Судья: Капцова Т.Ю. Дело <данные изъяты>а-28328/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Соколовой Н.М., Мертехина М.В.,
при секретаре Подкопаевой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> административное дело по апелляционной жалобе Смирновой Е. Н. на решение Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по административному исковому заявлению Логвинова Д. В. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> о регистрации Смирновой Е. Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатному избирательному округу <данные изъяты>,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя Логвинова Д.В. ? Козырева Д.Е., представителя окружной избирательной комиссии многомандантного избирательного округа <данные изъяты> ? Моисеева Р.Е., заключение прокурора Ищенко Е.И.,
у с т а н о в и л а :
решением территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> (далее ? ТИК <данные изъяты>) от <данные изъяты> <данные изъяты> назначены на <данные изъяты> выборы депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты>.
ТИК <данные изъяты> своим решением от <данные изъяты> <данные изъяты> заверила список кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатным избирательным округам в количестве 22 человек, выдвинутых избирательным объединением Московское областное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в котором под номером 6 указана Смирнова Е.Н.
Решением окружной избирательной комиссией многомандатного избирательного округа <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> Смирнова Е.Н. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатному избирательному округу <данные изъяты>.
Логвинов Д.В. зарегистрированный <данные изъяты> кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по тому же многомандатному избирательному округу, оспорил в решение ТИК <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>, ссылался на то, что избирательным объединением Московское областное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (далее ? Московское областное отделение КПРФ), выдвинувшим Смирнову Е.Н. в составе списка кандидатов в депутаты, нарушены требования Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О муниципальных выборах в <данные изъяты>», во-первых, <данные изъяты> в ТИК <данные изъяты> было представлена выписка из протокола по отдельным вопросам повестки дня, а не само постановление, согласно которой на конференции рассматривался вопрос о выдвижении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатным избирательным округам, а не кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, голосование за кандидатов для выдвижения списка кандидатов, как по конкретной кандидатуре, так и по всем кандидатам, не было тайным; во-вторых, в ТИК <данные изъяты> не было представлено приложение к решению избирательного объединения о выдвижении кандидатов списком (о чем указано прочерком в подтверждении получения документов ? пункт 8); в-третьих, Федорова Н.М. и Михайлов В.В. в заявлении дали согласие на назначение их уполномоченным представителем по финансовым вопросам «<данные изъяты> отделения <данные изъяты> отделения политической партии КПРФ», а не избирательному объединению ? Московское областное отделение КПРФ; в-четвертых, в ТИК <данные изъяты> не были представлены документы, подтверждающие членство кандидатов в партии, копии паспортов кандидатов (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) и копии документов, свидетельствующих о смене кандидатом Смирновой Е.Н. фамилии, имени, отчества, если она их меняла; в-пятых, заявление кандидата адресовано в ТИК <данные изъяты>, а не в окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа <данные изъяты>, в нем не указан год окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность, и должность; в-шестых, указанное в заявлении место работы ? в филиале, не подтверждается представленной справкой и копией трудовой книжки. Перечисленные обстоятельства нарушают принцип равенства кандидатов.
Решением Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Смирнова Е.Н. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия признает решение суда законным и обоснованным.
Частью 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24–26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В силу пунктов 2, 14 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями представляет собой инициативу избирательного объединения. Такая инициатива осуществляется политическими партиями в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». При этом выдвижение кандидатов, списков кандидатов осуществляется тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых законом к выдвижению кандидатов для политических партий. После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием кандидатов. Одновременно со списком кандидатов избирательное объединение в избирательную комиссию, организующую выборы, представляет документы, указанные в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов (за исключением копии устава политической партии). Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», данным Федеральным законом
Из содержания пунктов 2, 4 и 6 статьи 25 Федерального закона от <данные изъяты> № 95-ФЗ «О политических партиях» следует, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты в органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии тайным голосованием, в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения делегатов.
Региональное отделение политической партии обязано извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия (подпункт «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях»).
Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 14.1 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 данного Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию, в том числе список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат (подпункт «а»); решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы ? род занятий) (подпункт «в»).
Согласно части 12 статьи <данные изъяты> «О муниципальных выборах в <данные изъяты>» список назначенных уполномоченных представителей избирательного объединения представляется в избирательную комиссию, организующую выборы. В списке уполномоченных представителей избирательного объединения указываются: фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы ? род занятий), номер телефона каждого уполномоченного представителя избирательного объединения, а для уполномоченного представителя по финансовым вопросам также сведения о том, что это уполномоченный представитель по финансовым вопросам. К данному списку прилагается также письменное согласие каждого из перечисленных лиц осуществлять указанную деятельность.
Частью 3 статьи <данные изъяты> «О муниципальных выборах в <данные изъяты>» определено, что список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения.
Судом установлено, что избирательным объединением нарушены названных выше норм, предусматривающих процедуру выдвижения кандидата, списка кандидатов, выразившиеся в ненадлежащем оформлении представленного в территориальную избирательную комиссию списка кандидатов и документов, касающихся регистрации кандидата Смирновой Е.Н., поданных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата уполномоченным представителем, не дававшим письменного согласия избирательному объединению Московское областное отделение КПРФ.
Судебная коллегия признает, что суд дал надлежащую оценку представленным доказательствам, его выводы не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права применены верно.
Из материалов дела усматривается, что <данные изъяты> Федорова Н.М., как уполномоченный представитель избирательного объединения <данные изъяты> отделения КПРФ, представила в ТИК <данные изъяты> для заверения списка кандидатов документы, в том числе решение избирательного объединения о выдвижении кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатным округам, оформленное выпиской из протокола третьего этапа 48-й отчетно-выборной конференции <данные изъяты> отделения КПРФ от <данные изъяты>, решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения <данные изъяты> отделения КПРФ и список уполномоченных представителей, в который она включена, а также список кандидатов и их заявления (л.д. 115-116).
В избирательную комиссию представлены документы, касающиеся выдвижения кандидатов и списка кандидатом на выборы депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты>, Федоровой Н.М., которая в заявлении, адресованном в ТИК <данные изъяты>, дала согласие на назначение её уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения «<данные изъяты>ное отделение <данные изъяты> отделения политической партии КПРФ» при проведении выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты>. В нарушение положений части 12 статьи <данные изъяты> «О муниципальных выборах в <данные изъяты>» письменное согласие о назначении её уполномоченным представителем <данные изъяты> отделения КПРФ в избирательную комиссию не представила (л.д. 146).
Таким образом, список кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты>, выдвинутый избирательным объединением Московское областное отделение КПРФ и заверенный подписью уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения «<данные изъяты>ное отделение <данные изъяты> отделения политической партии КПРФ» Федоровой Н.М., а также иные необходимые, представленные Федоровой Н.М. в ТИК <данные изъяты> для заверения списка документы, поданы ненадлежащим лицом.
Суд пришел к правильному выводу о том, что заявление Смирновой Е.Н. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты по многомандатному избирательному округу <данные изъяты>, адресовано не в тот избирательный округ, вследствие чего она не могла считаться выдвинутым кандидатом (л.д. 161).
Абзацем пятым части 2 статьи <данные изъяты> «О муниципальных выборах в <данные изъяты>» предусмотрено, что окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 27 данного Закона, считается выдвинутым по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Совета депутатов.
Решение избирательной комиссии, организующей выборы, о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в части 2 статьи 23 данного Закона, направляются избирательной комиссией, организующей выборы, в соответствующие избирательные комиссии (часть 7 статьи <данные изъяты> «О муниципальных выборах в <данные изъяты>»).
Решением Избирательной комиссией <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> полномочия избирательной комиссии Волоколамского городского округа возложены на ТИК <данные изъяты>.
ТИК <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> приняла решение об окружных избирательных комиссиях по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа, из которого следует, что сформированы окружные избирательные комиссии многомандатного избирательного округа <данные изъяты> и <данные изъяты>. Полномочия окружных избирательных комиссий <данные изъяты>,4 и 5 по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа возложены на ТИК <данные изъяты>.
Решениями ТИК <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> утверждена схема многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа, а <данные изъяты> сформирована самостоятельная окружная избирательная комиссия <данные изъяты> по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа в количестве 7 членов с правом решающего голова, председателем данной комиссии назначен Любимов А.В.
Смирнова Е.Н. подала заявление о согласии баллотироваться в ТИК <данные изъяты>, председателем которой является Батурина Т.А. Следовательно, заявление о согласии баллотироваться должно быть адресовано в окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа <данные изъяты>, а не в ТИК <данные изъяты>.
Суд пришел также к правильному выводу о том, что представление выписки из протокола заседания конференции не противоречит положениям действующего избирательного законодательства, поскольку в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи <данные изъяты> «О муниципальных выборах в <данные изъяты>» решение съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком оформляется в форме документа, определенного уставом избирательного объединения, подписывается руководителем соответственно избирательного объединения, регионального отделения избирательного объединения, заверяется печатью избирательного объединения, регионального отделения избирательного объединения. В документе указывается решение о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и итоги тайного голосования за это решение. Такие решения и итоги тайного голосования в представленной в ТИК <данные изъяты> выписке из протокола заседания третьего этапа 48-й отчетно-выборной конференции <данные изъяты> отделения КПРФ от <данные изъяты> имеются.
Из содержания выписки из протокола заседания конференции На конференции третьего этапа 48-й отчетно-выборной конференции <данные изъяты> отделения КПРФ от <данные изъяты> усматривается, что тайное голосование за список кандидатов в целом не проводилось. На конференции присутствовало 74 делегата из 111 избранных. Большинством голосов депутатов приняты решения о выдвижении кандидатов в составе списка кандидатов в депутаты, зарегистрированных кандидатами в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатным избирательным округам и о выдвижении списка кандидатов по многомандатным избирательным округам на выборах депутатов. Голосование проводилось в отношении каждого кандидата, поименованного в списке, что подтверждается указанием количества голосов «за» ? 71 депутата, «против» ? 0, «воздержался» ? 0, проставленных напротив фамилии каждого кандидата. Указание в выписке на то, что за выдвижение списка проголосовало «за» ? 74 депутата, «против» ? нет, «воздержались» ? нет (пятый вопрос повестки дня), не является доказательством проведения тайного голосования за весь список в целом (л.д. 132?134).
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, список кандидатов не является составной частью протокола конференции третьего этапа 48-й отчетно-выборной конференции <данные изъяты> отделения КПРФ от <данные изъяты>, носит самостоятельный характер и не был подан вместе с выпиской из протокола конференции в ТИК <данные изъяты>. На самом списке кандидатов отсутствует также указание, что он является приложением к выписке из протокола названной конференции (л.д. 152?154).
Иные доводы административного истца суд обоснованно отклонил, как не нашедшие своего подтверждения.
Между тем, допущенные избирательным объединением нарушения предписаний федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О политических партиях» и <данные изъяты> «О муниципальных выборах в <данные изъяты>» о процедуре выдвижении кандидата в соответствии с подпунктом «б» пункта 24 статьи 38 и пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» являются основанием для признания незаконным и отмены решения ТИК <данные изъяты> о регистрации кандидата Смирновой Е.Н., и суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное требование.
Апелляционная жалоба не содержит указаний о допущенных судом нарушениях норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда, её доводы повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда, которым дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирновой Е. Н. ? без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи