Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
«23» ноября 2020 года дело № 2а-1008/2020
город Ростов-на-Дону УИД № 61RS0005-01-2020-000549-24
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе судьи Черняковой К.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Смагиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «Благополучие», Обществу с ограниченной ответственностью «Содействие», Обществу с ограниченной ответственностью «Восток», Обществу с ограниченной ответственностью «ЦФС-Доминанта», Обществу с ограниченной ответственностью «Заря», Обществу с ограниченной ответственностью «Благополучие», Молчановой А. В., Молчанову В. П., Молчановой Е. В., заинтересованное лицо Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону, о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Банк России, административный истец) обратился в суд с административным иском к Кредитному потребительскому кооперативу «Благополучие», Обществу с ограниченной ответственностью «Содействие», Обществу с ограниченной ответственностью «Восток», Обществу с ограниченной ответственностью «ЦФС-Доминанта», Обществу с ограниченной ответственностью «Заря», Обществу с ограниченной ответственностью «Благополучие», Молчановой А. В., Молчанову В. П., Молчановой Е. В., заинтересованное лицо Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону (далее – КПК «Благополучие», ООО «Содействие», ООО «Восток», ООО «ЦФС-Доминанта», ООО «Заря», ООО «Благополучие», Молчанова А.В., Молчанов В.П., Молчанова Е.В., административный ответчик), заинтересованное лицо Инспекция Федеральной налоговой службы по <...> (далее – ИФНС России по <...>, заинтересованное лицо), о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование административного искового заявления Банк России ссылается на то, что КПК «Благополучие», являясь организацией, поднадзорной Банку России, прекратил членство в Саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные финансы» 29.08.2019, соответственно должен был вступить в другую саморегулируемую организацию не позднее 27.11.2019, о чем был надлежащим образом извещен. Поскольку КПК «Благополучие» допустило нарушение требований закона, то подлежит ликвидации. В связи с этим, административный истец просил суд ликвидировать КПК «Благополучие», обязать учредителей ООО «Содействие», ООО «Восток», ООО «ЦФС-Доминанта», ООО «Заря», ООО «Благополучие» ликвидировать КПК «Благополучие» в шестимесячный срок.
Представитель административного истца, действующий на основании доверенности и диплома, поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просил удовлетворить в полном объеме.
Представители административного ответчика КПК «Благополучие» в судебном заседании возражали относительно административного иска, привели доводы, в обоснование своей позиции, просили суд отказать в удовлетворении административного иска.
Административные ответчики, заинтересованное лицо, в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.
Учитывая положения ст. 150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело в судебном заседании по существу в отсутствие сторон в порядке ч. 2 ст. 289 КАС РФ.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, дав правовую оценку фактическим обстоятельствам дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.
Наличие саморегулируемых организаций (приобретение соответствующего статуса), объединяющих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность кредитных потребительских кооперативов, предусмотрено подпунктом 13 части 1 статьи 3 названного закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Закон о кредитной кооперации) кредитным кооперативам, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, предписано вступить в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в течение девяноста дней, следующих за днем прекращения своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, КПК «Благополучие», будучи организацией, поднадзорной Банку России, прекратил членство в Саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные финансы» 29.08.2019, соответственно, должен был вступить в другую саморегулируемую организацию не позднее 27.11.2019. Однако кооператив не вступил в другую саморегулируемую организацию в течение 90 дней, что стороной не оспаривается.
Суд учитывает, что решение Арбитражного суда города Москвы от 28.07.2020 по делу № А40-339688/19-58-2770, вступившее в законную силу 26.10.2020 (т. 1 л.д. 233-249), которым отказано в удовлетворении заявления кооператива к Саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные финансы» о признании недействительным решения Дисциплинарного комитета Саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные финансы» от 22.08.2019 о применении в отношении кооператива меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации в Совет Саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные финансы» об исключении из членов Саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные финансы» и решение Совета Саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные финансы», оформленного протоколом от 28.08.2019 № 33/2019 в части исключения из членов Ассоциации Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные финансы» КПК «Благополучие», а также обязании восстановить КПК «Благополучие» в членстве Саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные финансы».
Помимо этого, из решения Арбитражного суда Вологодской области от 21.09.2020 по делу № А12-9047/2020 следует оспаривание КПК «Благополучие» решения об отказе в приеме в члены Союза Саморегулируемой организации «Национальное объединение кредитных кооперативов», обязании принять в члены СРО, отказ в удовлетворении данного иска.
Таким образом, судом установлено, что требование закона о вступлении в саморегулируемую организацию Кооперативом не исполнено ни в срок, указанный в приведенной норме закона, ни на день рассмотрения настоящего административного дела судом, что является основанием для ликвидации, поскольку осуществлялась деятельность при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации (подпункт 2 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Судом не установлено объективных, не зависящих от Кооператива обстоятельств, препятствовавших своевременному исполнению обязанности вступить в саморегулируемую организацию.
Обстоятельства, на которые ссылается Кооператив, являются избранным способом защиты. Допущенное нарушение требований закона до принятия судебного решения не устранено.
В силу статьи 18 Федерального закона от 1.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
Порядок ликвидации некоммерческой организации предусмотрен статьей 19 названного Федерального закона, в силу которой ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации. Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», в целях обеспечения исполнения решения о ликвидации в резолютивной части решения суд может возложить обязанность по осуществлению ликвидации объединения на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию учредительным документом, установив срок проведения и завершения процедуры ликвидации (пункт 5 статьи 61, пункт 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 части 6 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В том случае, если суд, принимая решение о ликвидации некоммерческой организации, не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит сроки и порядок ликвидации некоммерческой организации, то это требование закона должны выполнить учредители (участники) некоммерческой организации.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц, в связи с чем отсутствует возможность проведения процедуры ликвидации организации в установленном порядке, в то время как законом закреплена необходимость проведения процедуры ликвидации юридического лица, направленная, в том числе, на защиту интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица, после завершения которой становится возможным внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования данного юридического лица
С учетом установленных выше обстоятельств и требований действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административных ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов. Размер государственной пошлины в соответствии со ст. 333.19 НК РФ составляет 6000 руб., который подлежит взысканию с административных ответчиков в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «Благополучие», Обществу с ограниченной ответственностью «Содействие», Обществу с ограниченной ответственностью «Восток», Обществу с ограниченной ответственностью «ЦФС-Доминанта», Обществу с ограниченной ответственностью «Заря», Обществу с ограниченной ответственностью «Благополучие», Молчановой А. В., Молчанову В. П., Молчановой Е. В., заинтересованное лицо Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону, о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить полностью.
Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «Благополучие» (ОГРН 1146196002754, ИНН/КПП 6164320378/616501001, дата регистрации юридического лица: ... г., адрес (место нахождения) юридического лица: <...>В/101).
Обязать учредителей Общество с ограниченной ответственностью «Содействие», Общество с ограниченной ответственностью «Восток», Общество с ограниченной ответственностью «ЦФС-Доминанта», Общество с ограниченной ответственностью «Заря», Общество с ограниченной ответственностью «Благополучие» ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «Благополучие» (ОГРН 1146196002754, ИНН/КПП 6164320378/616501001, дата регистрации юридического лица: ... г., адрес (место нахождения) юридического лица: <...>В/101) в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Содействие», Общества с ограниченной ответственностью «Восток», Общества с ограниченной ответственностью «ЦФС-Доминанта», Общества с ограниченной ответственностью «Заря», Общества с ограниченной ответственностью «Благополучие» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07 декабря 2020 года.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья К.Н. Чернякова