Дело № 2-6073/2021
35RS0010-01-2021-007729-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вологда | 02 сентября 2021 года |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Вахрушевой Е.В.
при секретаре Сакичевой В.Ф.,
с участием истца Дербиной О.И.,
представителя ответчика по доверенности Соколовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дербиной О. Н. к Департаменту строительства Вологодской области о признании незаконным решения, возложении обязанности,
установил:
Дербина О.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту строительства Вологодской области о признании незаконным распоряжения и возложении обязанности. В обоснование требований указано, что с 21 июля 2006 года истец работает медицинской сестрой отделения новорожденных бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области <данные изъяты> Истец зарегистрирована по месту жительства и фактически проживает по адресу: <адрес> в общежитии. Жилое помещение предоставлено Дербиной О.Н. на период работы в БУЗ ВО <данные изъяты> по договору найма жилого помещения в общежитии от 13 мая 2010 года. В 2014 году истец встала в очередь на предоставление субсидии на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области. Распоряжением от 22 апреля 2021 года № истцу в предоставлении субсидии отказано по основаниям, предусмотренным подпунктом 3.12.2 пункта 3.12 Положения о предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области, утвержденного постановлением Правительства области от 27 марта 2006 года № 291 (далее – Положение). В сопроводительном письме от 22 апреля 2021 года исх. № Департамент разъяснил истцу, что основанием для отказа явилось совершение Дербиной О.Н. действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а именно: регистрацией 17 июня 2017 года прекращения права собственности на жилое здание по адресу: <адрес>, общей площадью 35,9 кв.м. При этом в сопроводительном письме в качестве основания для отказа указан подпункт 3.12.3 пункта 3.12 Положения, поскольку не истек срок, предусмотренный подпунктом 1.5 Положения. Истец с отказом не согласна, поскольку указанное жилое здание получила в наследство от умершей ДД.ММ.ГГГГ бабушки ФИО1 Здание построено в 1948 году и представляло собой деревянный бревенчатый дом с печным отоплением, без водоснабжения и канализации. В указанном доме истец никогда не проживала, регистрации по месту жительства в нем не имела. Основаниями для принятия решения о продаже жилого дома послужило то, что <адрес> находится более чем в 450 км от места работы истца и проживать там, работая в БУЗ ВО <данные изъяты>, Дербина О.Н. не могла. Кроме того, в <адрес> на момент продажи дома отсутствовала необходимая для обеспечения нормального проживания и воспитания несовершеннолетнего ребёнка инфраструктура: детские сады, дошкольные образовательные учреждения дополнительного образования, детские площадки, магазины и аптеки, детские и взрослые медицинские учреждения, а сам дом был непригоден для постоянного проживания в нем вместе с ребенком.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, указав, что решение ответчиком принято по формальным основаниям, уточнив в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования, Дербина О.Н. просит признать незаконным и отменить распоряжение Департамента от 22 апреля 2021 года № «Об отказе Дербиной О.Н. в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области» и сопроводительное письмо Департамента № от 22 апреля 2021 года, а также обязать ответчика предоставить истцу субсидию на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области.
В судебном заседании истец Дербина О.Н. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске и письменном отзыве на возражение ответчика. Пояснила, что в доме я никогда не проживала, поскольку он находится в 450 км от Вологды. В доме нет водоснабжения, отопления и электричества. Сейчас истец находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. Комната, в которой проживет, предоставлена работодателем. Если она уволится, поскольку не сможет работать сутками в роддоме, то потеряет комнату и субсидию. Дом приняла в наследство и продала посторонним людям. Полагает, что умышленного ухудшения жилищных условий не было.
Представитель ответчика Департамента по доверенности Соколова Н.А. в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, поддержала позицию, изложенную в возражениях на исковое заявление. Пояснила, что проданный истцом дом непригодным не признан. Истец продолжает состоять на учете. Субсидия ей будет предоставлена после 22 июля 2022 года. При принятии решения учитывается любое имущество, имеющееся в собственности гражданина, независимо от местоположения и состояния. Дом, который находился в собственности Дербиной О.Н., подлежит учету Департаментом в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области. Истец совершила действия по отчуждению дома в течение 5 лет, предшествующих подаче заявления о предоставлении субсидии. Данные действия повлекли ухудшение жилищных условий, поэтому субсидия подлежит предоставлению через пять лет. В 2022 году истцу будет предоставлено жилое помещение большей площадью.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичной обоснованности заявленных требований.
При этом учитывает, что постановлением Правительства Вологодской области от 27 марта 2006 года № 291 утверждено Положение о предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области.
Согласно пункту 1.2 Положения право на получение субсидии в соответствии с настоящим Положением имеют работники государственных учреждений области и работники органов государственной власти области, осуществляющие техническое обеспечение деятельности государственных органов области, а также обслуживающие государственные органы области (далее - работники), состоящие по месту работы на учете нуждающихся в предоставлении субсидии.
Субсидия предоставляется за счет и в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год (пункт 1.3 Положения)
В силу пункта 1.4 Положения субсидия предоставляется работникам, нуждающимся в предоставлении субсидии. Нуждающимися для целей настоящего Положения признаются работники, указанные в пункте 1.2 настоящего Положения, если они и члены их семей:
- не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12,5 кв.м;
- проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, включенного в установленный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень соответствующих заболеваний, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Из пункта 1.7 Положения следует, что преимущественное право на получение субсидии имеют работники, являющиеся медицинским работниками, состоящие по месту работы на учете нуждающихся в предоставлении субсидии.
Медицинским работником в целях настоящего Положения считается физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в государственном учреждении области, являющемся медицинской организацией, и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.
Из материалов дела следует, что Дербина О.Н. с 04 октября 2013 года по настоящее время работает в должности медицинской сестры БУЗ ВО <данные изъяты>, что подтверждается трудовой книжкой истца серии №
Ранее истец с 21 июля 2006 года по 16 сентября 2013 года работала в должности медицинской сестры отделения новорожденных бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области <данные изъяты>, который был присоединен к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области <данные изъяты>, в результате чего образовано БУЗ ВО <данные изъяты>
09 марта 2021 года Дербиной О.Н. вручено уведомление о возможности получения субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в 2021 году, из которого следует, что ей необходимо в течение 20 календарных дней со дня получения уведомления обратиться к работодателю с заявлением о предоставлении субсидии с приложением документов, предусмотренных пунктом 3.5 Положения.
С указанным заявлением на имя начальника Департамента строительства области Дербина О.Н. обратилась 11 марта 2021 года.
К заявлению Дербиной О.Н. были приложены паспорт, свидетельства о рождении детей, копии лицевого счета, страховое свидетельство, договора найма жилого помещения, свидетельства о регистрации по месту жительства на истца и ее детей.
Распоряжением Департамента от 22 апреля 2021 года № Дербиной О.Н. со ссылкой на подпункт 3.12.2 пункта 3.12 Положения (документы, определенные пунктом 3.5 настоящего Положения, не представлены или представлены не в полном объеме) отказано в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области.
Из письма Департамента от 22 апреля 2021 года исх. № следует, что Дербиной О.Н. отказано в предоставлении субсидии на основании подпункта 3.12.3. пункта 3.12 Положения в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный пунктом 1.5 Положения.
Согласно пункту 1.5 Положения работникам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении субсидии, в случае совершения ими и (или) членами их семей действий, повлекших ухудшение жилищных условий, субсидия может быть предоставлена не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий работника, относится в том числе отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли.
В данном случае основанием для отказа Дербиной О.Н. в предоставлении субсидии послужило прекращение 17 июля 2017 года права собственности на жилое здание по адресу: <адрес>, общей площадью 35,9 кв.м.
Суд считает данный отказ Департамента незаконным по следующим обстоятельствам.
Установлено, что на учет нуждающихся в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья работников органов государственной власти области и государственных учреждений области истец поставлена в 2014 году.
Право собственности на жилой дом и земельный участок под ним, расположенные по адресу: <адрес> приобретены истцом в порядке наследования после смерти бабушки, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по завещанию серии № от 13 октября 2016 года.
16 июля 2017 года Дербина О.Н., действуя через представителя по доверенности Одинцова Е.В., и Зверева М.В. заключили договор купли-продажи, на основании которого 17 июля 2017 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации перехода права собственности на указанный жилой дом.
На дату совершения сделки и регистрации перехода права собственности пункт 1.5 Положения, на который в своем отказе ссылается ответчик, не содержал нормы, согласно которой работникам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении субсидии, в случае совершения ими и (или) членами их семей действий, повлекших ухудшение жилищных условий, субсидия может быть предоставлена не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Отсутствовала данная норма и в других пунктах Положения, в связи с чем отчуждая принадлежащий ей дом Дербина О.Н. не знала и не могла знать, что совершает действия ухудшающие ее жилищные условия, которые могут повлечь отсрочку предоставления субсидии сроком на пять лет.
Не являлись данные действия истца и основанием для снятия ее с учета, поскольку в силу действующей на дату совершения сделки редакции Положения с учета снимаются граждане, получившие субсидию, а также члены их семей, использовавшие право на получение субсидии, а исключаются из списка граждане, подавшие заявление о снятии с учета либо реализовавшие право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии за счет средств областного бюджета.
При таких обстоятельствах, в отсутствии доказательств наличия иных оснований для отказа в предоставлении истцу субсидии, суд полагает возможным исковые требования Дербиной О.Н. удовлетворить в части признания незаконным и не порождающим правовых последствий со дня принятия распоряжение Департамента от 22 апреля 2021 года № «Об отказе Дербиной О.Н. в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области» и возложения на ответчика обязанности предоставить истцу субсидию на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области.
Вместе с тем, правовых оснований для признания незаконным письма Департамента от 22 апреля 2021 года № суд не находит, поскольку оно не является решением об отказе и носит исключительно информационный характер.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Дербиной О. Н. к Департаменту строительства Вологодской области о признании незаконным решения, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным и не порождающим правовых последствий со дня принятия распоряжение Департамента строительства Вологодской области от 22 апреля 2021 года № «Об отказе Дербиной О.Н. в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области».
Возложить на Департамент строительства Вологодской области обязанность предоставить Дербиной О. Н. субсидию на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья | Е.В. Вахрушева |
В окончательной форме решение изготовлено 09 сентября 2021 года.