребления по адресам: <адрес>; <адрес>; по <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> затона/<адрес>; <адрес> затона 65; <адрес> затона 79; <адрес> затона 97; <адрес> затона/Хасанская; по <адрес> (напротив ГИМС МЧС России); <адрес>; <адрес>; <адрес>А (на расстоянии 120 м.); <адрес>А (на расстоянии 90 м.); <адрес>; <адрес> (на расстоянии 90 м. от поворота); <адрес> (на расстоянии 80 м. от поворота <адрес>, вдоль дачного массива); <адрес>А; <адрес>А (на расстоянии 35 м. до дома); <адрес>А (на углу ограждения сооружения); <адрес> (на расстоянии 40 м. от гаража № 583); <адрес> (на расстоянии 30 м. от гаража № 583); <адрес> (на расстоянии 100 м. от гаража № 583); <адрес> (на расстоянии 100 м. от поворота автомобильной грунтовой дороги, ведущей к сооружению № 35А); <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> (гаражный кооператив «Автомобилист-3»); <адрес> (гаражный кооператив «Автомобилист-3» юго-восточная сторона); <адрес> (гаражный кооператив «Автомобилист-3» вдоль теплотрассы); <адрес> (гаражный кооператив «Автомобилист-3» вдоль железнодорожных путей); по <адрес>; <адрес> (за гаражным кооперативом); <адрес> (вдоль забора); <адрес> (между зданием и железнодорожными путями); <адрес>55; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>А; ул. <адрес>. 1; ул. <адрес> 2; ул. <адрес> 8; ул. <адрес>/2-ой пер. Травинский; ул. <адрес> Локомотивный; ул. <адрес> 15Б; <адрес>; <адрес>; пер. Химиков 31/ул. <адрес> 5.
Вышеуказанные свалки размещены на землях муниципального образования <адрес>.
Несоблюдение законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также санитарно-эпидемиологического законодательства препятствует реализации конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную среду обитания, в связи с чем, прокурор просит признать незаконными бездействия администрации <адрес> в части уборки, ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, рекультивации (восстановлению) нарушенных земель, занятых свалками твердых бытовых и промышленных отходов и обязать ликвидировать несанкционированные свалки и провести работы по рекультивации (восстановлению) нарушенных земель.
В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> ФИО2 заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще, причина неявки неизвестна, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствии.
Представитель службы природопользования и охраны окружающей среды <адрес> ФИО3 заявленные требования поддержал и указал, что на момент проведения повторного обследования территории нарушения администрацией <адрес> не устранены.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со ст.ст. 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Согласно п. 5 Приказа Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.
Судом установлено, и сторонами не оспорено, что Службой природопользования и охраны окружающей среды <адрес> было проведено обследование территории по адресам: <адрес>; <адрес>; по <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> затона/<адрес>; <адрес> затона 65; <адрес> затона 79; <адрес> затона 97; <адрес> затона/Хасанская; по <адрес> (напротив ГИМС МЧС России); <адрес>; <адрес>; <адрес>А (на расстоянии 120 м.); <адрес>А (на расстоянии 90 м.); <адрес>; <адрес> (на расстоянии 90 м. от поворота); <адрес> (на расстоянии 80 м. от поворота <адрес>, вдоль дачного массива); <адрес>А; <адрес>А (на расстоянии 35 м. до дома); <адрес>А (на углу ограждения сооружения); <адрес> (на расстоянии 40 м. от гаража № 583); <адрес> (на расстоянии 30 м. от гаража № 583); <адрес> (на расстоянии 100 м. от гаража № 583); <адрес> (на расстоянии 100 м. от поворота автомобильной грунтовой дороги, ведущей к сооружению № 35А); <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> (гаражный кооператив «Автомобилист-3»); <адрес> (гаражный кооператив «Автомобилист-3» юго-восточная сторона); <адрес> (гаражный кооператив «Автомобилист-3» вдоль теплотрассы); <адрес> (гаражный кооператив «Автомобилист-3» вдоль железнодорожных путей); по <адрес>; <адрес> (за гаражным кооперативом); <адрес> (вдоль забора); <адрес> (между зданием и железнодорожными путями); <адрес>55; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>А; ул. <адрес>. 1; ул. <адрес> 2; ул. <адрес> 8; ул. <адрес>/2-ой пер. Травинский; ул. <адрес> Локомотивный; ул. <адрес> 15Б; <адрес>; <адрес>; пер. Химиков 31/ул. <адрес> 5 по факту несанкционированного размещения отходов производства и потребления.
В результате данной проверки было установлено наличие несанкционированного складирования отходов производства и потребления, что отражено в акте обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ и подтверждается фотоматериалами.
Названные обстоятельства представителем администрации <адрес> не оспорены, доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, судом установлено, что администрация не обеспечивает организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, это создает опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья неопределенного круга лиц, что явилось основанием для обращения прокурора в суд.
При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора <адрес> о признании бездействия администрации <адрес> незаконным и возложении на нее обязанности по устранению несанкционированной свалки отходов и проведению работы по рекультивации (восстановлению) нарушенных земель по указанным адресам законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Учитывая эти требования закона, а также объема работ, которые необходимо выполнить органу местного самоуправления, суд полагает возможным установить для администрации <адрес> срок выполнения действий по ликвидации несанкционированных свалок и рекультивации нарушенных земель не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░: <░░░░░>; ░░ <░░░░░>; ░░ <░░░░░>; ░░ <░░░░░>; ░░ <░░░░░>; ░░ <░░░░░>; ░░ <░░░░░>; ░░ <░░░░░> ░░░░░░/<░░░░░>; ░░ <░░░░░> ░░░░░░ 65; ░░ <░░░░░> ░░░░░░ 79; ░░ <░░░░░> ░░░░░░ 97; ░░ <░░░░░> ░░░░░░/░░░░░░░░░; ░░ <░░░░░> (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░); ░░ <░░░░░>; ░░ <░░░░░>; ░░ <░░░░░>░ (░░ ░░░░░░░░░░ 120 ░.); ░░ <░░░░░>░ (░░ ░░░░░░░░░░ 90 ░.); ░░ <░░░░░>; ░░ <░░░░░> (░░ ░░░░░░░░░░ 90 ░. ░░ ░░░░░░░░); ░░ <░░░░░> (░░ ░░░░░░░░░░ 80 ░. ░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░); ░░ <░░░░░>░; ░░ <░░░░░>░ (░░ ░░░░░░░░░░ 35 ░. ░░ ░░░░); ░░ <░░░░░>░ (░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░); ░░ <░░░░░> (░░ ░░░░░░░░░░ 40 ░. ░░ ░░░░░░ № 583); ░░ <░░░░░> (░░ ░░░░░░░░░░ 30 ░. ░░ ░░░░░░ № 583); ░░ <░░░░░> (░░ ░░░░░░░░░░ 100 ░. ░░ ░░░░░░ № 583); ░░ <░░░░░> (░░ ░░░░░░░░░░ 100 ░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ № 35░); ░░ <░░░░░>; ░░ <░░░░░>; ░░ <░░░░░>; ░░ <░░░░░>; ░░ <░░░░░> (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░-3»); ░░ <░░░░░> (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░-3» ░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░); ░░ <░░░░░> (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░-3» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░); ░░ <░░░░░> (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░-3» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░); ░░ <░░░░░>; ░░ <░░░░░> (░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░); ░░ <░░░░░> (░░░░░ ░░░░░░); ░░ <░░░░░> (░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░); ░░ <░░░░░>55; ░░ <░░░░░>; ░░ <░░░░░>; ░░ <░░░░░>; ░░ <░░░░░>░; ░░ ░░. <░░░░░>. 1; ░░ ░░. <░░░░░> 2; ░░ ░░. <░░░░░> 8; ░░ ░░. <░░░░░>/2-░░ ░░░. ░░░░░░░░░░; ░░ ░░. <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░; ░░ ░░. <░░░░░> 15░; ░░ <░░░░░>; ░░ <░░░░░>; ░░ ░░░. ░░░░░░░ 31/░░. <░░░░░> 5
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░