Дело № 2-249/2020
Решение
Именем Российской Федерации
г. Волгоград 16 января 2020 года
Тракторозаводский районный суд г.Волгограда в составе:
председательствующего судьи Дудникова А.А.,
при секретаре Чернышовой Н.М.,
с участием:
истца Мельникова В.Н.,
представителя ответчика Инякиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельникова В.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе города Волгограда об увеличении размера трудовой пенсии, взыскании выплат по трудовой пенсии,
установил:
Мельников В.Н. обратился в суд с данным иском, в обоснование требований указав, что в период с 20 января 2000 года по 26 февраля 2002 года он работал в государственном научно-производственном объединении «Баррикады» (ныне АО «Федеральный научно-производственный центр «Титан-Баррикады») в должности кузнеца по молотам и прессам. Полагает, что право на досрочную пенсию возникло у него в 2009 году по достижении 50 лет, однако пенсия была назначена только в 2010 году, при этом период работы в АО «Титан-Баррикады» не был включен в его трудовой стаж по Списку №1. На основании изложенного, просит взыскать с ответчика в свою пользу сумму неполученной пенсии за 14 календарных месяцев в размере 77000 рублей из расчета: 5500 рублей х 14 месяцев = 77000 рублей, обязать ответчика произвести увеличение ежемесячной пенсии на 1000 рублей с 01 января 2019 года.
В судебном заседании истец Мельников В.Н. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика по доверенности Инякина М.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, пояснив, что впервые истец обратился с заявлением о назначении пенсии по старости в 2010 году, которая ему была назначена 15 октября 2010 года. Ранее с заявлением о назначении пенсии по старости истец не обращался, в связи с чем, основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.
Суд, выслушав доводы истца, возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено следующее.
15 октября 2010 года Мельников В.Н., ДАТА ИЗЪЯТА года рождения, обратился в УПФР Тракторозаводского района г. Волгограда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
На основании указанного заявления Мельникову В.Н. УПФР Тракторозаводского района г.Волгограда назначена страховая пенсия по старости с 15 октября 2010 года, которую истец получает по настоящее время.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются копией пенсионного дела на Мельникова В.Н., представленного ответчиком.
В соответствии с п.1. ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 23 вышеуказанного Федерального закона, пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Из смысла приведенных норм права следует, что назначение пенсии носит заявительный характер. Исходя из заявительного порядка назначения пенсий, установленного федеральным законодательством, пенсия не может быть назначена ранее, чем со дня, когда органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о назначении пенсии и все необходимые документы, так как назначение пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Таким образом, начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсионного обеспечения и наличием у гражданина права на его получение.
В частях 5 и 6 ст.22 ФЗ № 400 установлены случаи, когда страховая пенсия назначается ранее дня обращения за пенсией, определенного ч.2 ст.22. Однако, эти случаи к Мельникову В.Н. отношения не имеют.
Судом также установлено, что заявлений от Мельникова В.Н. о назначении ему пенсии по старости по достижении 50 лет (11 августа 2009 года) и до 15 октября 2010 года в органы, уполномоченные принимать такие заявления, не поступало, что подтверждается показаниями представителя ответчика и письменными доказательствами по делу.
Доказательств в подтверждении указанных доводов истец суду не представил, пояснив, что в 2009 году он только в устной форме обращался в УПФР Трактрозаводского района г. Волгограда.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание требование пенсионного законодательства о том, что назначение пенсии носит заявительный характер, учитывая, что до 15 октября 2010 года истец с заявлением о назначении пенсии не обращался, поэтому суд находит, что отсутствуют основания для взыскания с ответчика в пользу истца страховой пенсии по старости за период с 11 августа 2009 года по 15 октября 2010 года, а поэтому в иске в данной части истцу следует отказать.
Разрешая требования истца в части возложения на ответчика обязанности по увеличению размера ежемесячной пенсии на 1000 рублей, начиная с 01 января 2019 года, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Как установлено в судебном заседании, в обоснование указанных требований истец ссылается на то, что УПФР в Тракторозаводском районе г.Волгограда при назначении пенсии необоснованно отказано в зачете в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период его работы с 20 января 2000 года по 26 февраля 2002 года в должности кузнеца.
Как следует из пояснений представителя ответчика, на основании данных, представленных истцом, названный Мельниковым В.Н. период работы частично включен в его специальный стаж, а именно с 01 января 2001 года по 12 ноября 2001 года, что подтверждается решением УПФР Тракторозаводского района г. Волгограда от 03 ноября 2010 года.
Указанное решение УПФР Тракторозаводского района г. Волгограда от 03 ноября 2010 года незаконным не признано и не отменено, а поэтому у суда отсутствуют правовые основания к удовлетворению исковых требований в части возложения на истца обязанности по увеличению размера пенсии с 01 января 2019 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 11 ░░░░░░░ 2009 ░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2010 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 77000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░