Решение по делу № 2-98/2023 (2-1531/2022;) от 07.11.2022

Дело № 2-98/2023        

УИД 33RS0015-01-2022-002661-98

              

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 апреля 2023 года        г. Петушки                                                                 

Петушинский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи     Филинова Е.А.,

при секретаре судебного заседания Фиш О.А.

с участием прокурора      Парипа А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петушинского района Владимирской области в защиту интересов Ивановой Светланы Эмильевны и Иванова Сергея Валерьевича к администрации г. Покров о предоставлении жилого помещения,

установил:

Иванова С.Э. и Иванов С.В. являются собственниками по 1/2 доли квартиры по адресу: адрес, в доме который признан аварийным в 2016 году.

Прокурор Петушинского района Владимирской области с учетом уточнения обратился с иском в защиту интересов Ивановой Светланы Эмильевны и Иванова Сергея Валерьевича к администрации г. Покров о возложении обязанности предоставить Ивановой Светлане Эмильевне и Иванову Сергею Владимировичу в общую долевую собственность в равных долях благоустроенную квартиру общей площадью не менее 50,3 кв.м, отвечающую санитарным и техническим требованиям, находящуюся в пределах адрес, взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения - квартиры адрес, общей площадью 50,3 кв.м.

Прокурор Парипа А.С. и Иванова С.Э. в судебном заседании иск поддержали.

Иванов С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель администрации г. Покров Веденеева Т.А. в судебном заседании иск не признала, указав на наличие возможности произвести выплату возмещения за изымаемое жилое помещение.

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 той же статьи).

Частью 10 той же статьи установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

В силу части 8 той же статьи, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Федеральный закон N 185-ФЗ от 21.07.2007 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1). В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Из материалов дела следует, что Иванова С.Э. и Иванов С.В. являются собственниками по 1/2 доли квартиры по адресу: адрес

Постановлением главы администрации г. Покров Петушинского района Владимирской области данный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Протоколом заседания рабочей группы об определении очередности расселения МКД в рамках муниципальной адресной программы Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «г. Покров» определен срок расселения дома на 2023 год.

Данный дом включен в областную адресную программу «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области», утвержденную постановлением администрации Владимирской обл. от 28.03.2019 № 235.

Из заключения ООО «Альфа Сфера» от 19.07.2016 по техническому обследованию несущих и ограждающих конструкцию многоквартирного дома следует, что при выявленном физическом износе и техническом состоянии здания, свидетельствующем о снижении прочности и несущей способности основных конструктивных элементов, создается опасность обрушения конструкций, а также угроза жизни и здоровью людей при дальнейшей эксплуатации объекта.

На основании отчета об оценке стоимости выкупа жилого помещения ООО «Эксперт-гарант» проведена оценка квартиры Ивановых, которая составила 2 262 766 рублей.

18.08.2022 администрацией г. Покров в адрес Ивановых направлены отчет об оценке квартиры, а также проект соглашения об изъятии жилого помещения, предложений о предоставлении ему иного благоустроенного помещения взамен изымаемого от администрации г.Покров не поступало.

Ивановыми как собственниками квартиры, расположенной в многоквартирном жилом доме, включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, избран надлежащий способ обеспечения своих прав путём предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного.

Поскольку, как установлено в судебном заседании, дом, в котором расположено жилое помещение истцов, был включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд соглашается с доводами истцов о том, что они имеют право на предоставление другого жилого помещения в собственность взамен аварийного.

Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

Таким образом, ни федеральным законодательством, ни адресной программой Владимирской области не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.

Данная правовая позиция изложена в ответе на вопрос № 12 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019.

С учетом изложенного доводы ответчика о возможности изъятия жилого помещения только с выплатой денежной компенсации или с доплатой разницы в стоимости приобретаемого жилья подлежат отклонению.

При таких обстоятельствах суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Петушинского района удовлетворить.

Возложить на администрацию г. Покров Петушинского района обязанность предоставить Ивановой Светлане Эмильевне и Иванову Сергею Владимировичу в общую долевую собственность в равных долях благоустроенную квартиру общей площадью не менее 50,3 кв.м, отвечающую санитарным и техническим требованиям, находящуюся в пределах адрес, взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения - квартиры адрес, общей площадью 50,3 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

Судья        Е.А. Филинов

Мотивированное решение составлено 10.04.2023.

Судья        Е.А. Филинов

Дело № 2-98/2023        

УИД 33RS0015-01-2022-002661-98

              

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 апреля 2023 года        г. Петушки                                                                 

Петушинский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи     Филинова Е.А.,

при секретаре судебного заседания Фиш О.А.

с участием прокурора      Парипа А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петушинского района Владимирской области в защиту интересов Ивановой Светланы Эмильевны и Иванова Сергея Валерьевича к администрации г. Покров о предоставлении жилого помещения,

установил:

Иванова С.Э. и Иванов С.В. являются собственниками по 1/2 доли квартиры по адресу: адрес, в доме который признан аварийным в 2016 году.

Прокурор Петушинского района Владимирской области с учетом уточнения обратился с иском в защиту интересов Ивановой Светланы Эмильевны и Иванова Сергея Валерьевича к администрации г. Покров о возложении обязанности предоставить Ивановой Светлане Эмильевне и Иванову Сергею Владимировичу в общую долевую собственность в равных долях благоустроенную квартиру общей площадью не менее 50,3 кв.м, отвечающую санитарным и техническим требованиям, находящуюся в пределах адрес, взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения - квартиры адрес, общей площадью 50,3 кв.м.

Прокурор Парипа А.С. и Иванова С.Э. в судебном заседании иск поддержали.

Иванов С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель администрации г. Покров Веденеева Т.А. в судебном заседании иск не признала, указав на наличие возможности произвести выплату возмещения за изымаемое жилое помещение.

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 той же статьи).

Частью 10 той же статьи установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

В силу части 8 той же статьи, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Федеральный закон N 185-ФЗ от 21.07.2007 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1). В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Из материалов дела следует, что Иванова С.Э. и Иванов С.В. являются собственниками по 1/2 доли квартиры по адресу: адрес

Постановлением главы администрации г. Покров Петушинского района Владимирской области данный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Протоколом заседания рабочей группы об определении очередности расселения МКД в рамках муниципальной адресной программы Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «г. Покров» определен срок расселения дома на 2023 год.

Данный дом включен в областную адресную программу «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области», утвержденную постановлением администрации Владимирской обл. от 28.03.2019 № 235.

Из заключения ООО «Альфа Сфера» от 19.07.2016 по техническому обследованию несущих и ограждающих конструкцию многоквартирного дома следует, что при выявленном физическом износе и техническом состоянии здания, свидетельствующем о снижении прочности и несущей способности основных конструктивных элементов, создается опасность обрушения конструкций, а также угроза жизни и здоровью людей при дальнейшей эксплуатации объекта.

На основании отчета об оценке стоимости выкупа жилого помещения ООО «Эксперт-гарант» проведена оценка квартиры Ивановых, которая составила 2 262 766 рублей.

18.08.2022 администрацией г. Покров в адрес Ивановых направлены отчет об оценке квартиры, а также проект соглашения об изъятии жилого помещения, предложений о предоставлении ему иного благоустроенного помещения взамен изымаемого от администрации г.Покров не поступало.

Ивановыми как собственниками квартиры, расположенной в многоквартирном жилом доме, включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, избран надлежащий способ обеспечения своих прав путём предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного.

Поскольку, как установлено в судебном заседании, дом, в котором расположено жилое помещение истцов, был включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд соглашается с доводами истцов о том, что они имеют право на предоставление другого жилого помещения в собственность взамен аварийного.

Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

Таким образом, ни федеральным законодательством, ни адресной программой Владимирской области не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.

Данная правовая позиция изложена в ответе на вопрос № 12 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019.

С учетом изложенного доводы ответчика о возможности изъятия жилого помещения только с выплатой денежной компенсации или с доплатой разницы в стоимости приобретаемого жилья подлежат отклонению.

При таких обстоятельствах суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Петушинского района удовлетворить.

Возложить на администрацию г. Покров Петушинского района обязанность предоставить Ивановой Светлане Эмильевне и Иванову Сергею Владимировичу в общую долевую собственность в равных долях благоустроенную квартиру общей площадью не менее 50,3 кв.м, отвечающую санитарным и техническим требованиям, находящуюся в пределах адрес, взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения - квартиры адрес, общей площадью 50,3 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

Судья        Е.А. Филинов

Мотивированное решение составлено 10.04.2023.

Судья        Е.А. Филинов

2-98/2023 (2-1531/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванов Сергей Валерьевич
Иванова Светлана Эмильевна
Прокурор Петушинского района
Ответчики
Администрация г.Покров Петушинского района Владимирской области
Суд
Петушинский районный суд Владимирской области
Судья
Филинов Евгений Александрович
Дело на сайте суда
petushinsky.wld.sudrf.ru
07.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2022Передача материалов судье
11.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2022Судебное заседание
26.12.2022Судебное заседание
19.01.2023Судебное заседание
09.02.2023Судебное заседание
22.02.2023Судебное заседание
03.04.2023Судебное заседание
03.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее