Дело №12-54/2021
УИД 21RS0017-01-2021-000740-25
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Шумерля 23 июля 2021 года
Судья Шумерлинского районного суда Чувашской Республики Сливницына Н.В., с участием помощника Шумерлинского межрайпрокурора- Губановой И.В., рассмотрев протест Шумерлинского межрайпрокурора на постановление Шумерлинского межрайпрокурора на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации ........................ от "___" ___________ г. по делу об административном правонарушении по ст.14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Матянина Дмитрия Алексеевича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации ........................ от "___" ___________ г. Матянин Д.А. привлечен по ст.14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КРФ об АП) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Шумерлинский межрайпрокурор не согласился с вынесенным постановлением и обратился с протестом в Шумерлинский районный суд. Требования мотивированы тем, что согласно протокола об административном правонарушении от "___" ___________ г. и постановления Комиссии от "___" ___________ г. в 12 часов 30 минут "___" ___________ г. Матянин Д.А. возле ........................А по ........................ перевозил в багажнике автомашины марки _____________ грз № ___________, лом черного металла без соответствующих документов, тем самым нарушил постановление Правительства от 11.05.2001 №370 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения». При этом материалами дела не конкретизировано отсутствие каких документов вменялось в вину Матянину Д.А.
Материалами дела об административном правонарушении установлено, что Матянин Д.А. осуществлял перевозку лома черного металла. Правоотношения при обращении лома черных металлов регулируются постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения".
Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрено, что физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов черных металлов с указанием основания возникновения права собственности на такие лом и отходы.
К числу субъектов транспортировки лома Матянин Д.А., как физическое лицо, не относится, в связи с чем необходимости истребования у него документов, изложенных в фабуле вменяемого правонарушения, необходимых для транспортировки организациями — перевозчиками, юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями, не имелось.
В силу ст. 1.5 КРФ об АП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из изложенного, в действиях Матянина Д.А. отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст. 14.26 КРФ об АП.
Просят постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации г.Шумерля от 22 июня 2021 года по делу об административном правонарушении по ст.14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Матянина Д.А. отменить, и дело производством прекратить в связи с отсутствием в действиях Матянина Д.А. состава административного правонарушения.
Помощник Шумерлинского межрайпрокурора – Губанова И.В. требования поддержала.
Заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Абашина А.В. в судебное заседание не явилась. От нее имеется заявление о рассмотрении дело без е участия.
Выслушав помощника прокурора, исследовав дело об административном правонарушении, проверив доводы протеста, прихожу к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения протеста прокурора.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КРФ об АП обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно положениям ст.ст. 26.2, 26.11, 29.9, 29.10 КРФ об АП, судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности на основании доказательств, к которым относятся протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства, и оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
В соответствии со ст. 24.1 КРФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КРФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или. юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 26.1 КРФ об АП при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно представленных материалов, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации ........................ от "___" ___________ г. Матянин Д.А. привлечен по ст.14.26 КРФ об АП и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Как указано в постановлении, в 12 часов 30 минут "___" ___________ г. Матянин Д.А. возле ........................А по ........................ перевозил в багажнике автомашины марки _____________ грз № ___________, лом черного металла без соответствующих документов, тем самым нарушил постановление Правительства от 11.05.2001 №370 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения».
В силу ч.1 ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.
Вместе с тем, ни в протоколе об административном правонарушении от 31 мая 2021 года, ни в постановлении Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации г.Шумерля от 22 июня 2021 года не указано, отсутствие каких документов вменялось в вину Матянину Д.А.
В соответствии со статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных частями 1-10 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.31 данного кодекса, а также их отчуждения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно пункту 4 статьи 13.1 данного закона правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Данные правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. № 369 и определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных металлов на территории Российской Федерации (далее - Правила обращения с ломом и отходами черных металлов).
В силу пункта 2 этих правил физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов черных металлов с указанием основания возникновения права собственности на такие лом и отходы.
В соответствии с пунктом 3 означенных правил юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обращение с ломом и отходами черных металлов, образовавшимися у них в процессе производства и потребления либо ими приобретенными, и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.
Согласно пункту 20 названных правил при транспортировке лома и отходов черных металлов организация - перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, документами, к числу которых относятся: путевой лист, транспортная накладная, удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме согласно приложению № 3.
Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2000 г. № 616 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2000 г. № 616) в связи с участившимися случаями хищения цветных и черных металлов на объектах важнейших отраслей экономики, что ставит под угрозу нормальное их функционирование, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, и впредь до принятия соответствующего федерального закона, постановлено, что физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации, реализацию лома цветных и черных металлов, образующегося в быту и принадлежащего им на праве собственности. Юридические лица и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей граждане могут осуществлять обращение, использование и реализацию лома цветных и черных металлов, в случае если лом образовался у них в порядке, предусмотренном Законом № 89-ФЗ, либо если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанный лом.
В силу приведенных норм транспортировка лома и отходов черных металлов может осуществляться только транспортной организацией или юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, при наличии документов, указанных в пункте 20 названных правил.
К числу субъектов транспортировки лома Матянин Д.А., как физическое лицо, не относится, в связи с чем необходимости истребования у него документов, изложенных в фабуле вменяемого правонарушения, необходимых для транспортировки организациями — перевозчиками, юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями, не имелось.
Принимая во внимание, что постановление в отношении Матянина Д.А., вынесенное комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации г. Шумерля в отсутствие в действиях Матянина Д.А. состава административного правонарушения, его нельзя признать законным и обоснованным.
Согласно ст. 28.9 КРФ об АП установлено, что при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КРФ об АП, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КРФ об АП. Состав административного правонарушения образуют: объект правонарушения, объективная сторона, субъект правонарушения, субъективная сторона. Отсутствие субъекта правонарушения приводит к отсутствию состава административного правонарушения, что в соответствии со ст. 24.5 КРФ об АП исключает производство по делу.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что к числу субъектов транспортировки лома Матянин Д.А. как физическое лицо не относится, в связи с чем необходимости истребования у него документов, изложенных в фабуле вменяемого правонарушения, необходимых для транспортировки организациями — перевозчиками, юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями, не имелось, суд приходит к выводу об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.26 КРФ об АП.
При таких обстоятельствах протест Шумерлинского межрайпрокурора следует признать обоснованным, а постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации г. Шумерля - подлежащим отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КРФ об АП в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Протест Шумерлинского межрайпрокурора - удовлетворить.
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации г. Шумерля от 22 июня 2021 года по делу об административном правонарушении по ст.14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Матянина Дмитрия Алексеевича - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Матянина Дмитрия Алексеевича прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КРФ об АП в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня его получения.
Судья: Н.В. Сливницына