дело № 2 – 607/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2018 года г. Урай ХМАО – Югры
Урайский городской суд ХМАО – Югры в составе председательствующего судьи Шестаковой Е.П.,
при секретаре судебного заседания Ивановой О.Н.,
с участием старшего помощника прокурора г.Урая Полушкиной Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Урая ХМАО – Югры в интересах Рязанцевой С.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Урае Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в оплате проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Урая обратился в суд с указанным исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Урае Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) (далее Ответчик), с учётом заявления об уточнении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ просил признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в компенсации расходов на оплату стоимости проезда Рязанцевой С.В. незаконным и взыскать с Ответчика в пользу Рязанцевой С.В. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха по территории Российской Федерации и обратно в период нахождения на отдыхе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 22 985 рублей 04 копейки.
Исковые требования обоснованы тем, что при проверке обращения Рязанцевой С.В. (далее так же Истец) выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком ей незаконно, в нарушение положений ст. 34 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Правил выплаты указанной компенсации, утверждённых постановлением Правительства РФ № 176 от 01.04.2005, отказано в выплате компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно в связи с тем, что отдых протекал за пределами территории Российской Федерации. Согласно представленным проездным документам и справкам общая сумма, подлежащая взысканию, составляет 22 985,04 рублей.
Ответчиком Государственным учреждением - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Урае ХМАО – Югры (межрайонное) представлено письменное возражение на иск, мотивированное тем, что для оплаты проезда к месту отдыха и обратно Рязанцевой С.В. представлены проездные билеты, подтверждающие проезд к месту отдыха за пределы Российской Федерации-Анталья (Турция), что не соответствует условиям получения компенсации расходов проезда к месту отпуска и обратно, определенным Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсии по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации №176 от 01.04.2005, в результате чего Истцу в получении указанной компенсации отказано.
Кроме того, в представленной маршрутной квитанции отсутствует тариф и итоговая стоимость перевозки, что противоречит пункту 1 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.11.2006 №134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации".
Ответчик просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
В судебное заседание истец Рязанцева С.В. и представитель Ответчика не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В силу частей 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных сторон.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Урая Полушкина Т.М. указанные выше исковые требования полностью поддержала по доводам искового заявления.
Выслушав доводы прокурора, исследовав и оценив в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что исковые требования прокурора города Урая в интересах Рязанцевой С.В. подлежат полному удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор правомерно обратился в суд с заявлением в защиту прав Истца, учитывая, что основанием для заявления прокурора послужило обращение к нему Рязанцевой С.В. о защите нарушенных социальных прав и законных интересов в сфере социального обеспечения.
Статьёй 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520 – 1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Данный порядок определён Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 (ред. от 08.12.2016) "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно" (далее Правила).
При этом гарантии и компенсации, установленные указанным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета (ст. 4 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520 – 1).
Согласно пунктам 2, 3 и 6 Правил компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера и может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил. Компенсация производится 1 раз в 2 года.
В силу пунктов 9, 10 Правил заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Решение о предоставлении указанной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о компенсации и проездных документов.
Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
Приказом Минтруда России от 18.03.2016 N 118н утверждены разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176" (зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2016 N 41736), согласно пунктам 9, 10 которых возмещению подлежат фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации, указанному пенсионером в заявлении о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела Рязанцева С.В. является неработающим пенсионером по старости, постоянно проживает и зарегистрирована по месту жительства в г.Урае ХМАО – Югры, включенном в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, что подтверждается паспортом, пенсионным удостоверением и трудовой книжкой Истца, копии которых приобщены к материалам дела (л.д.12-13, 14, 16-23), а также справкой с места жительства истца (л.д.24), не опровергается Ответчиком.
Рязанцева С.В. выезжала из г.Урая на отдых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обратилась к Ответчику с заявлением, в котором просила оплатить стоимость проезда к месту отдыха и обратно (л.д.26).
ДД.ММ.ГГГГ решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Урае Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в г.Урае Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) № (л.д.28) неправомерно отказано в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда в связи с нахождением места отдыха за пределами территории Российской Федерации, иных оснований для отказа в решении не указано.
Удовлетворяя иск, суд руководствуется положениями Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», который исходя из цели предоставления государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула закона), учитывая право каждого на охрану здоровья и поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека (ч.1 и 2 ст. 41 Конституции России), и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в ст. 7 Конституции России, предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту названной категории граждан, в том числе закрепляет право определенных им лиц на бесплатный проезд к месту отдыха в пределах Российской Федерации и обратно один раз в два года.
Доводы Ответчика о том, что нахождение пенсионера на отдыхе лишь на территории России, противоречат преамбуле Закона и Конституции России.
Ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда на основании проведения отдыха за пределами России, при том, что эти граждане также являются пенсионерами, получающими страховую (трудовую) пенсию и тоже проживают в приравненных к районах Крайнего Севера местностях, ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает на территории Российской Федерации.
Такое ограничение противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Таким образом, реализация права на получение вышеуказанной компенсации не может быть поставлена в зависимость, в данном случае, от выбранного пенсионером места отдыха. Выбор Истцом места отдыха на территории государства Турция согласно ст. 19 и п. 3 ст. 55 Конституции России не должен ограничивать его прав.
По смыслу ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520 – 1 решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки – отдых, а не место его проведения на территории России. Поскольку получателям страховых (трудовых) пенсий по старости не гарантируется предоставление путёвок для отдыха и лечения на предусмотренных указанным Законом условиях, нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил не могут рассматриваться как препятствующие возмещению пенсионерам фактически произведённых расходов по оплате стоимости проезда по территории России к любому месту, избранному для отдыха при наличии доказательств, подтверждающих затраты на проезд.
Рязанцева С.В. выезжала за пределы местности, приравненной к районам Крайнего Севера - в государство Турция, что не противоречит вышеуказанным нормам закона.
Суд принимает в качестве допустимых, достоверных и достаточных доказательств фактических затрат Истца на проезд к месту отдыха и обратно: договор с туристом от ДД.ММ.ГГГГ, квитанции об оплате путевки на общую сумму 158 000 рублей (л.д.29-36, 37-38), билет на автобус междугороднего сообщения Урай – Устье-Аха, стоимостью 450 рублей (л.д.39), электронный билет на поезд по маршруту Устье-Аха – Екатеринбург (л.д.40), электронный билет (маршрутная квитанция) на авиаперелёт по маршруту Екатеринбург – Анталья (Турция) - Екатеринбург, посадочные талоны (л.д.41 - 42), электронный билет на поезд по маршруту Екатеринбург - Устье-Аха (л.д.43), билет на автобус междугороднего сообщения Устье-Аха - Урай, стоимостью 450 рублей (л.д.39).
Рязанцева С.В. выезжала на отдых за пределы Российской Федерации в государство Турцию и возвращалась воздушным транспортом, при этом воздушное судно не делало посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту, в связи с чем возмещению подлежит процентная часть стоимости воздушной перевозки, указанной в перевозочном документе, соответствующая процентному отношению ортодромии по Российской Федерации к общему ортодромии.
Стоимость авиаперелета Истца по маршруту Екатеринбург – Анталья (Турция) - Екатеринбург составила 29 439,00 рублей, что подтверждается справкой ООО «ТО Корал тревел Центр» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44).
На основании справки авиакомпании ООО «Уральские авиалинии» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45) общая ортодромия по маршруту Екатеринбург – Анталья (Турция) - Екатеринбург составляет 6 268 км, ортодромия по Российской Федерации – 4198 км., отношение ортодромии по РФ к общей ортодромии 66,98%.
Из чего следует, что Рязанцева С.В. в 2018 году пребывала в избранном ею месте отдыха и подлежит компенсации стоимость проезда (авиаперелета) Истца в размере 19 718,24 рублей, из расчета: 29 439,00 руб. х 66,98%.
Стоимость проезда по маршруту Устье-Аха – Екатеринбург подлежит компенсации по стоимости проезда в плацкартном вагоне поезда без стоимости белья в сумме 1183,40 рубля и в сумме 1183,40 рубля по маршруту Екатеринбург - Устье-Аха на основании справки ООО «Трансагентство» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46).
Истцу подлежат также возмещению затраты на проезд автомобильным транспортом на основании указанных выше проездных документов.
Указанные доказательства достоверно подтверждают, что Рязанцева С.В. в 2018 году пребывала в избранном ею месте отдыха, и что затраты на проезд, подлежащие компенсации Ответчиком, составляют всего 22 985,04 рублей, исходя из расчёта: 450,00+1183,40 +19 718,24 +1183,40 +450,00.
Доводы возражений Ответчика о том, что в маршрутной квитанции отсутствуют тариф и итоговая стоимость перевозки на авиаперелёт по маршруту Екатеринбург – Анталья (Турция) - Екатеринбург, не соответствуют приказу Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, не могут быть приняты судом по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 ст. 105 Воздушного кодекса Российской Федерации билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.
Форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации установлена Министерством транспорта Российской Федерации Приказом от 08.11.2006 года N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации".
На основании Приложения к Приказу Минтранса РФ от 08.11.2006 №134 «ФОРМА ЭЛЕКТРОННОГО ПАССАЖИРСКОГО БИЛЕТА И БАГАЖНОЙ КВИТАНЦИИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ» электронный билет должен содержать, в том числе сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки.
Представленный истцом электронный билет - маршрутная квитанция по маршруту Екатеринбург – Анталья (Турция) - Екатеринбург (л.д.41) содержит все необходимые сведения, позволяющие установить факт его принадлежности именно истцу Рязанцевой С.В., в билете указаны на английском языке её имя и фамилия, маршрут движения, аэропорты вылета и прилёта, дата рейса, факт перелета подтвержден также посадочными талонами (л.д.42), что является основанием для компенсации соответствующих расходов истца.
При этом законодательство, регулирующее вопросы компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации, не устанавливает императивного требования о возмещении расходов по оплате пенсионерам проездных билетов только при наличии всех реквизитов в билете.
Согласно приведённым доказательствам и нормам закона суд находит отказ Ответчика необоснованным и противоречащим действующему законодательству, а иск прокурора города Урая подлежащим полному удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с Ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден. Согласно ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина составляет 1 189,55 рублей, из которых 889,55 рубль по требованию имущественного характера и 300,00 рублей по требованию неимущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора города Урая в интересах Рязанцевой С.В. удовлетворить полностью.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Урае Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Рязанцевой С.В. в компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха по территории Российской Федерации и обратно.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Урае Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) в пользу Рязанцевой С.В. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха по территории Российской Федерации и обратно в период нахождения на отдыхе за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 22 985 (Двадцать две тысячи девятьсот восемьдесят пять) рублей 04 копейки.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Урае Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) в местный бюджет муниципального образования город Урай государственную пошлину в сумме 1 189 рубль 55 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Урайский городской суд (решение в окончательной форме принято 08.11.2018).
Председательствующий судья Е.П. Шестакова