дело №2-2315/2024
УИД 22RS0067-01-2024-006562-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2024 года г. Барнаул
Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Федотовой Т.М.,
при секретаре Заплатове Д.Д.,
с участием прокурора Баженовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Региональное жилищное управление» к ФИО1 о расторжении договора найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «Региональное жилищное управление» обратилось в суд с иском о расторжении договора найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № заключенного между КГКУ «Региональное жилищное управление» и ФИО1
В качестве обоснования заявленных требований управление приводило положение ч.4 ст.101 Жилищного кодекса Российской Федерации и указывало на наличие у ответчика задолженности по оплате коммунальных услуг.
В судебном заседании ответчик возражала против удовлетворения исковых требований. Прокурор ФИО4 в заключении полагала, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки суд не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие данных лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения ответчика, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Субъектом Российской Федерации – Алтайский край, от имени которого действует КГКУ «Региональное жилищное управление» (наймодатель) и ФИО1 (наниматель) заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №
Согласно данному договору наймодатель передает нанимателю во владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности Алтайского края, состоящее из квартиры, общей площадью 34,1 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> для временного проживания в нем с правом оформления регистрация по месту жительства.
Предоставленное жилое помещение отнесено к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения (п.3 договора).
В п.4 данного договора предусмотрено, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: ФИО5, ФИО6, 2016 г.р., ФИО7, 2014 г.р., ФИО8, 2011 г.р.
Срок действия договора составляет 5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ.
В п.6 договора предусмотрено, что по окончании срока данного договора при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен с нанимателем однократно на новый 5-летний срок.
Исходя из п.7 договора наниматель, в числе прочего, имеет право на предоставление в соответствии с ч.5 ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации другого благоустроенного жилого помещения в границах г.Барнаула в случае расторжения настоящего договора и выселения нанимателя и членов его семьи.
Наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (обязательные платежи). Обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги возникает с момента заключения настоящего договора. Несвоевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги влечет взимание пеней в размере и порядке, которые предусмотрены ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации (п.8 договора).
В силу п.15 договора наймодатель обязан предоставить другое благоустроенное жилое помещение в границах г.Барнаул в случае расторжения настоящего договора по основаниям и в порядке, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
В п.17 договора предусмотрено, что договор расторгается по требованию наймодателя в судебном порядке в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течении более 6 месяцев.
Обращаясь с иском в суд, истец просил о расторжении договора найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № со ссылкой на ч.4 ст.101 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из ч.3 ст.101 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор найма специализированного жилого помещения, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного ст.98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных ст.83 данного кодекса случаях.
В ч.4 ст.101 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя, в том числе, в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг.
В силу требований ч.5 ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.
Исходя из положений п.1 ч.4 ст.83 Жилищного кодекса Российской Федерации, расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев.
В п.38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу п.1 ч.4 ст.83 и ст.90 Жилищного кодекса Российской Федерации, обстоятельством, имеющим юридическое значение для рассмотрения настоящего спора, является невнесение нанимателем и членами его семьи названных платежей непрерывно более чем шесть месяцев подряд. Заявленный иск не может быть удовлетворен, если суд придет к выводу об уважительности причин невнесения платы нанимателем и членами его семьи за жилое помещение и коммунальные услуги более чем шесть месяцев подряд. К уважительным причинам невнесения нанимателем и членами его семьи платы за жилое помещение и коммунальные услуги судом могут быть, например, отнесены: длительные задержки выплаты заработной платы, пенсии; тяжелое материальное положение нанимателя и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь нанимателя и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.
Таким образом, само по себе наличие задолженности по оплате за коммунальные услуги не является достаточным основанием для расторжения договора.
Так, как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №2 Октябрьского района г.Барнаула вынесен судебный приказ № о взыскании с ФИО1 задолженности в размере 411 780 руб. 61 коп., суммы пени в размере 120 106 руб. 79 коп.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Алтайского края по делу № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана банкротом и в отношении нее открыта процедура реализации имущества.
Из содержания данного решения следует, что ФИО1 трудовую деятельность не осуществляет, получателем страховой пенсии не является, свободными денежными средствами не располагает, в браке не состоит, имеет на иждивении пятерых несовершеннолетних детей.
Согласно выписке из домовой книги, а также пояснений ответчика следует, что в спорном жилом помещении совместно с ФИО1 проживают ее малолетние дети – ФИО8, 2011 г.р., ФИО9 и ФИО11 2022 г.р., ФИО7, 2014 г.р., ФИО6, 2016 г.р.
Ответчик суду пояснила, что задолженность по оплате коммунальных платежей вызвана финансовыми трудностями. С детьми ответчик проживает одна, ее доход составляют детские пособия и стипендии, намерена трудоустроиться. Уведомление о расторжении договора ее получала.
Данные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют об уважительности причин невнесения платы нанимателем за коммунальные услуги более чем шесть месяцев подряд.
Кроме того, в соответствии с положениями ч.5 ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации при расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.101 настоящего Кодекса, они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.
Вместе с тем, в нарушение указанной нормы материального права, при обращении с настоящим иском истец не представил сведений о жилом помещении, в которое ответчик подлежит переселению при удовлетворении исковых требований.
Более того, суд обращает внимание на то, что истец обращается с исковыми требованиями о расторжении договора найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного на срок 5 лет.
При этом, как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключен договор социального найма жилого помещения №, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности Алтайского края, общей площадью 34,1 кв.м, по адресу: <адрес> для проживания в нем.
Требований о расторжении настоящего договора истцом не заявлено.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Краевого государственного казенного учреждения «Региональное жилищное управление» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.М. Федотова
Мотивированное решение составлено 1 октября 2024 года