Решение по делу № 2-591/2024 от 06.06.2024

УИД 22RS0010-01-2024-000801-42

(производство № 2-591/2024)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 октября 2024 года                     г. Камень-на-Оби

Каменский городской суд Алтайского края в составе:

судьи                 Балакиревой А.Ю.,

при секретаре         Шепедко С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой М. Ю. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по .... о признании незаконными решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов трудовой деятельности в специальный стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Петрова М.Ю. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по .... (далее - ОСФР по ...., ответчик, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов трудовой деятельности в специальный стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права.

В обоснование своих требований указала, что обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от *** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от *** в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа. Ответчиком не засчитаны в специальный стаж периоды работы истца с *** по *** в должности санитарки Каменского отделения судмедэкспертизы Бюро судебно-медицинской экспертизы, с *** по *** в должности санитарки патолого-анатомического отделения Каменской ЦРБ (ныне КГБУЗ «Каменская межрайонная больница». Считает принятое ответчиком решение незаконным, поскольку она в указанные периоды осуществляла трудовую деятельность во вредных условиях, работа в которых дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Просила признать незаконным решение от *** об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включить в специальный стаж по п. 2 ч.1 ст. 30 ФЗ-400 «О страховых пенсиях» периоды ее работы с *** по *** в должности санитара в Каменском межрайонном отделении судмедэкспертизы, с *** по *** в должности санитара патолого-анатомического отделения КГБУЗ «Каменская межрайонная больница», обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права.

В судебном заседании истец и ее представитель Куликова О.В. поддержали заявленные исковые требования, ссылаясь на основания, изложенные в исковом заявлении, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по .... в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в письменных возражениях просит исковые требования Петровой М.Ю. оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в возражениях.

Представители третьих лиц КГБУЗ «Каменская межрайонная больница» и КГБУЗ «....вой бюро судебно-медицинской экспертизы» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Суд, выслушав истца и ее представителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из трудовой книжки и справок работодателей следует, что Петрова М.Ю. работает в КГБУЗ «....вое бюро судебно-медицинской экспертизы» в должности санитара в Каменском межрайонном отделении судмедэкспертизы с *** по ***, с *** по настоящее время работает санитаром по совместительству в этом же отделении.

Из материалов дела также следует, что Петрова М.Ю. работала внешним совместителем в КГБУЗ «Каменская МБ» в должности санитара в патологоанатомическом отделении на 0,5 ставки с *** по ***, с *** по ***, на 0,75 ставки с *** по ***, в период с 01.03..2011 г. по настоящее время с нагрузкой свыше 1,0 ставки.

Реорганизация патологоанатомического отделения со дня его основания не производилась, отделение не переименовывалось.

*** и *** Петрова М.Ю. обращалась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ-400 «О страховых пенсиях».

Решением без даты и решением от ***, в назначении досрочной страховой пенсии по старости Петровой М.Ю. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

Ответчиком в специальный стаж не засчитаны периоды работы истца:

- с *** по 03.07.20000 г. в должности санитарки патанатомического отделения Каменской ЦРБ, так как патанатомические отделения не предусмотрены разделом XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка , утвержденного постановлением Кабинета М. С. от *** ;

- с *** по *** – в должности санитара Каменского отделения судмедэкспертизы Бюро судебно-медицинской экспертизы, поскольку отсутствует документальное подтверждение работы на полную ставку в патологоанатомическом отделении, в индивидуальном лицевом счете код льготных условий не указан.

- с *** по *** в должности санитара патологоанатомического отделения Каменской МБ, поскольку не подтверждается полная занятость на ставку рабочего времени.

Согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица Петровой М.Ю. код льготных условий не указан за все периоды ее работы.

Дата регистрации Петровой М.Ю. в системе обязательного пенсионного страхования – ***

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от *** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 (далее по тексту - Список № 2 от 26 января 1991 г.).

Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, разделом XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения», код позиции 22600000-14467, право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях предусмотрено младшим медицинским сестрам (санитаркам) патологоанатомических отделений, прозекторских, моргов.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, которые применяются в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила № 1015).

Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Таким образом, для включения в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы, предусмотренного пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», после 1 января 2013 г. требуется не только установление вредного или опасного класса условий труда на рабочем месте, но и уплата страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.

В Определении от 28 февраля 2017 г. № 315-О Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений, установленных частью 6 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», указав, что правило о том, что периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.

Период работы Петровой М.Ю. с *** по *** в должности санитара в Каменском межрайонном отделении судмедэкспертизы суд считает подлежащим зачету в специальный стаж истца, поскольку работа истца в условиях, предусмотренных разделом XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» (22600000-14467) Списка от 1991 г. подтверждается справкой КГБУЗ «....вое бюро судебно-медицинской экспертизы», согласно которой Петрова М.Ю. в указанный период работала в режиме полной рабочей недели и полного рабочего дня на полную ставку, табелем выдачи молока за работу во вредных условиях, приказами об установлении надбавок за напряженный труд, решением Каменского городского суда от *** по иску Ф по аналогичному делу, которая работала вместе истцом в таких же условиях.

При этом суд не находит оснований для зачета в специальный стаж истца периода работы с *** по *** поскольку в индивидуальном лицевом счете истца за указанный период код льготных условий отсутствует, согласно карты специальной оценки условий труда санитарки право на досрочное назначение страховой пенсии отсутствует, доказательства начисления и оплаты страховых взносов по дополнительным тарифам за период с *** не представлено.

При изложенных обстоятельствах исковые требования Петровой М.Ю. подлежат частичному удовлетворению.

Поскольку Петрова М.Ю. первоначально обращалась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости *** и на дату обращения с учетом периода, подлежащего включению, имела требуемый специальный стаж (10 лет), пенсия подлежит назначению с ***

Руководствуясь ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Петровой М. Ю. удовлетворить частично.

    Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по .... от *** в части исключения из специального стажа Петровой М. Ю. периода работы с *** по *** в должности санитара в Каменском межрайонном отделении судмедэкспертизы в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по п. 2 ч.1 ст. 30 ФЗ-400 «О страховых пенсиях» период работы Петровой М. Ю. с *** по *** в должности санитара в Каменском межрайонном отделении судмедэкспертизы.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по .... () назначить Петровой М. Ю. (СНИЛС ) досрочную страховую пенсию по старости по п.2 ч. 1 ст. 30 ФЗ-400 «О страховых пенсиях» с ***

В остальной части исковые требования Петровой М.Ю. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ....вой суд через Каменский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                 А.Ю. Балакирева

Мотивированное решение изготовлено ***.

2-591/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Петрова Марина Юрьевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю
Другие
КГБУЗ "Алтайское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы"
Куликова Ольга Викторовна
КГБУЗ "Каменская межрайонная больница"
Суд
Каменский городской суд Алтайского края
Судья
Балакирева Алена Юрьевна
Дело на сайте суда
kamensky.alt.sudrf.ru
06.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2024Передача материалов судье
13.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2024Судебное заседание
27.08.2024Судебное заседание
18.09.2024Судебное заседание
15.10.2024Судебное заседание
29.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее