Дело № 2 -39/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 июля 2018 года
Свердловский районный суд г.Костромы в составе председательствующего Кучиной Е.А., при секретаре Вагиной К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Смирнова ФИО14 к МВД России, УМВД России по Костромской области об оспаривании размера социальной выплаты,
у с т а н о в и л:
Смирнов А.Н. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> (далее - УМВД РФ по КО) с требованием о признании незаконным решения комиссии УМВД России по КО от <дата> в части размера полагающейся ему единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья (далее – ЕСВ), ссылаясь на то, что уменьшив полагающуюся ему выплату, ответчик не учел факт проживания истца в аварийном жилье. В обоснование указал, что с <дата> состоял по месту службы на жилищном учете с целью получения единовременной выплаты на семью из 2-х человек, как проживающий в аварийном доме. Семья истца зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> роща <адрес>, в доме, который заключением межведомственной комиссии № от <дата> признан непригодным для проживания. На основании решения Комиссии УМВД России по КО от <дата> № и распоряжения МВД России от <дата> истцу предоставлена ЕСВ в размере ..., вместо положенных ..., на том основании, что Расловское сельское поседение не подтвердило факт аварийности дома. Вместе с тем, заключение МВК от 2007 года никто не отменял, незаконным не признавал, капитальному ремонту дом не подвергался. Обследование дома, выполненное специалистом ООО «Инженер Строитель» Анисифоровым Н.В. в 2015 году по заказу Администрации Расловского с/п, содержащее выводы о пригодности дома для проживания, объективным не является. Истец самостоятельно обратился в ООО «Строительная лаборатория», по заключению указанной организации от <дата>, четырехквартирный рубленый <адрес> роща в <адрес> КО, для проживания не пригоден, аварийное состояние перекрытий представляет опасность для жизни и здоровья проживающих. Дом построен в 1960 году с использование древесины, ранее бывшей в употреблении, его фундаменты не обеспечивают защиту наземной части от гниения и деформаций; кирпичные столбики под фундаментом разрушены и заменены на деревянные стойки; участки гниения древесины расположены под балками перекрытия над подпольем и под балками чердачного перекрытия; старые балки перекрытия и над подпольем сгнили и потеряли несущую способность; имеется опасность обрушения чердачного перекрытия, зимний период опасен нагрузкой от снега на кровлю; остановить начавшееся гниение практически не возможно, в доме много скрытых конструкций не допускающих контроль за состоянием древесины. Стены, как ограждающие конструкции, по причине неравномерных осадок потеряли теплозащитные качества; перекос не исправим конопаткой без разбора стен и замены гнилых венцов. Так как семья истца проживает в непригодном для проживания доме, размер занимаемого ими жилого помещения, в силу ФЗ № 247 от 19.07.2011 г «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации…» не подлежит учету при определении размера социальной выплаты. Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд взыскать с УМВД России по КО недополученную выплату в сумме ..., проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленными на указанную сумму на основании ст.395 ГК РФ с <дата> и далее по дату вынесения решения судом, компенсировать расходы по досудебной экспертизе в сумме ....
К участию в деле в качестве соответчика привлечено МВД России по КО, третьими лицами Смирнова С.М., супруга истца, Администрация Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района КО.
В судебном заседании Смирнов А.Н., и его представитель адвокат Знароченкова А.Г., а также третье лицо Смирнова С.М., исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель УМВД РФ по КО и МВД России Горшкова Ю.Н., иск не признала, утверждая, что единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения истцу была начислена по нормам действующего законодательства, с применением п.п.27, 29 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> №. Оснований не учитывать площадь квартиры приходящейся на Смирнова А.Н. и его супругу по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> роща <адрес> комиссии не имелось в силу того, что право собственности, на якобы аварийный дом, не погашено и числится в ЕГРП. Кроме того, отказавшись от приватизации занимаемого жилого помещения в <дата> в пользу тещи, ФИО2 намеренно ухудшил свои жилищные условия, с намерением получения ЕСВ в большем размере.
Представитель Расловского с/п адвокат Черемухин И.С., требования истца о взыскании недоплаченной ЕСП полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ) предусмотрено обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также предоставление им иных социальных гарантий, в том числе закреплено как право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.
Право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке (пункт 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством РФ.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1223.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Смирнов А.Н. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации с <дата>
<дата> Смирнов А.Н. обратился с заявлением на имя начальника УМВД России по г.Костроме о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 ФЗ от 19.07.2011 N 247-ФЗ.
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по КО от <дата> Смирнов А.Н. с составом семьи 2 человека принят на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по КО по предоставлению единовременной выплаты от <дата> N 11, утвержденной распоряжением УМВД России по КО <дата> N 18/1609 принято решение о предоставлении Смирнову А.Н. с семьей в составе двух человек, включая жену Смирнову С.М., единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере ...
<дата> денежные средства перечислены ответчиком на расчетный счет истца.
Не согласившись с размером предоставленной единовременной социальной выплаты, истец обратился в суд с данным иском.
Определение размера единовременной выплаты производится в соответствии с разделом III Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1223, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ, с учетом размера средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. м определяемого в централизованном порядке, и поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности службы, определяемого в соответствии с пунктом 30 Правил.
Расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется по формуле (пункт 27): Р = О x С x Кп x Кс, где:
О - общая площадь жилого помещения;
С - размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определяемый в установленном порядке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
Кп - поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации, определяемый Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 63. В отношении сотрудников этот коэффициент применяется с учетом места прохождения ими службы; Кс - поправочный коэффициент размера предоставляемой единовременной выплаты с учетом общей продолжительности службы, определяемый в соответствии с пунктом 30 настоящих Правил.
Общая площадь жилого помещения определяется по формуле:
О = Н + Д - Л, где:
Н - норматив общей площади жилого помещения;
Д - размер дополнительной общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктом 28 настоящих Правил;
Л - сумма общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма на семью из 2-х человек составляет 42 кв. м общей площади жилого помещения
Приказом Министерства регионального развития РФ от 12 сентября 2016 года N 633/пр, уполномоченным по принятию правовых актов об определении норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по РФ и показателей средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъектам РФ, подлежащих применению для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета, средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья на ... по Костромской области утверждена в размере ....
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по КО от <дата>, утвержденным распоряжением УМВД России по КО <дата> №, размер единовременной социальной выплаты определен истцу, исходя из требований указанного приказа, в сумме ..., согласно следующего расчета .... При этом ответчик исходил из того, что из нормы предоставления общей площади жилого помещения (42 кв. м) подлежат исключению 11,56 кв. метров, приходящиеся на истца и его супругу по месту их регистрации в квартире <адрес>, <адрес> роща <адрес>, из расчета ..., поскольку в соответствии с пунктом 29 Правил при наличии у сотрудника или членов его семьи жилых помещений на условиях социального найма, размер единовременной выплаты определяется исходя разницы между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений.
Между тем ответчиком не учтено следующее.
Право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по своей сути направлено на реализацию удовлетворения потребности получателя выплаты в жилье.
В соответствии с пунктом 29 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1223, в случае, если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений. Указанное положение не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из изложенного следует, что при определении общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты площадь принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи жилых помещений на праве собственности или занимаемых ими по договору социального найма, подлежит зачету, за исключением случаев, когда сотрудник проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения, когда сотрудник проживает в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке ( п.3 и п.7 ст.4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Из материалов дела следует, что совместно с истцом и его супругой в однокомнатной квартире, площадью ...., зарегистрированы их сын, ФИО8, <дата>., тесть истца – ФИО9, теща – ФИО10, она же является собственником указанной квартиры на основании договора приватизации от <дата> Следовательно, в указанной однокомнатной квартире, кроме ФИО13, проживает и семья Цветковых, при таком положении решение ответчика в части исключения из общей площади жилого помещения ... при расчете причитающейся истцу единовременной выплаты, требованиям законности не отвечает и прямо противоречит п.29 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N №
Более того, согласно имеющихся в материалах дела акту и заключению межведомственной комиссии при администрации <адрес> от <дата>, четырехквартирный жилой дом расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> к категории непригодных для проживания, признан неподлежащим восстановлению.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В силу ч. 3 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Частью четвертой указанной статьи установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Как уже было указано выше, согласно п. 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику органов внутренних дел, при условии, что сотрудник проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу п. п. 7, 8 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Вышеуказанные заключение и акт межведомственной комиссии по обследованию дома в котором проживает истец от 20 декабря 2007 года, в установленном законом порядке не оспорены и недействительными не признаны. Указанными документами ответчик на дату принятия оспариваемого решения располагал, однако не дал им надлежащей оценки.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что площадь занимаемой семьей истца квартиры в размере 11,56 кв.м не может учитываться при расчете ЕСВ, так как дом не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и не пригоден для проживания, более того однокомнатная квартира заселена нескольким семьями. С учетом изложенного, размер ЕСВ полагающейся истцу будет следующим № ..., соответственно недоплата составляет ... ( ...), в связи с чем заявленные требования в указанной части подлежат удовлетворению. Доводы ответчика о том, что ЕСВ подлежит уменьшению так как право собственности на квартиру до настоящего времени не погашено в ЕГРП, а отказавшись от приватизации занимаемого жилого помещения в <дата> пользу тещи, Смирнов А.Н. намеренно ухудшил свои жилищные условия с целью получения ЕСВ в большем размере, не основаны на законе.
Иск в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами суд отклоняет в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерно удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
В силу п. 3 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года N 1223 финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству внутренних дел Российской Федерации в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем сотрудников органов внутренних дел.
Порядок и сроки исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируются главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В отличие от Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает добровольное исполнение судебных актов до подачи заявления взыскателем в соответствии со статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В пункте 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение судебного акта производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации или финансовые органы муниципальных образований с обязательным приложением документов, перечисленных в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, проценты за пользование чужими денежными средствами не могут быть начислены до истечения трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение, в связи с чем, требования истца в данной части не подлежат удовлетворению.
Относительно требований истца о возмещении расходов по досудебной экспертизе, суд отмечает следующее.
Согласно материалам дела, по заданию истца Смирнова А.Н., <дата>, т.е. до обращения с настоящим иском в суд, ООО «Строительная лаборатория» выполнено обследование технического состояния строительных конструкций дома, по адресу: <адрес> <адрес>. Цена договора в сумме ... оплачена заказчиком по квитанциям от <дата> и <дата>.
Расходы на проведение исследований специалистами прямо не поименованы в ст. 94 ГПК РФ в качестве судебных издержек, в связи с чем данные расходы могут быть взысканы с ответчика в пользу истца только в том случае, если они признаны судом необходимыми (абзац 9 ст. 94 ГПК РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 2 разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", перечень судебных издержек, предусмотренный ГПК РФ, не является исчерпывающим. Так, расходы, понесенные истцом, заявителем в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления, заявления в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости.
Представленное истцом исследование ООО «Строительная лаборатория» вышеназванным требованиям не отвечает, судом в качестве доказательства не принято и не оценивалось, в связи с чем, указанные расходы не подлежат отнесению на ответчика.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Смирнова ФИО15 удовлетворить частично.
Взыскать с УМВД России по Костромской области за счет средств федерального бюджета невыплаченную часть социальной выплаты в размере ..., в остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в мотивированном виде в Костромской областной суд через суд вынесший решение.
Судья: