Решение по делу № 12-113/2024 от 30.09.2024

мировой судья Амиев К.Ю.     

дело № 12-113/2024

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Камышлов 07 октября 2024 года

Судья Камышловского районного суда Свердловской области Ильиных Е.А.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Главы муниципального образования «Зареченское сельское поселение» Камышловского муниципального района Свердловской области Михаленко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главы муниципального образования «Зареченское сельское поселение» Камышловского муниципального района Свердловской области Михаленко В.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Камышловского судебного района Свердловской области от 08.08.2024, которым:

должностное лицо Михаленко В.В., <данные изъяты>

подвергнут административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 3 000 рублей,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Камышловского судебного района Свердловской области от 08.08.2024 Глава муниципального образования «Зареченское сельское поселение» Камышловского муниципального района Свердловской области Михаленко В.В. признан виновным в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, а именно не выполнении в установленный срок до 23.05.2024 пунктов № 2, 4 предписания № от 26.04.2024: не обеспечении минерализованной полосы шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров по ул.Космонавтов в д.Коровякова Камышловского района, не обеспечении минерализованной полосы шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров по ул.ГЭС, ул.Лесная в д.Баранникова Камышловского района (в нарушении п.70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, ст. 21 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

С постановлением мирового судьи Михаленко В.В. не согласился, подал апелляционную жалобу, в которой просит постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении отменить, указав на отсутствие в своих действиях состава административного правонарушения. Указано, что администрация МО «Зареченское сельское поселение» не может произвести оборудование минерализованной полосы на границе леса по ул.ГЭС в д.Баранникова, т.к. жилая застройка по ней производилась в 1970-1980-х гг. и до 2019 года не входила в границы населенного пункта Зареченское сельское поселение. Вырубка леса запрещена вплоть до уголовной ответственности. При этом вдоль домов по ул.ГЭС в д.Баранникова имеется грунтовая дорога шириной 5 метров, в связи с этим производство работ не представляется возможным. При этом граница МО проходит по границе леса, в свою очередь Камышловское лесничество района обязано производить очистку леса. Кроме того, считает, что в местах примыкания лесных массивов к району жилых и хозяйственных построек населенных пунктов имеются естественные преграды (дороги, огороды и т.д.). В целом указано о несогласии с выданным предписанием органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, считает, что администрация не является субъектом данного правонарушения, законодательство возлагает обязанность на собственников, землепользователей, арендаторов земельных участков обязанность проводить мероприятия по защите земель, включая осуществлять меры пожарной безопасности, что не было учтено мировым судьей. Считает, что у администрации МО «Зареченское сельское поселение» есть обязанность организовать работу по устройству противопожарных минерализованных полос в местах примыкания лесных массивов к району жилых и хозяйственных построек, что они и делают регулярно. Указал также, что Администрация МО «Зареченское сельское поселение» не занимается предпринимательской иной коммерческой деятельностью.

В судебном заседании Михаленков В.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме, указал, что минерализованные полосы не выполнены в части участков, расположенных в д.Коровякова, д.2, д.Баранникова, ул.Лесная, д.19, и по всей ул.ГЭС в д.Баранникова. Указал, что домовладельцы, чьи участки непосредственно граничат с лесными насаждениями, в т.е. по ул.Лесная, д.19, возвели плотный железный забор, который также можно расценивать как противопожарный барьер. По ул.ГЭС существует также проблема в создании минерализованной полосы ввиду пролегания высоковольтной линии.

Должностное лицо, проводившее проверку исполнения предписания, заместитель начальника ОНДиПР Камышловского ГО Камышловского МР, Пышминского ГО УНДиПР Главного управления МЧС России по Свердловской области Смирнова Н.Л., также подтвердила, что предписание выполнено не в полном объёме, на вышеуказанных участках с учетом плотной застройки, при этом при невозможности создать минерализованные полосы требуемой ширины согласно п.70 Правил противопожарного режима, какие-либо иные противопожарные барьеры также не были оборудованы. При этом администрация МО «Зареченское сельское поселение» не обращалась с предложениями, не разрабатывала и не представляла в МЧС планов, схем по возможному обустройству территории с целью соблюдения требований Правил противопожарной безопасности.

Изучив жалобу, заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о том, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным.

Частью 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор; влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту Федеральный закон № 69-ФЗ) определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, он в этой области регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями.

Из положений статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что под нарушением требований пожарной безопасности следует понимать невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо прочего, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пунктам 10, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов.

В статье 1 названного закона первичные меры пожарной безопасности определены как реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее Правила противопожарного режима) утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года N 1479, устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие, помимо прочего, порядок содержания территорий в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 70 Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.

Постановлением Правительства Свердловской области от 11.04.2024 № 244-ПП на территории Свердловской области установлен особый противопожарный режим.

Как видно из материалов дела 26.04.2024 органом, осуществляющим федеральный государственный пожарный в адрес Администрации МО «Зареченское сельское поселение» выдано предписание № об устранении нарушений пункта 70 Правил противопожарного режима, необходимости обеспечить наличие минерализованной полосы шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров по ул.ГЭС, ул.Лесная в д.Баранникова Камышловского района, по ул. Космонавтов в д.Коровякова (пункты 2 и 4 предписания), которое получено Главой муниципального образования «Зареченское сельское поселение» Камышловского муниципального района Свердловской области Михаленко В.В. нарочно.

В дальнейшем предписание Михаленко В.В. в установленном порядке не обжаловалось, принято к исполнению.

На основании распоряжения о проведения проверки от 29.05.2024, решения о согласовании проверки от 30.05.2024, должными лицами ОНДиПР Камышловского ГО Камышловского МР, Пышминского ГО УНДиПР Главного управления МЧС России по Свердловской области проведена проверка, по результатам которой составлен акт от 24.06.2024, выявлен факт неисполнения п.п. 2 и 4 предписания.

По факту выявленных нарушений составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от 27.06.2024 № , соответствующий требованиям статей 28.2, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола присутствовал Глава Администрации МО «Зареченское сельское поселение» Камышловского муниципального района Свердловской области Михаленко В.В., указал, что с протоколом не согласен, копию протокола на руки получил.

Фактические обстоятельства подтверждаются материалами дела, административного дела № , в частности актом выездной проверки от 24.06.2024, проведенной с 17.06.2024 по 24.06.2024 на основании распоряжения № от 29.05.2024, протоколом по делу об административном правонарушении № от 27.06.2024; копией предписания об устранении нарушения от 26.04.2024, решением о согласовании проведения внеплановой проверки от 30.05.2024, кадастровыми картами, фотоматериалами, постановлением № от 19.09.2022 о вступлении Михаленко В.В. в должность Главы МО «Зареченское сельское поселение» с 20.09.2022, иными материалами дела об административном правонарушении.

Как было указано выше статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ, статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов, к которым в данном случае относится администрация МО «Зареченское сельское поселение».

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, в соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях администрацией МО «Зареченское сельское поселение», при наличии возможности для надлежащей организации требований пожарной безопасности и контроля за ними, этого не исполнено.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к ст.2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления и др.

Вывод мирового судьи о виновности Михаленко В.В. в инкриминируемом деянии основан на имеющихся в материалах дела вышепоименованных доказательствах, приведенных в постановлении и получивших надлежащую оценку.

Вышеуказанные документы обоснованно признаны доказательствами по делу, так как соответствуют требованиям ст. 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изложенные в них сведения имеют значение для производства по делу.

Доводы заявителя о том, что Администрация не является надлежащим субъектом ответственности, поскольку нарушения выявлены на участках, собственником которых Администрация не является, несостоятельны.

Статьей 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что в состав территории сельского поселения могут входить, в том числе, и объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов.

Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 6 Устава муниципального образования «Зареченское сельское поселение» Камышловского муниципального района Свердловской области, принятого Решением Думы МО «Зареченское сельское поселение» от 13 декабря 2005 года № 7, к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 3 Устава МО «Зареченское сельское поселение» территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов (указанных в пункте 2), прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, реакционные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В состав территории поселения входят объединённые общей территорией сельские населённые пункты: деревня Баранникова, деревня Булдакова, деревня Галышкина, деревня Заречная, деревня Коровякова, деревня Ожгиха, деревня Фадюшина, деревня Чикунова, пос.Восход, пос.Новый, село Раздольное, село Реутинское, село Скатинское.

Согласно постановлению Главы МО «Зареченское сельское поселение» № от 19.09.2022 Михаленко В.В. вступил в должность Главы МО «Зареченское сельское поселение» с 20.09.2022.

Вопреки доводам заявителя соблюдение требований пожарной безопасности в настоящем случае обоснованно возложено на Администрацию муниципального образования «Зареченское сельское поселение» и Главу МО «Зареченское сельское поселение» Михаленко В.В. соответственно, поскольку обследованные в ходе проверки участки местности, прилегающие к лесу со стороны населенных пунктов д.Баранникова, д.Коровякова, располагаются в границах муниципального образования, именно на данных участках выявлены нарушения, указанные в предписании, акте проверки и протоколе об административном правонарушении.

Указание на то, что обязанность, в том числе по очистке леса по границе территории МО «Зареченское сельское поселение» в указанных населенных пунктах возложена на МКУ КМР «Камышловское районное лесничество», также не состоятельны, поскольку выполнение указанным учреждением своих функций в соответствии с Лесным законодательством в целях охраны и сохранения лесов, не исключает обязанности органа местного самоуправления соблюдать требования пожарной безопасности. При этом заявитель фактически не отрицал, что у администрации МО «Зареченское сельское поселение» есть обязанность организовать работу по устройству противопожарных минерализованных полос в местах примыкания лесных массивов к району жилых и хозяйственных построек.

При этом ссылка на невозможность оборудования минерализованных полос шириной не менее 10 метров от леса силами только Администрации МО «Зареченское сельское поселение» ввиду непосредственного примыкания лесных насаждений к границе населенного пункта судом апелляционной инстанции в данном случае также признается несостоятельной.

Мировым судьей верно отмечено, что Михаленко В.В. не представлено доказательств при которых невозможно было исполнить приведенные выше пункты предписания, наличие переписки и писем о невозможности оборудовать минерализованные полосы своими силами в данном случае таким доказательством не являются, поскольку оборудование каких-либо иных противопожарных барьеров не производилось, администрация МО «Зареченское сельское поселение» не обращалось с заявлением об изменении способа устранения имеющегося нарушения, предложений о возможном обустройстве территории с целью исполнения соблюдения требований пожарной безопасности со стороны Администрации в государственный орган противопожарного надзора не поступало, выданное предписание им также не обжаловалось. Из имеющейся переписки с контролирующим органом усматривается, что Глава МО «Зареченское сельское поселение» Михаленко В.В. только указывал о несогласии с выданным предписанием (конкретными пунктами). Доказательств того, что Администрация была лишена права отделения леса иными противопожарными барьерами на указанных участках и того, что ими были приняты такие меры, материалы дела не содержат. Заборы, ограждение приусадебных участков, дороги, огороды в рамках территории населённых пунктов такими противопожарными барьерами не являются.

Таким образом, в действиях Михаленко В.В. имеет место состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, т.е. невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.

Доказательств того, что Михаленко В.В. предприняты исчерпывающие меры во исполнении требований предписания в установленный срок, не представлено.

Таким образом, мировой судья всесторонне и полно исследовав представленные по делу доказательства, оценив их в совокупности, пришел к правильному выводу о виновности Михаленко В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу требований ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены юридически и фактически значимые обстоятельства произошедшего. Каждому принятому и исследованному доказательству мировым судьей дана надлежащая оценка, после чего доказательства оценены в совокупности, проанализирован состав административного правонарушения, его соответствие фактическим обстоятельствам произошедшего, после чего вынесено обжалуемое постановление, в котором надлежащим образом мотивированы выводы мирового судьи.

Иные доводы жалобы не опровергают наличия в действиях Михаленко В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления мирового судьи.

Постановление о привлечении Михаленко В.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Наказание Михаленко В.В. назначено в пределах санкции ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является пожарная безопасность, фактических обстоятельств дела, личности лица, привлекаемого к административной ответственности, с учетом отсутствия смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств.

При этом мировым судьей Михаленко В.В. назначено не самое строгое наказание, предусмотренное санкцией ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований закона, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, мировым судьей не допущено, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушен.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы, изменения, или отмены постановления мирового судьи не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

решил:

постановление мирового судьи судебного участка № 3 Камышловского судебного района Свердловской области от 08.08.2024 в отношении Главы муниципального образования «Зареченское сельское поселение» Камышловского муниципального района Свердловской области Михаленко В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а его жалобу без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке ст. ст. 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья     Е.А. Ильиных

12-113/2024

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Михаленко Владимир Вячеславович
Суд
Камышловский городской суд Свердловской области
Судья
Ильиных Екатерина Александровна
Дело на сайте суда
kamyshlovsky.svd.sudrf.ru
30.09.2024Материалы переданы в производство судье
07.10.2024Судебное заседание
07.10.2024Вступило в законную силу
08.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2024Дело оформлено
07.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее