Решение по делу № 2-300/2024 (2-3104/2023;) от 06.12.2023

Дело № 2-300/2024

УИД № 59RS0035-01-2023-004187-34

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июля 2024 года                                                                             город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Пироговой Н.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Басалаевой А.В.,

с участием истца Васильевой Т.Н.,

представителя истца Якушева В.Н., действовавшего по письменному ходатайству,

представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Уралкалий-Ремонт» Дубравиной А.В., действовавшей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Васильевой Т.Н к Обществу с ограниченной ответственностью «Уралкалий-Ремонт» о признании незаконной карты специальной оценки условий труда, о возложении обязанности внести изменения в индивидуальные сведения, перечислить страховые взносы с учетом дополнительных тарифов,

у с т а н о в и л:

Васильева Т.Н. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Уралкалий-Ремонт» (далее ООО «Уралкалий-Ремонт») о признании незаконной карты специальной оценки условий труда № <данные изъяты>, о возложении обязанности внести изменения в индивидуальные сведения и перечислить страховые взносы с учетом дополнительных тарифов. Требования обосновала тем, что решением от 18 октября 2023 года Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю отказало в установлении пенсии по п.3 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, так как стаж на соответствующих видах работ составил 12 лет 11 месяцев 23 дня, в специальный стаж не включен период работы машинистом крана 3 разряда ремонтно-механического цеха № <данные изъяты> ремонтно-механического управления дирекции по производству ООО «Уралкалий-Ремонт» с 01 января 2016 года по 21 мая 2018 года (02 года 04 месяца 21 день), так как работодатель не подтвердил специальный стаж, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица код льготы за данный период отсутствует. Основанием для отказа послужило проведение специальной оценки условий труда машиниста крана (крановщик, 3 разряд) карта № <данные изъяты> от 30 ноября 2015 года. Досрочная страховая пенсия назначается при условии уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам работодателями-страхователями, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.1 - п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ. С результатами специальной оценки условий труда машиниста крана (крановщик, 3 разряд) карта № <данные изъяты> не согласна. В период с 23 июля 2015 года по 21 мая 2018 года осуществляла трудовую деятельность машинистом крана 3 разряда ремонтно-механического цеха ремонтно-механического управления дирекции по производству ООО «Уралкалий-Ремонт». В начале трудовой деятельности на ее рабочем месте действовала карта аттестации рабочего места по условиям труда от 12 декабря 2013 года, согласно которой по химическому фактору производственной среды и трудового процесса класс условий труда установлен 3.1, что предоставляло право на досрочное назначение трудовой пенсии. На основании проведенной специальной оценки условий труда машиниста крана (крановщик, 3 разряда) карта № <данные изъяты> от 30 ноября 2015 года условия труда по вредным факторам были признаны допустимыми, класс условий труда установлен 2, что не дает оснований для досрочного назначения страховой пенсии. В целях установления предварительного диагноза хронического профессионального заболевания Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <...> составило санитарно-гигиеническую характеристику от 30 января 2019 года по ее месту работы и пришло к выводу, что при выполнении работ машинистом крана 3 разряда ремонтно-механического цеха ремонтно-механического управления дирекции по производству ООО «Уралкалий-Ремонт» на нее (Васильеву Т.Н.) воздействуют вредные производственные факторы: тяжесть трудового процесса (до 60% рабочего времени нахождение в фиксированной позе при допустимым значении 25% рабочего времени), условия труда относятся к классу 3.2, что дает основание для признания права на досрочную льготную пенсию в период с 23 июля 2015 года по 21 мая 2018 года при условии оплаты страховых взносов по дополнительным тарифам ООО «Уралкалий-Ремонт» (том 1 л.д.3-6).

В судебном заседании истец Васильева Т.Н. на доводах и исковых требованиях настаивала.

Представитель истца Якушев В.Н. поддержал требования своего доверителя.

Представитель ответчика ООО «Уралкалий-Ремонт» Дубравина А.В. с иском не согласилась, пояснив, что в 2015 году на рабочем месте машиниста крана 3 разряда ремонтно-механического цеха ремонтно-механического управления дирекции по производству ООО «Уралкалий-Ремонт» была проведена специальная оценка условий труда. По результатам исследования (испытаний) и измерений вредных факторов условий труда присвоен 2 класс, условия труда признаны допустимыми (карта № <данные изъяты>). С Васильевой Т.Н. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 23 июля 2015 года об изменении условий труда, с 01 декабря 2016 года условия труда являются допустимыми – 2 класс, вредных превышающих нормы факторов нет. Также полагает, что истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, Государственной инспекции труда по Пермскому краю, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю направило в суд письменный отзыв о том, что в стаж Васильевой Т.Н на соответствующих видах работ не включен период работы машинистом крана ООО «Уралкалий-Ремонт» с 01 января 2016 года по 21 мая 2018 года, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица код льготы за данный период отсутствует. При условии начисления и уплаты страхователем дополнительного тарифа страховых взносов, а также подтверждения вредного и (или) опасного класса условий труда (кода льготы), соответствующие периоды могут быть засчитаны в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости (том 1 л.д.57).

Специалист ФИО5 пояснила, что имеет сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, является действующим экспертом. Класс условий труда на одном и том же рабочем месте в разное время может быть разным, для этого каждые пять лет и проводится специальная оценка условий труда. Если для работника при выполнении должностных обязанностей характерно перемещение по горизонтали и по вертикали эти показатели суммируются и сравниваются с характерными показателями. Если перемещение работника по горизонтали составляет 0,5 км, то по вертикали работник должен проходить не более 2 км для признания класса условий труда допустимым. При протяженности вертикальной лестницы 7 м 35 см., работник за рабочую смену должен осуществить 272 спуска-подъема, что в соответствии с хронометражом рабочего времени машиниста крана полагает нереальным. Если бы в 2015 году при проведении СОУТ был определен показатель «перемещение по вертикали», то с учетом длины лестницы, количества спусков-подъемов и хронометража рабочего времени, этот показатель не мог бы повлиять на итоговый класс условий труда машиниста крана.

Изучив доводы и требования искового заявления, выслушав стороны, опросив специалиста ФИО5, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 и ч.2 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В ст.3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» приведены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в их числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее страховые взносы) - обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абз.7 ст.3 названного Федерального закона).

К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору (п.1 ст.7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (пп.1 п.1 ст.6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абз.3 п.2 ст.14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Из приведенного правового регулирования следует, что конституционное право на социальное обеспечение включает право лиц, работавших и работающих по трудовому договору, на получение мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения их материального и (или) социального положения, предоставляемых в рамках системы обязательного социального страхования. Право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников, которому корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников. Такую обязанность работодатель должен исполнять с момента заключения с работником трудового договора.

Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пенсия по старости, предоставляемая в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 года - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации). При этом на страхователей (работодателей) законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, предоставлять пенсионному органу и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении каждого работника. От надлежащего исполнения работодателем этой обязанности зависит право работника на получение страховой пенсии по старости.

До 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которому со дня его вступления в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (ст.36).

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6к Федеральному закону «О страховых пенсиях») (ч.1 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч.2 и ч.3 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч.1 ст.11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Согласно п.3 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В силу ч.6 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные п.1-п.18 ч.1 названной статьи, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст.428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п.1-п.18 ч.1 названной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п.1-п.18 ч.1 названной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч.1 ст.3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

По результатам специальной оценки условий труда устанавливают классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч.2 ст.3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).

Результаты специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (п.7 ч.1 ст.7Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).

Из положений п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 следует, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 и ст.31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии сост.27 и ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно абз.1 п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В п.5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.12, ст.78 и ст.78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29, разъясняется, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст.14 Федерального закона «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.11 и ст.12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.11 и ст.12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2 ст.14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В п.43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В ст.3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении).

В соответствии с п.1 и п.2 ст.11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи предоставляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В ч.1 ст.28 Федерального закона «О страховых пенсиях» указано, что работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст.8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абз.3 ч.1 ст.16 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Из приведенных нормативных положений следует, что право граждан на страховую пенсию по старости связано с наличием определенных условий, в числе которых достижение гражданином пенсионного возраста, индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30, соответствующий страховой стаж - суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности и уплаты страховых взносов по тарифам, установленным ст.428 Налогового кодекса Российской Федерации, связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В частности, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются работники, выполняющие работы в тяжелых условиях труда, чьи профессии и должности, а также производства предусмотрены соответствующим списком производств, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию на льготных условиях в связи с особыми условиями труда. При этом для зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости таким работникам, принимаются периоды, когда работники не менее 80 процентов рабочего времени, куда включаются подготовительные и вспомогательные работы, выполняют работы в условиях труда, предусмотренных соответствующими списками.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, который используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) предоставляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 года - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, предоставляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Истец Васильева Т.Н., заявляя свои требования к ООО «Уралкалий-Ремонт» о возложении обязанности внести изменения в индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица за период с 01 января 2016 года по 21 мая 2018 года, перечислить за указанный период страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с учетом дополнительных тарифов, установленных ч.2 ст.58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и п.2 ст.428 Налогового кодекса Российской Федерации, обосновала их тем, что карта специальной оценки условий труда № <данные изъяты> на рабочем месте машиниста крана (крановщик, 3 разряд) ремонтно-механического цеха , ремонтно-механического управления дирекции по производству ООО «Уралкалий-Ремонт» является незаконной. Ее распорядок дня, должностные обязанности, условия работы в период с 23 июля 2015 года по 21 мая 2018 года не менялись, следовательно наравне с включенным пенсионным органом в специальный стаж периодом работы с 23 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года, она имеет право претендовать на включение в специальный стаж спорного периода с 01 января 2016 года по 21 мая 2018 года, что даст ей право на досрочное назначении страховой пенсии по п.3 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Ответчик ООО «Уралкалий-Ремонт» не подтверждает факт занятости истца в период с 01 января 2016 года по 21 мая 2018 года в особых (вредных, тяжелых) условиях труда и право истца на досрочное назначение страховой пенсии, поскольку по результатам специальной оценки условий труда (карта № <данные изъяты> условия труда истца соответствовали 2 классу, фактические уровни вредных факторов соответствовали гигиеническим нормативам, являлись допустимыми, вследствие чего в отдел персонифицированного учета сведения подавались без кода льготной профессии, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование оплачивались без дополнительных тарифов.

По данному гражданскому делу юридически значимым обстоятельствами, подлежащими определению и установлению с учетом требований истца Васильевой Т.Н. и возражений ответчика ООО «Уралкалий-Ремонт», а также норм материального права, регулирующих спорные отношения, является установление факта выполнения Васильевой Т.Н. в спорный период с 01 января 2016 года по 21 мая 2018 года в течение полного рабочего дня работы машиниста крана 3 разряда, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости; достоверность отражения данных об этом периоде работы в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в редакции от 23 июня 2014 года, действовавшей на момент проведения специальной оценки условий труда), который устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В силу ч.2 ст.3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Права и обязанности работодателя и работника в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также организации, проводящей специальную оценку условий труда, содержатся в ст.4-ст.6 Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Порядок проведения специальной оценки условий труда регламентирован главой 2 Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Согласно ч.2, ч.3, ч.4 ст.8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст.19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (ч.2).

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч.3).

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч.4).

На основании ч.1 ст.9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

В силу ч.2 и ч.4 ст.9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (ч.2).

Комиссию возглавляет работодатель или его представитель (ч.4).

В соответствии с ч.5 ст.9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

В силу ч.1 ст.10 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной ч.3 ст.8 настоящего Федерального закона.

На основании ч.2 ст.10 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном ст.9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» при осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться:

1) производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;

2) результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

3) случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;

4) предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Согласно ч.4 ст.10 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

В силу ч.5 ст.10 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном ст.12 настоящего Федерального закона.

На основании ч.6 ст.10 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

По правилам ч.7 ст.10 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на указанных в ч.6 настоящей статьи рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в ч.1 и ч.2 ст.13 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.

На основании ч.2 ст.12 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников.

В силу ч.3 ст.12 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В соответствии с п.4 ст.12 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» при проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

На основании ч.5 и ч.6 ст.12 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» методы исследований (испытаний) и методики, методы измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследования (испытания) и измерения, определяются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, самостоятельно (ч.5).

Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям (ч.6).

В силу ч.8 ст.12 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

В ч.1 ст.13 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» перечислены вредные и (или) опасные факторы производственной среды, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению в целях проведения специальной оценки условий труда.

К ним относятся:

1) физические факторы - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Герц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности);

2) химические факторы - химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа;

3) биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.

В ч.2 ст.13 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» перечислены вредные и (или) опасные факторы трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению в целях проведения специальной оценки условий труда.

К ним относятся:

1) тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника;

2) напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.

В ч.3 ст.13 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» указано, что испытательная лаборатория (центр) проводит исследования (испытания) и измерения следующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса:

1) температура воздуха;

2) относительная влажность воздуха;

3) скорость движения воздуха;

4) интенсивность и экспозиционная доза инфракрасного излучения;

5) напряженность переменного электрического поля промышленной частоты (50 Герц);

6) напряженность переменного магнитного поля промышленной частоты (50 Герц);

7) напряженность переменного электрического поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;

8) напряженность переменного магнитного поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;

9) напряженность электростатического поля и постоянного магнитного поля;

10) интенсивность источников ультрафиолетового излучения в диапазоне длин волн 200 - 400 нанометров;

11) энергетическая освещенность в диапазонах длин волн УФ-A ( = 400 - 315 нанометров), УФ-B ( = 315 - 280 нанометров), УФ-C ( = 280 - 200 нанометров);

12) энергетическая экспозиция лазерного излучения;

13) мощность амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного излучений;

14) радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников;

15) уровень звука;

16) общий уровень звукового давления инфразвука;

17) ультразвук воздушный;

18) вибрация общая и локальная;

19) освещенность рабочей поверхности;

20) концентрация вредных химических веществ, в том числе веществ биологической природы (антибиотиков, витаминов, гормонов, ферментов, белковых препаратов), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа, а также концентрация смесей таких веществ в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников (в соответствии с областью аккредитации испытательной лаборатории (центра);

21) массовая концентрация аэрозолей в воздухе рабочей зоны;

22) тяжесть трудового процесса (длина пути перемещения груза, мышечное усилие, масса перемещаемых грузов, угол наклона корпуса тела работника и количество наклонов за рабочий день (смену), время удержания груза, количество стереотипных рабочих движений);

23) напряженность трудового процесса работников, трудовая функция которых:

а) заключается в диспетчеризации производственных процессов, управлении транспортными средствами (длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени, число производственных объектов одновременного наблюдения, нагрузка на слуховой анализатор, время активного наблюдения за ходом производственного процесса);

б) заключается в обслуживании производственных процессов конвейерного типа (продолжительность выполнения единичной операции, число элементов (приемов), необходимых для реализации единичной операции);

в) связана с длительной работой с оптическими приборами;

г) связана с постоянной нагрузкой на голосовой аппарат;

24) биологические факторы (в соответствии с областью аккредитации испытательной лаборатории (центра).

Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника (ч.2 ст.14 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).

Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) (ч.3 ст.14 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности (ч.4 ст.14 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).

Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности (ч.5 ст.14 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).

Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям труда до 01 января 2014 года осуществлялось на основании аттестации рабочих мест, которая проводилась в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» не реже одного раза в пять лет. Данный документ утратил силу с 01 января 2014 года в связи с изданием Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным ст.19 настоящего Федерального закона требованиям;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в ч.9 ст.12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);

7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;

8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В силу ч.2 ст.15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

В ч.3 ст.15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» указано, что форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Согласно ч.4 ст.15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются сведения, предусмотренные п.1, 2, 9 ч.1 настоящей статьи.

В силу ч.5 ст.15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.24 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется:

1) по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков;

2) по поданным непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, в соответствии с ч.1 настоящей статьи заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков.

В силу ч.2 ст.26 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

В ч.4 ст.27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» указано, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч.1 ст.17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных ст.7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

К числу случаев проведения внеплановой специальной оценки условий труда (ч.1 ст.17 Федерального закона «О специальной оценке условий труда») отнесены:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

В судебном заседании установлено, что в декабре 2013 года была проведена аттестация рабочего места машиниста крана (крановщика) Ремонтно-механического цеха (РМЦ-6) Ремонтно-механического управления ООО «Уралкалий-ремонт».

Согласно карты аттестации рабочего места по условиям труда на рабочем месте машиниста крана (крановщик) были установлены следующие вредные факторы производственной среды и трудового процесса: химический - класс условий труда 3.1, шум - класс условий труда 2, вибрация общая - класс условий труда 2, вибрация локальная - класс условий труда 2, микроклимат - класс условий труда 2, световая среда - класс условий труда 2, тяжесть труда - класс условий труда 2, напряженность труда - класс условий труда 2. Итоговый класс условий труда установлен 3.1; предусмотрено право на досрочное назначение пенсии по пп.3 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ; предусмотрена необходимость проведения медицинских осмотров; предусмотрен размер повышения оплаты труда за счет компенсации; предусмотрена выдача молока или других равноценных пищевых продуктов; даны рекомендации при проведении работ использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (уменьшение вредного влияния на органы дыхания) (том 1 л.д.15-17).

Истец Васильева Т.Н. 23 июля 2015 года была принята на работу машинистом крана (крановщиком) 3 разряда в Дирекцию по производству Ремонтно-механического управления Ремонтно-механического цеха - 6 ООО «Уралкалий-ремонт».

С ней был заключен трудовой договор, по условиям которого работнику установлены вредные условия труда, подкласс условий труда – 3.1; рабочая неделя с предоставлением выходных по скользящему графику; продолжительность рабочей недели 40 часов; продолжительность рабочей смены не более 11,25 часов; тарифная ставка 70,63 руб.; предусмотрена компенсационная выплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, выдача молока или других равноценных продуктов в связи с вредными условиями труда (том 1 л.д.8-11).

Васильева Т.Н. с 23 июля 2015 года по 21 мая 2018 года работала на мостовом кране регистрационный , заводской грузоподъемностью 10 тонн; на мостовом кране регистрационный , заводской грузоподъемностью 12,5 тонн; на мостовом кране регистрационный , заводской грузоподъемностью 12,5 тонн (том 1 л.д.141-148, 149-155, 156-168, 169-173).

Из содержания Инструкции по рабочему месту и охране труда машиниста крана (крановщика) ремонтно-механического управления ООО «Уралкалий-Ремонт», утвержденной главным инженером ООО «Уралкалий-Ремонт» 26 октября 2011 года, следует, что машинист крана (крановщик) относится к вспомогательному персоналу. Рабочим местом машиниста является место, где он должен находиться в рабочее время, или где он должен выполнять порученную ему работу согласно выданного ему наряд-задания (наряд-допуск). Рабочее место машиниста крана предназначено для подъема, опускания, перемещения грузов. Машинист крана 3 разряда должен знать: устройство и принцип работы обслуживаемых кранов и их механизмов; способы определения массы груза по внешнему виду; правила эксплуатации кранов по установке деталей, изделий и узлов на станок; порядок загрузки стеллажей продукцией в соответствии с установленной номенклатурой и специализацией; технологический процесс внутрискладской переработки грузов; правила укладки и хранения грузов на стеллажах; основы электротехники и слесарного дела (том 1 л.д.174-184).

Приказом от 08 мая 2015 года № 127 в целях реализации положений Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующих требования охраны труда, и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» на ООО «Уралкалий-Ремонт» была создана комиссия по проведению специальной оценки условий труда.

В состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда вошли:

председатель комиссии - главный инженер ФИО6,

заместитель председателя комиссии - начальник управления по охране труда, промышленной безопасности и окружающей среды ФИО7,

члены комиссии – начальник управления ОТиЗ ФИО8, начальник отдела движения персонала ФИО9, начальник отдела расчетов с персоналом ФИО10, помощник генерального директора по правовым вопросам ФИО11, начальник управления ремонта электромеханического оборудования поверхностного комплекса ФИО12, начальник ремонтно-механического управления ФИО13, начальник управления горно-монтажных работ ФИО14, начальник управления ремонта электромеханического оборудования подземного комплекса ФИО15, председатель профсоюзного комитета ФИО16 (том 1 л.д.89).

Приказом от 01 декабря 2015 года № 295 в п.1 приказа от 08 мая 2015 года внесены изменения, из состава комиссии исключен начальник управления по охране труда, промышленной безопасности и окружающей среды ФИО7, заместителем председателя в состав комиссии включен начальник отдела ОТиПБ ФИО17 (том 1 л.д.90).

Специальную оценку условий труда по заказу ООО «Уралкалий-Ремонт» на основании договора от 25 марта 2015 года <данные изъяты> проводило <данные изъяты> от 27 августа 2010 года в Реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, аттестат аккредитации № <данные изъяты> от 26 сентября 2013 года) в отношении 1 430 рабочих мест ООО «Уралкалий-Ремонт», в том числе работников и вспомогательного персонала ремонтно-механического цеха ремонтно-механического управления дирекции по производству ООО «Уралкалий-Ремонт» (том 1 л.д.91-93, 118-130).

На рабочем месте машиниста крана (крановщик, 3 разряд) ремонтно-механического цеха ремонтно-механического управления дирекции по производству ООО «Уралкалий-Ремонт» выявлены такие вредные (опасные) факторы, как химический, шум, вибрация (общая и локальная), тяжесть и напряженность трудового процесса.

При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных факторов составлены следующие протоколы:

<данные изъяты> по химическому фактору, заключение - уровень вредного фактора соответствует гигиеническим нормативам, класс (подкласс) условий труда – 2 (том 1 л.д.100-101);

<данные изъяты> по шуму, заключение - уровень вредного фактора соответствует гигиеническим нормативам, класс (подкласс) условий труда – 2 (том 1 л.д.98-99);

<данные изъяты> по вибрации, заключение - уровень вредного фактора соответствует гигиеническим нормативам, класс (подкласс) условий труда – 2 (том 1 л.д.96-97);

<данные изъяты> по напряженности трудового процесса, заключение - уровень вредного фактора соответствует гигиеническим нормативам, класс (подкласс) условий труда – 2 (том 1 л.д.94-95);

<данные изъяты> по тяжести трудового процесса, заключение - уровень вредного фактора соответствует гигиеническим нормативам, класс (подкласс) условий труда – 1 (том 1 л.д.102-103).

По результатам специальной оценки условий труда на рабочем месте машинистом крана 3 разряда ремонтно-механического цеха ремонтно-механического управления дирекции по производству ООО «Уралкалий-Ремонт» была составлена карта № <данные изъяты> от 30 июня 2015 года (том 1 л.д.104-106).

В соответствии с данной картой специальной оценки условий труда на рабочем месте машиниста крана (крановщика) установлены следующие факторы производственной среды и трудового процесса: химический - класс условий труда 2, шум - класс условий труда 2, вибрация общая - класс условий труда 2, вибрация локальная - класс условий труда 2, тяжесть труда - класс условий труда 1, напряженность труда - класс условий труда 2. Установлен итоговый класс условий труда 2; из ранее предусмотренных мер сохранена только необходимость проведения медицинских осмотров; не предусмотрен размер повышения оплаты труда за счет компенсации; не предусмотрена выдача молока или других равноценных пищевых продуктов; не даны рекомендации при проведении работ использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (уменьшение вредного влияния на органы дыхания);    не предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии (том 1 л.д.104-106).

Между работодателем ООО «Уралкалий-Ремонт» и работником Васильевой Т.Н. подписаны соглашения к трудовому договору об установлении с 01 декабря 2015 года тарифной ставки в размере 76,28 руб., об изменении условий труда на допустимые, 2-й класс; об отсутствии вредных факторов, превышающих нормы (том 1 л.д.12, 13).

Правовых оснований для признания незаконной карты специальной оценки условий труда № <данные изъяты> суд не находит, поскольку существенных нарушений со стороны работодателя ООО «Уралкалий-Ремонт» либо со стороны организации, проводившей специальную оценку условий труда <данные изъяты> которые бы могли повлиять на определение итогового класса условий труда, не допущено.

Порядок проведения специальной оценки условий труда, предусмотренный ст.ст.8-10, 12-15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» соблюден:

для проведения специальной оценки условий труда между работодателем ООО «Уралкалий-Ремонт» и ООО «Экспертно-аналитический центр «Технологии труда», отвечающим установленным Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» требованиям, 25 марта 2015 года заключен договор <данные изъяты>;

работодателем ООО «Уралкалий-Ремонт» на основании приказа от 08 мая 2015 года с учетом приказа от 01 декабря 2015 года создана комиссия, в состав которой были включены представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации;

идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте машиниста крана (крановщик, 3 разряд) экспертом проводилась в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению, утвержденных приказом Минтруда России от 24 января 2014 года <данные изъяты>;

на рабочем месте машиниста крана (крановщик 3 разряда) ремонтно-механического цеха ремонтно-механического управления дирекции по производству ООО «Уралкалий-Ремонт» установлены следующие вредные (опасные) факторы: химический, шум, вибрация (общая и локальная), тяжесть и напряженность трудового процесса;

составлены протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений всех указанных выше вредных (опасных) факторов № <данные изъяты> по заключению в которых    уровень вредного фактора соответствует гигиеническим нормативам, класс (подкласс) условий труда – 2, в протоколе № <дата>.01.04-ТТ-16-15-59 уровень вредного фактора соответствует гигиеническим нормативам, класс (подкласс) условий труда – 1;

по результатам проведенных исследований составлена карта № <данные изъяты> от 30 июня 2015 года с присвоением рабочему месту машиниста крана (крановщик, 3 разряд) ремонтно-механического цеха № 6 ремонтно-механического управления дирекции по производству ООО «Уралкалий-Ремонт» 2 класса условий труда;

составлен отчет о проведении специальной оценки условий труда;

работник ознакомлен с результатами специальной оценки условий труда, с ним подписано соглашение к трудовому договору об изменении с 01 декабря 2015 года условий труда на допустимые, 2-й класс и об отсутствии вредных факторов, превышающих нормы.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела возник вопрос, требующий познаний качества проведения специальной оценки условий труда, в связи с чем определением суда от 20 февраля 2024 года с учетом определения от 22 февраля 2024 года об исправлении описки (том 1 л.д.220-222, 223) по делу была назначена государственная экспертиза качества проведенной специальной оценки условий труда (карта № <данные изъяты>).

Проведение экспертизы было поручено Министерству труда и социального развития Пермского края, которое пришло к следующему заключению: качество проведения специальной оценки условий труда № <данные изъяты> на рабочем месте машиниста крана (крановщик 3 разряда) не соответствует требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426 «О специальной оценке условий труда», так как в нарушении ч.3 ст.8, ч.7 ст.10, п.1 ч.2 ст.13 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», п.81 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2024 года № 33н не определен подлежащий измерению и оценке фактических значений показатель тяжести трудового процесса, учитывающий перемещение работника в пространстве по вертикали, обусловленное технологическим процессом, в течение рабочего дня (смены); при проведении измерений (оценки) тяжести трудового процесса на рабочем месте № <данные изъяты>.04 машиниста крана (крановщик 3 разряда) не произведены измерения и оценка фактических значений показателя тяжести трудового процесса, учитывающего перемещение работника в пространстве по вертикали, обусловленного технологическим процессом, в течение рабочего дня (смены). В п.7.2 раздела 7 протокола проведения исследований (испытаний) и измерений тяжести трудового процесса № <данные изъяты> отмечено, что данный показатель «не характерен». Вместе с тем рабочее место № <данные изъяты> предусматривает неоднократное перемещение крановщика в течение рабочего дня (смены) по вертикали (перемещение по лестницам, угол наклона которых более 30% от горизонтали, для подъема в кабину крана, спуска из кабины крана, осмотра его механизмов и других действий, предусмотренных инструкцией по рабочему месту и охране труда) (том 2 л.д.1-15).

Иных нарушений при проведении специальной оценки условий труда экспертным путем не выявлено, ходатайств о назначении по делу дополнительной или повторной судебной экспертизы стороны не заявляли..

У суда нет оснований не доверять указанному выше экспертному заключению, поскольку процедура назначения и проведения экспертизы соблюдена, возражений против проведения экспертизы в данном экспертном учреждении от участников процесса не поступало, эксперт в письменном виде предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем расписался собственноручно. Для проведения экспертизы эксперту по его ходатайству были направлены все сохранившиеся материалы, связанные с порядком проведения специальной оценки условий труда. Экспертом даны ответы на все поставленные судом вопросы.

В соответствии с ч.3 ст.86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта суд оценивает по правилам ч.1 и ч.2 ст.67 настоящего Кодекса, т.е. по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, так как никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Выявленные экспертизой нарушения по мнению суда не свидетельствуют о незаконности карты специальной оценки условий труда № <данные изъяты> от 30 июня 2015 года, поскольку доказательств влияния данных нарушений на итоговое значение класса условий труда судом не установлено.

Представитель ответчика ООО «Уралкалий-Ремонт» в судебное заседание представил дополнительные доказательства в обосновании своих возражений:

акт проведения замеров лестниц к мостовым кранам ремонтно-механического цеха № 6 ремонтно-механического управления дирекции по производству (том 2 л.д.23),

схемы и фотоснимки лестниц для подъема к мостовым кранам и спуска с мостовых кранов (том 2 л.д.24, 25, 26, 27, 28, 29),

расчеты расстояний, количества спусков и подъемов (том 2 л.д.30-33).

Из акта проведения замеров лестниц (том 2 л.д.23) следует, что в ремонтно-механическом цехе ремонтно-механического управления дирекции по производству расположены три вертикальные лестницы, установленные к мостовым кранам:

протяженность лестницы от пола до площадки, где установлена кабина мостового крана с регистрационным составляет 6 615 мм, угол наклона лестницы 53 градуса (приложение к акту – том 2 л.д.24, 25);

протяженность лестницы от пола до площадки, где установлена кабина мостового крана с регистрационным составляет 7 220 мм, угол наклона лестницы 52,5 градуса (приложение к акту – том 2 л.д.26, 27);

протяженность лестницы от пола до площадки, где установлена кабина мостового крана с регистрационным составляет 7 350 мм, угол наклона лестницы 49 градусов (приложение к акту – том 2 л.д.28, 29).

В протоколе проведения исследований (испытаний) и измерений тяжести трудового процесса № <данные изъяты> (том 1 л.д.102-104) перемещение работника в пространстве по горизонтали указано 0,5 км, следовательно с учетом принципа суммирования показателей перемещения по горизонтали и вертикали работник за рабочую смену должен пройти по вертикали не менее 2 км для установления 3 класса и признания условий труда на рабочем месте вредными.

При протяженности самой длинной вертикальной лестницы 7 350 мм работник за смену должен совершить не менее 272 спусков (подъемов), что не характерно для выполнениям обязанностей машиниста крана с учетом технологического процесса и хронометража рабочего времени, в соответствии с которым машинист крана за смену осуществляет не более 22 спусков (подъемов) и проходит по вертикали не более 161,7 м, что составляет менее 10% от показателей, характерных для признания условий труда вредными (расчет 2 000 000 мм (или 2 км): 7 350 мм = 272 спуска (подъема)).

По ходатайству представителя ответчик в судебном заседании была опрошена специалист ФИО5, имеющая сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, которая также подтвердила, что с учетом технологического процесса и хронометража рабочего времени машинисту крана за рабочую смену невозможно осуществить более 272 спусков (подъемов) или пройти по вертикали не менее 2 км для признания условий труда вредными и для установления им 3 класса.

Не доверять показаниям данного специалиста у суда нет оснований, так как ФИО5 является действующим экспертом, имеет право выполнять работы по специальной оценке условий труда, срок действия сертификата не истек (с 23 октября 2020 года по 22 октября 2025 года), ее пояснения также основаны на математических расчетах.

Кроме того, в ранее составленной карте аттестации рабочего места по условиям труда от 12 декабря 2013 года (том 1 л.д.15-17), а также в последующей карте специальной оценки условий труда от 24 декабря 2020 года значение производственного фактора напряженность трудового процесса признано допустимым и установлен 2 класс условий труда (том 2 л.д.56-58).

При составлении санитарно-гигиенической характеристики от 30 января 2019 года в целях установления ФИО1 предварительного диагноза хронического профессионального заболевания Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю пришло к заключению, что на истца воздействовал такой вредный производственный фактор как тяжесть трудового процесса по рабочей позе (том 1 л.д.21-28), следовательно перемещение по вертикали имело допустимые значения, что также косвенно подтверждает отсутствие вредных условий труда по данному показателю.

Каких-либо иных нарушений при проведении в 2015 году специальной оценки условий труда на рабочем месте машиниста крана (крановщик 3 разряда) ремонтно-механического цеха ремонтно-механического управления дирекции по производству ООО «Уралкалий-Ремонт», которые могли бы существенно повлиять на установление итогового класса условий труда, в судебном заседании судом не установлено.

Поскольку отсутствуют правовые основания для признания незаконной карты специальной оценки условий труда № <данные изъяты> от 30 июня 2015 года, следовательно у суда нет оснований возлагать на ООО «Уралкалий-Ремонт» обязанность внести изменения в индивидуальные сведения застрахованного лица Васильевой Т.Н. в части указания по спорному периоду работы кода льготы и перечислить за спорный период страховые взносы с учетом дополнительных тарифов.

Доводы представителя ответчика ООО «Уралкалий-Ремонт» о пропуске истцом срока обращения в суд также заслуживают внимание в силу следующего.

Согласно ч.1 ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

О результатах специальной оценки условий труда истцу ФИО1 стало известно 27 апреля 2016 года при подписании соглашения к трудовому договору об изменении условий труда на 2 класс, однако с исковым заявлением об оспаривании результатов специальной оценки условий труда она обратилась в суд спустя семь лет, т.е. со значительным пропуском срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований, предъявленных к Обществу с ограниченной ответственностью «Уралкалий-Ремонт» о признании незаконной карты специальной оценки условий труда № <данные изъяты> от 30 июня 2015 года, о возложении обязанности внести изменения в индивидуальные сведения, перечислить страховые взносы с учетом дополнительных тарифов, Васильевой Т.Н отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

                Судья         <данные изъяты>          Н.Б.Пирогова

Решение в окончательной форме принято 16 августа 2024 года.

2-300/2024 (2-3104/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильева Татьяна Николаевна
Ответчики
ООО "Уралкалий-Ремонт"
Другие
Власов Сергей Викторович
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
Якушев Василий Николаевич
Госсударственная инспекция труда по Пермскому краю
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Пирогова Наталья Борисовна
Дело на сайте суда
solikam.perm.sudrf.ru
06.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2023Передача материалов судье
07.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.01.2024Предварительное судебное заседание
29.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.02.2024Предварительное судебное заседание
27.06.2024Производство по делу возобновлено
27.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2024Судебное заседание
03.07.2024Судебное заседание
16.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее