Решение по делу № 21-150/2024 от 12.03.2024

судья Койкова Т.А. Дело № 21-150/2024 (№ 12-1147/2024)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Нечаевой Л.И., рассмотрев 10 апреля 2024 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по жалобе защитника ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» Назирова Р.Р. на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 декабря 2023 года, которым

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу <Номер обезличен> от 30 июня 2023 года, вынесенное в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменено, снижен размер назначенного административного штрафа до 150000 рублей.

В остальной части постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу <Номер обезличен> от 30 июня 2023 года оставлено без изменения, жалоба ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» – без удовлетворения.

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 30 июня 2023 года <Номер обезличен> Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» обратилось в суд с жалобой, в которой просило постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, указывая на отсутствие объективной стороны правонарушения. В обоснование доводов жалобы указали, что проверка проведена с нарушением требований Федерального закона № 248-ФЗ, так как решением о проведении документарной проверки от 09 марта 2023 года у Общества были истребованы документы являющиеся предметом геологического надзора, в котором отчёты лабораторных испытаний проб закачиваемой воды не поименованы, следовательно, вменённое правонарушение не являлось предметом проверки. Также указали, что отчёт по очистке закачиваемых вод в систему ППД на Леккерском месторождении не ведётся, отбор не ведётся, ввиду изначального содержания в воде мехпримисей и нефтепродуктов и не предусмотрено проектом водозабора.

Не согласившись с указанным решением, защитник ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», к которому присоединено ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», Назиров Р.Р. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит состоявшееся судебное решение и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.

Защитник ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» Маракулина О.П. в судебном заседании на доводах жалобы и дополнении к ней настаивал.

Изучив материалы дела, заслушав защитника ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», прихожу к следующему.

В соответствии со статьями 1.2 и 2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью и составляют государственный фонд недр.

Согласно частям 1 и 3 статьи 11 вышеуказанного Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Права и обязанности пользователей недр возникают с даты государственной регистрации лицензий на право пользования недрами (часть 7 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1).

В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 одной из обязанностей пользователя недр является выполнение условий, установленных лицензией.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 22 Федерального закона «О недрах» предприятия - недропользователи обязаны обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

Статьёй 23.2 Федерального закона «О недрах» определено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объём добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утверждёнными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечёт наложение административного штрафа юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что в ходе плановой документарной проверки, проведённой Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу в период с 11 по 24 апреля 2023 года, в деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» выявлены нарушения требований утверждённого в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, поскольку не выполняются требования технического проекта разработки Леккерского нефтяного месторождения в 2020-2022 в части требований установленных к качеству воды, используемой для заводнения Леккерского нефтяного месторождения.

В соответствии с проектным документом «Технологический проект разработки Леккерского нефтяного месторождения Республики Коми» по качеству воды на содержание примесей, закачиваемой в систему ППД Леккерского месторождения, в декабре 2021 года зафиксировано превышение. Результаты отбора проб по качеству закачиваемой воды в 2021 году по содержанию нефтепродуктов, а также в целом по 2020-2022 году не предоставлены, ни по содержанию механических примесей, ни нефтепродуктов, что свидетельствует о несоблюдении технического проекта разработки Леккерского нефтяного месторождения, в части требований установленных к качеству воды, используемой для заводнения Леккерского нефтяного месторождения.

С учётом указанного, должностным лицом Росприроднадзора вынесено постановление о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с которым согласился и судья городского суда.

Вместе с тем, полагаю не согласиться с состоявшимися актами, исходя из следующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Из имеющихся в материалах дела доказательств, в частности материалов проверки достоверно не следует, что вода, используемая для заводнения Леккерского нефтяного месторождения, не соответствует требованиям утверждённого в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, в том числе, по содержанию механических примесей.

Так наличие сведений о превышении содержания примесей в воде, закачиваемой в систему ППД Леккерского месторождения, в декабре 2021 года, не свидетельствует о каком-либо превышении, отклонении от требований утверждённого в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, на момент проведения проверки.

Исходя из части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 указанной статьи, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В силу части 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Обязанность доказывания нарушения требований утверждённого в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, лежит на административном органе, который в данном случае, в целях установления состава правонарушения должен был исходить из результатов проверки качества закачиваемой воды по состоянию на дату проведения проверки, либо вменять нарушение требований по ежегодному отбору проб закачиваемой воды, которое также установлено технической документацией, вместе с тем, этого сделано не было, и административный орган исходил из доказанности факта нарушения в части несоблюдения качества закачиваемой воды лишь по результатам отбора проб в декабре 2021 года.

Анализ запрашиваемой Росприроднадзором информации в рамках проведения проверки, не позволяет сделать вывод, что административным органом запрашивалась и информация об отборе проб для мониторинга качества закачиваемой воды, и результаты их проверки. Выводы судьи городского суда об обратном, противоречат материалам дела.

Вместе с тем, в рамках рассмотрения жалобы на решение судьи городского суда получены документы, свидетельствующие о том, что фактически мониторинг качества закачиваемой воды из водозаборных скважин осуществлялся, при этом по результатам лабораторных испытаний показатели содержания механических примесей не превышают показатели, зафиксированные в РД «Требования к качеству воды, используемой для заводнения на нефтяных месторождениях ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» для системы ППД Леккерского месторождения.

При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 30 июня 2023 года № 03-23/45 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 декабря 2023 года, состоявшиеся в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу решения.

Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 30 июня 2023 года <Номер обезличен>, решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 декабря 2023 года, состоявшиеся в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу решения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья -                                В.М. Соболев

Копия верна, судья             Соболев В.М

21-150/2024

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Лукойл-Коми"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Соболев В.М.
Статьи

7.3

Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
12.03.2024Материалы переданы в производство судье
20.03.2024Судебное заседание
10.04.2024Судебное заседание
10.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2024Дело оформлено
10.04.2024Дело передано в экспедицию
10.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее