АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«26» декабря 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Лепиной Л.Л., Ворониной М.В.,
при секретаре Дубровиной Т.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу первого заместителя директора департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Якимовой Натальи Владимировны на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 24 сентября 2018 г., которым удовлетворены исковые требования Солнышковой Татьяны Анатольевны, действующей в качестве законного представителя недееспособной Костровой Нины Изосимовны к департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о признании права на получение меры социальной поддержки на обеспечение жильем; за Костровой Ниной Изосимовной, 15 марта 1931 года рождения признано право на получение мер социальной поддержки в виде социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем, на департамент по труду и социальной защите населения Костромской области возложена обязанность принять решение о предоставлении Костровой Нине Изосимовне социальной выплаты на обеспечение жильем.
Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., выслушав объяснения представителя департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Перминова Е.А., представителя Костровой Н.И. – Солнышковой Т.А., ее представителя Солнышкова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда
у с т а н о в и л а:
Солнышкова Т.А., являющаяся законным представителем недееспособной Костровой Н.И., обратилась в суд с иском к департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области (далее Департамент) об отмене и признании незаконным приказа Департамента от 23 ноября 2017 г. №765 в части отказа Костровой Н.И. в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, об обязании принять решение о предоставлении Костровой Н.И. единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, мотивируя тем, что Кострова Н.И., 15 марта 1931 года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ей на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором она зарегистрирована по настоящее время. Решением Димитровского районного суда г.Костромы от 28 августа 2008 г. Кострова Н.И. признана недееспособной. Ее опекуном назначена Солнышкова Т.А. В соответствии с постановлением клинико-экспертной комиссии ГУЗ «Костромская областная психиатрическая больница» от 07 сентября 2010 г. №980 Кострова Н.И. относится к лицам, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. №378 и имеющим право на дополнительную площадь в виде отдельной комнаты, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. №817. 05 августа 2010 г. заключением межведомственной комиссии на основании акта обследования жилого помещения от 05 июля 2010 г. жилой дом по вышеуказанному адресу был признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Повторное комиссионное обследование проводилось 18 сентября 2013 г. Согласно заключению межведомственной комиссии №50 жилой дом также был признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Кострова Н.И. состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с 21 октября 2013 г. при администрации Петрецовского сельского поселения Вохомского муниципального района. Она (Солнышкова Т.А.) обращалась в адрес ответчика с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты истцу на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Однако в соответствии с приказом департамента от 23 ноября 2017 г. №765 в предоставлении выплаты было отказано. Отказ ответчика считает несостоятельным, поскольку истица была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ. Согласно заключению межведомственной комиссии от 05 августа 2010 г. №43 и от 18 сентября 2013 г. №50 жилой дом, принадлежащий на праве собственности истице, был признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Вохомского муниципального района Костромской области, администрация Петрецовского сельского поселения Вохомского муниципального района Костромской области, управление опеки и попечительства администрации г.Костромы.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе первый заместитель директора департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Якимова Н.В. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Повторяя обстоятельства дела, указывает на то, что при постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Костровой Н.И. нарушены требования п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ. В данном случае факт совместного проживания с другими семьями отсутствует. Отмечает что согласно п.12 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализационных уборных. Обращает внимание на то, что решение о постановке Костровой Н.И. на учет принято без исследования ее жилищных условий до 15 августа 2013 г. по прежнему месту жительства: <адрес> и без учета наличия у нее доли в благоустроенном жилом помещении по адресу: <адрес>. Также при постановке на учет не учитывался факт намеренного ухудшения Костровой Н.И. жилищных условий. Полагает, что регистрация Костровой Н.И. по месту жительства по адресу: <адрес> была совершена исключительно с целью постановки на учет. Отмечает, что фактически Кострова Н.И. с 2008 г. по настоящее время проживает по месту жительства опекуна по адресу: <адрес>, что не оспаривалось истцами в суде первой инстанции. Кроме того, Кострова Н.И. в настоящее время из-за перелома ноги не может самостоятельно передвигаться. Однако судом при вынесении решения данные обстоятельства не учтены. Также обращает внимание на то, что акт обследования жилого помещения от 18 сентября 2013 г. №50 на основании которого принято заключение межведомственной комиссии от 18 сентября 2013 г. №50 о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, подписан Костровой Н.И., которая является недееспособной. В материалах учетного дела Костровой Н.И. имеется два постановления администрации Петрецовского сельского поселения Вохомского муниципального района Костромской области от 21 октября 2013 г. №40 «О постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», в одном из которых основанием постановки является пп.4 п.1 ст.51 ЖК РФ, а в другом пп.3 п.1 ст.51 ЖК РФ. Кроме того, отмечает, что на момент обращения в суд с иском – 27 июня 2018 г. не истек срок, предусмотренный ст.53 ЖК РФ, который следует исчислять с 15 августа 2013 г. (дата регистрации по адресу: <адрес>). Также возлагая на Департамент обязанность принять решение о предоставлении Костровой Н.И. социальной выплаты на обеспечение жильем, суд подменил собой орган государственной власти, в чью компетенцию входит принятие указанного решения, при указанных выше обстоятельствах без учета намеренного ухудшения жилищных условий, будут нарушены права иных лиц состоящих в очереди на обеспечение жильем.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Солнышкова Т.А. считает решение суда законным и обоснованным.
От истца Солнышковой Т.А. – законного представителя Костровой Н.И., представителя Солнышковой Т.А. – Солнышкова А.Н. в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство с просьбой рассматривать апелляционную жалобу в их отсутствие, свои пояснения, данные в судебном заседании, поддерживают.
Представители третьих лиц администрации Вохомского муниципального района Костромской области, администрации Петрецовского сельского поселения Вохомского муниципального района Костромской области, управления опеки и попечительства администрации г.Костромы в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд, исходя из того, что Кострова Н.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны К., нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пришел к выводу о том, что она имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
С данным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Судом установлено, что Кострова Н.И., 1931 года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны К., умершего ДД.ММ.ГГГГ, в новый брак не вступала.
Решением Димитровского районного суда г.Костромы от 28 августа 2008 г. Кострова Н.И., 15 марта 1931 года рождения признанна недееспособной. Ее опекуном назначена Солнышкова Т.А.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с последующими изменениями и дополнениями) в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов установлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст.21 названного Федерального закона членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, в частности супруге погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе такие меры, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем при установлении факта нуждаемости членов семьи в улучшении жилищных условий. Члены семей умерших участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Супруга погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившая в повторный брак, обеспечивается жильем независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.
Согласно п.3.1 ст.23.2 указанного закона по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан (в том числе, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно п.1 этой же статьи Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации Костромской области от 08 июля 2008 г. №224-а «О форме и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Костромской области» определено, что указанная мера социальной поддержки предоставляется в форме единовременной социальной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Критерием постановки участников Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны в соответствии с указанным Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ является их нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как видно из материалов дела, Кострова Н.И., 15 марта 1931 года рождения, с 18 мая 1977 года была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>.
В связи с плохим состоянием здоровья с 12 июня 2007 года Кострова Н.И. была вселена дочерью Солнышковой Т.А. в принадлежащую ей на праве собственности квартиру по адресу: <адрес>.
18 июля 2008 г. Кострова Н.И. была зарегистрирована в указанной квартире по месту жительства.
15 августа 2013 г. за Костровой Н.И. зарегистрировано право собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Одновременно с этим 15 августа 2013 г. Кострова Н.И. снята с регистрационного учета по адресу: <адрес> и зарегистрирована в <адрес>, в квартире по адресу: <адрес>, с 14 октября 2013 г. по 14 октября 2023 г. она зарегистрирована по месту пребывания.
11 сентября 2013 г. Кострова Н.И. в лице своего законного представителя обратилась в администрацию Петрецовского сельского поселения о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по основанию – проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно акту обследования жилого помещения по адресу: <адрес> межведомственной комиссией от 18 сентября 2013 г. №50 жилой дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому дому по состоянию основных несущих конструкций и степени благоустройства, ремонт дома не целесообразен, ввиду сильного износа основных несущих конструкций и степени благоустройства.
В связи с этим комиссия пришла к заключению о том, что жилой дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому дому, по состоянию несущих конструкций и степени благоустройства, так как в доме, согласнопп.12 п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47 нет степени благоустройства, имеющейся в Петрецовском сельском поселении Вохомского муниципального района. Ремонт дома нецелесообразен, ввиду сильного износа основных несущих конструкций.
Постановлением администрации Петрецовского сельского поселения от 21 октября 2013 г. №40 Кострова Н.И., как вдова участника Великой Отечественной войны, поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на основании пп.4 п.1 ст.51 ЖК РФ и включена в общий список учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации Петрецовского сельского поселения.
11 декабря 2014 г. постановлением администрации Петрецовского сельского поселения №17 Кострова Н.И. снята с учета на основании протоколов заседаний рабочей группы департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 11 декабря 2013 г. №43 и от 07 мая 2014 г. №12 и исключена из общего списка учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договора социального найма, в администрации Петрецовского сельского поселения.
15 мая 2017 г. постановлением администрации Петрецовского сельского поселения №13 на основании представления прокуратуры Вохомского района от 18 апреля 2017 г. №12-2017 постановление о снятии с учета от 11 декабря 2014 г. №17 было отменено.
Кострова Н.И. была восстановлена на учете граждан в качестве нуждающихся в жилищных помещениях, но уже на основании пп.3 п.1 ст. 51 ЖК РФ (постановление администрации от 13 ноября 2017 г. № 32).
Постановлением администрации Петрецовского сельского поселения от 13 ноября 2017 г. №31 на основании заключения межведомственной комиссии от 18 сентября 2013 г. №50 жилое помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания граждан.
30 ноября 2017 г. на обращение Солнышковой Т.А. ответчиком дан ответ о том, что учетное дело Костровой Н.И. рассмотрено на заседании комиссии по труду и социальной защите населения Костромской области по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и приказом Департамента от 23 ноября 2017 г. №765 Костровой Н.И. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, поскольку жилой дом, принадлежащий Костровой Н.И., по заключению МВК признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, только ввиду отсутствия степени благоустройства, однако это не является основанием для обеспечения лиц жильем за счет средств федерального бюджета.
Признавая отказ Департамента в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета незаконным, суд исходил из того, что жилой дом, в котором зарегистрирована Кострова Н.И., признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, ремонт дома нецелесообразен, ввиду сильного износа основных несущих конструкций и степени благоустройства, что является основанием для признания ее нуждающейся в предоставлении жилья.
Признавая за Костровой Н.И. как нуждающейся в жилье право на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения из средств федерального бюджета, суд исходил из того, что она зарегистрирована в доме, признанным непригодным для проживания, и отсутствия у нее права пользования жилым помещением как у члена семьи собственника квартиры, в которой она фактически проживает.
Между тем, судом не учтены положения жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан, а также фактические обстоятельства дела.
Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи в силу ч. 2 ст. 31 ЖК РФ имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что для признания перечисленных в данной норме лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Как видно из материалов дела, Кострова Н.И. с 12 июня 2007 года была вселена дочерью Солнышковой Т.А. в принадлежащую ей на праве собственности квартиру по адресу: <адрес>, 18 июля 2008 г. была зарегистрирована в указанной квартире по месту жительства в качестве матери владельца.
На момент постановки на учет в качестве нуждающихся, а также на момент подачи заявления в Департамент о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты Кострова Н.И. постоянно проживала в указанной <данные изъяты> квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Ее представитель Солнышкова Т.А. в суде апелляционной инстанции показала, что 15 августа 2013 года мать была снята с регистрации по месту жительства в квартире, принадлежащей ей на праве собственности, и зарегистрирована по месту жительства в <адрес>. Регистрация матери была необходима для того, чтобы оформить право собственности матери на указанный дом и земельный участок, решить вопрос о непригодности дома. Однако мать как проживала, так и проживает в настоящее время в ее квартире, по состоянию здоровья одна проживать не может.
Аналогичные пояснения дал ее представитель Солнышков А.А.
Кроме того, следует учесть, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Указанное согласуется и с положениями части 1 статьи 87 Семейного кодекса Российской Федерации о том, что трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что Кострова Н.И. была вселена в квартиру на <адрес> в качестве члена семьи собственника Солнышковой Т.А., у Костровой Н.И. в связи с регистрацией по месту жительства в непригодном доме (15 августа 2013 г.) в <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности, нуждаемости в жилье не возникло, поскольку как до указанной регистрации, так и после нее Кострова Н.И. не нуждалась в жилом помещении, та как с 2007 года и по настоящее время проживает в квартире по адресу: <адрес>, и имеет обеспеченность общей площадью жилых помещений выше учетной нормы. После регистрации по месту жительства в <адрес> она сохранила право пользования жилым помещением в квартире дочери, продолжает в нем проживать в качестве члена семьи собственника жилого помещения, перерывов в пользовании квартирой не имелось.
Вывод суда о том, что Кострова Н.И. не приобрела право пользования жилым помещением в квартире по адресу: <адрес> как член семьи собственника, поскольку была вселена в указанную квартиру как опекаемая, нельзя признать обоснованным, поскольку фактически она была вселена в квартиру дочери еще в 2007 году, в июле 2008 года была зарегистрирована в указанной квартире по месту жительства в качестве матери владельца, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела поквартирная карточка формы № 17 (л.д.81). Кострова Н.И. была признана недееспособной в августе 2008 года, и лишь 25 августа 2010 года Солнышкова Т.А. была назначена опекуном недееспособной.
При этом судом не учтено также и то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - опекунов.
Назначая Солнышкову И.А. опекуном Костровой Н.И., департаментом социальной защиты были приняты меры по сохранению за Костровой Н.И. права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, в связи с чем были направлены уведомления в УФРС по Костромской области и МБУ «Центр регистрации граждан» (приказ № 1617 от 25 августа 2010 года – л.д.6).
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что у Костровой Н.И., проживающей в квартире дочери в качестве члена семьи собственника, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превысила учетную норму 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Ссылка суда на то, что в августе 2018 года истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок после совершения действий по регистрации Костровой Н.И. в непригодном жилье, не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку, как уже указано выше, как до указанной регистрации, так и после нее Кострова Н.И. не нуждалась в жилом помещении, поскольку с 2007 года и по настоящее время проживает в квартире по адресу: <адрес>, и имеет обеспеченность общей площадью жилых помещений выше учетной нормы, т.е. ее жилищные условия не изменялись, нуждаемости в жилье не возникло.
Кроме этого, нельзя согласиться и с выводом суда о том, что факт непроживания Костровой Н.И. в непригодном жилье не имеет значения для разрешения спора с учетом признания дома непригодным для проживания. Указанный вывод противоречит фактическим обстоятельствам.
Как видно из материалов дела и установлено судом, выезд Костровой Н.И. в 2007 году из дома по адресу: <адрес>, был обусловлен не непригодностью дома для проживания, а тем, что Кострова Н.И. в силу возраста и состояния здоровья не могла одна проживать в данном доме, в связи с чем было осуществлено вселение ее в квартиру ее дочери Солнышковой Т.А.
Спорный дом был признан непригодным для проживания значительно позднее ее выезда. При этом из актов обследования МВК усматривается, что ухудшение состояния дома было вызвано, в том числе и тем, что в доме длительное время никто не проживает, дом не отапливается, надлежащим образом не содержится.
Само по себе наличие в собственности жилого дома, который в установленном порядке признан не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям, не является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.
Согласно ч.2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как указано выше, Кострова Н.И. проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности ее дочери Солнышковой Т.А., без заключения какого-либо соглашения с собственником и определяющего ее права иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ, что с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ свидетельствует о том, что она проживает в принадлежащей дочери квартире как член семьи собственника жилого помещения и согласно ч. 2 ст. 31 ЖК РФ имеет право пользования данным жилым помещением, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превысила учетную норму 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека (43 кв.м:2).
Кроме того, ей на праве собственности принадлежит квартира по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах у Костровой Н.И. не возникло право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения из средств федерального бюджета в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а именно отсутствуют основания для признания ее нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма.
Кроме того, следует отметить, что имеется вступившее в законную силу решение Вохомского районного суда Костромской области от 06 декабря 2010 года, согласно которому на администрацию Малораменского сельского поселения Вохомского муниципального района возложена обязанность предоставить Костровой Н.И. во внеочередном порядке жилое помещение, площадью не ниже социальных норм.
Как видно из материалов данного гражданского дела и ответа администрации Петрецовского сельского поселения, в порядке исполнения данного решения администрацией Петрецовского сельского поселения (правопреемником Малораменского сельского поселения) было вынесено постановление о предоставлении Костровой Н.И. во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма по адресу: <адрес>, в последующем было принято решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по адресу: <адрес>. Однако Солнышков А.А., действующий в интересах Солнышковой Т.А., отказался подписывать договоры социального найма.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 18 июня 2013 года по заявлению взыскателя (Солнышковой Т.А.) исполнительное производство было окончено, исполнительный лист возвращен взыскателю.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что, возлагая обязанность на ответчика принять решение о предоставлении Костровой Н.И. единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения из средств федерального бюджета, суд первой инстанции неправильно истолковал нормы ЖК РФ и, как следствие, неправильно применил положения Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к возникшим спорным отношениям, в связи с чем пришел к необоснованному выводу об удовлетворении требований.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 24 сентября 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым Солнышковой Татьяне Анатольевне, действующей в интересах Костровой Нины Изосимовны, отказать в удовлетворении требований о возложении на департамент по труду и социальной защите населения Костромской области обязанности принять решение о предоставлении Костровой Нине Изосимовне единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения из средств федерального бюджета.
Председательствующий:-
Судьи:-