Судья <данные изъяты> Дело №33-1269/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 августа 2013 года город Псков
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Сладковской Е.В.
судей Белоноговой Н.Ю., Спесивцевой С.Ю,
при секретаре Бошковой А.Н.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Алексеевой Ю.В. на решение Островского городского суда Псковской области от 21 мая 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Алексеевой Ю.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Островском районе Псковской области (межрайонному) о взыскании недополученной суммы ежемесячной денежной выплаты, установленной инвалиду, недополученной суммы федеральной социальной доплаты к пенсии инвалида и компенсации морального вреда - отказать.
Выслушав доклад судьи Спесивцевой С.Ю., объяснения представителя Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Островском районе Псковской области (межрайонное) Кулаковой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алексеева Ю.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Островском районе Псковской области (межрайонное) о взыскании недополученной суммы ежемесячной денежной выплаты, установленной инвалиду, недополученной суммы федеральной социальной доплаты к пенсии инвалида и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что с 14 февраля 2018 года ей, как инвалиду <данные изъяты>, назначена пенсия по инвалидности в размере 4 665, 60 рублей; с 01 марта 2018 года в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) в размере 2 073, 51 рублей и предоставлена 50% компенсация расходов на оплату коммунальных услуг. С 10 июля 2018 года она является неработаюшим пенсионером и, поскольку ее пенсия ниже прожиточного минимума, ей назначена социальная доплата к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
При назначении ежемесячной денежной выплаты в нарушение Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ответчиком в отсутствие ее заявления из суммы ежемесячной денежной выплаты направлено 1 075, 19 рублей на набор социальных услуг.
Кроме того, её страховая пенсия по инвалидности в период с июля по декабрь 2018 года составляла 4 665, 60 рублей в месяц, в период с января по февраль 2019 года - 4 994,66 рублей, что менее прожиточного минимума, который в 2018 году соответствовал 8 726 рублей, а в 2019 году - 8 806 рублей, а потому в 2018 году ей полагалась ежемесячная доплата в сумме 4 060, 40 рублей, в 2019 году ежемесячная доплата в размере 3 811,34 рублей.
Между тем ответчик при установлении размера социальной доплаты к пенсии, кроме размера страховой пенсии учитывал ежемесячную денежную выплату, а также 50% компенсацию за коммунальные услуги, что является незаконным и противоречащим требованиям действующего законодательства.
Просила суд взыскать с ответчика недополученную ежемесячную денежную выплату за период с марта 2018 года по декабрь 2018 года в размере 10 751, 90 рублей; недополученную сумму федеральной социальной доплаты к пенсии за период с июля 2018 года по февраль 2019 года в размере 21 139, 90 рублей и компенсировать моральный вред в размере 50 000 рублей.
В судебном заседании Алексеева Ю.В. и ее представитель Наливайко Н.А. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика - Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Островском районе Псковской области (межрайонное) Кулакова Н.Н. исковые требования не признала, указала, что начисления страховой пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты и федеральной социальной доплаты к пенсии Алексеевой Ю.В. производились в строгом соответствии с действующим в спорный период законодательством.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Алексеева Ю.В. просит об отмене решения суда в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель указывает на несоответствие размера ее пенсионного обеспечения величине прожиточного минимума пенсионера в Псковской области; полагает, что выплачиваемые ей ежемесячная денежная выплата и 50% компенсация расходов на оплату коммунальных услуг не могут замещать денежные выплаты и отдельные меры социальной поддержки, которые предусмотрены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Ссылаясь на Административный регламент, утвержденный приказом Министерства труда от 30 октября 2012 года №353-н, обращает внимание на то, что ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом волеизъявления гражданина. Выражает несогласие с выводом суда в отношении размера федеральной социальной доплаты к пенсии, поскольку в силу статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер поддержки по оплате телефона, ЖКХ, проезда на транспорте. Считает, что, поскольку размер ее пенсии не соответствует прожиточному минимуму, то подлежит выплате социальная доплата к пенсии, а не часть ее, при этом включение ежемесячной денежной выплаты и 50% компенсации
расходов на оплату коммунальных услуг в общую сумму материального обеспечения, является незаконным. Оспаривает вывод суда об отказе в компенсации морального вреда; указывает на необоснованное принятие во внимание документов, представленных ответчиком, которые основаны на ложных сведениях; выражает несогласие с указанием суда на ненадлежащее оформление доверенности представителя.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Островском районе Псковской области (межрайонное) считает, что решение суда не противоречит требованиям норм материального и процессуального права и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась Алексеева Ю.В., которая о времени и месте судебного заседания извещена.
Принимая во внимание положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Алексеевой Ю.В., извещенной о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Представитель Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Островском районе Псковской области (межрайонное) Кулакова Н.Н считала, что решение суда не противоречит требованиям норм материального права и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Проверив материалы дела по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Островском районе Псковской области (межрайонное) на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы.
Согласно пункту 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Из материалов дела следует, что Алексеева Ю.В. с 14 февраля 2018 года является инвалидом <данные изъяты> и получателем страховой пенсии по инвалидности в размере 4665, 60 рублей.
На основании заявления от 1 марта 2018 года истцу установлена ежемесячная денежная компенсация, как инвалиду <данные изъяты> в размере 998, 32 рублей и набор социальных услуг в сумме 1075, 19 рублей, что в общей сумме составляет 2073, 51 рублей.
В силу части 3 статьи 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью и в части.
Судом установлено, что 20 сентября 2018 года Алексеева Ю.В. отказалась от полного пакета набора социальных услуг, в связи с чем с 1 января 2019 года размер выплачиваемой истцу ежемесячной денежной выплаты составил 2073, 51 рублей.
Постановляя решение в части доводов Алексеевой Ю.В. о том, что при установлении ей ежемесячной денежной выплаты в размере 2 073, 51 рублей ответчик, вопреки действующему законодательству, в отсутствие заявления направил из указанной суммы 1 075, 19 рублей на набор социальных услуг, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности таких удержаний.
В соответствии с частью 2 статьи 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг) и определяемая в соответствии с частью 1 настоящей статьи, удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Возможность направления части суммы ежемесячной денежной выплаты на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг закреплена и в части 7 статьи 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, право на получение ежемесячной денежной выплаты без удержания суммы на финансирование предоставления социальных услуг возникает у инвалида в случае отказа от получения набора социальных услуг.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Алексеевой Ю.В. о взыскании с ответчика недополученной федеральной социальной доплаты к пенсии за период с июля 2018 года по февраль 2019 года, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в общей сумме материального обеспечения пенсионера учитываются суммы денежных выплат, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации: пенсии, ежемесячной денежной выплаты, включая стоимость набора социальных услуг, иных мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в
Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации») в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
Статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг, однако учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации: пенсии; дополнительного материального (социального) обеспечения; ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг, предусмотренных статьей 6.2 Закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ); иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
Как следует из материалов дела, Алексеева Ю.В. 21 августа 2018 года обратилась к ответчику с заявлением об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии, предоставив доказательства прекращения работы с 9 июля 2018 года.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Островском районе Псковской области (межрайонное) от 3 сентября 2018 года истцу с 10 июля 2018 года установлена федеральная социальная доплата к пенсии в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» до величины прожиточного минимума пенсионера установленной на 2018 год, исходя из общей суммы материального обеспечения пенсионера – в размере 1 576, 29 рублей, исчисленной с учетом размера пенсии на 1 июля 2018 года в сумме 4 665,60 рублей, размера ежемесячной денежной выплаты, включая стоимость набора социальных услуг в размере 2073, 51 рублей и размера социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг – 410, 60 рублей: (8 726 рублей – 7149, 71 рублей). Аналогично рассчитывалась федеральная социальная доплата к пенсии применительно к величине прожиточного минимума пенсионера установленной на 2019 год.
Исследовав представленные ответчиком доказательства применительно к перечисленным нормам права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности установленной истцу социальной доплаты к пенсии.
Требования Алексеевой Ю.В. о компенсации морального вреда не основаны на законе, оснований для их удовлетворения у суда не имелось.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, являлись предметом исследования судом первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому на законность решения суда не влияют.
Ссылки апелляционной жалобы на принятие судом недопустимых доказательств по делу, противоречат материалам дела, из которых следует, что представленные ответчиком копии документов, согласуются с документами, содержащимися в выплатном (пенсионном) деле Алексеевой Ю.В., которое обозревалось судом в судебном заседании.
Указание суда на ненадлежащее оформление доверенности представителя соответствует требованиям статьи 53 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, предусматривающей, что доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены в нотариальном порядке либо организацией, в которой работает или учится доверитель, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией организации социального обслуживания, в которой находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении, командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования, если доверенности выдаются военнослужащими, работниками этих части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования или членами их семей. Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего места лишения свободы.
Доверенность, выданная Алексеевой Ю.В. Наливайко Н.А. на представление ее интересов в суде, в установленном законом порядке не удостоверена.
Судебная коллегия считает, что решение суда постановлено в соответствии с требованиями норм материального права и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Островского городского суда Псковской области от 21 мая 2019
года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеевой Ю.В. – без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Сладковская
Судьи Н.Ю. Белоногова
С.Ю. Спесивцева
а