Решение по делу № 2а-354/2018 от 29.05.2018

Дело № 2а-354/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Снежинск 20 июня 2018 года

Снежинский городской суд Челябинской области в составе:

- председательствующего судьи Беляевой Т.В.,

- при секретаре Дикой М.А.,

С участием представителя административного истца адвоката Чубарева А.Н. (ордер № 114 от 29.05.2018 л.д. 6), представителя административного ответчика администрации Снежинского городского округа Засухина В.В. доверенности л.д. 126,127, диплом о юридическом образовании л.д. 128), представителя административного ответчика УФСБ России по Челябинском области Ульяновского К.С. (доверенность л.д. 129, диплом о юридическом образовании л.д. 130),

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиофиксации административное дело по административному исковому заявлению Новикова Н.Н. к администрации Снежинского городского округа о признании незаконным отказа главы администрации Снежинского городского округа от 10.05.2018 во въезде Новикова Д.Н. на постоянное проживание в ЗАТО г. Снежинск,

У С Т А Н О В И Л:

Новиков Н.Н. обратился в суд с административным иском к администрации Снежинского городского округа Челябинской области о признании незаконным отказа главы администрации Снежинского городского округа от 10.05.2018 во въезде его сына Новикова Д.Н. на постоянное проживание в ЗАТО г. Снежинск.

Требования мотивированы следующим: истец обратился в администрацию ЗАТО г. Снежинск с заявлением о разрешении въезда и постоянного проживания на территории ЗАТО г. Снежинск его сына Новикова Д.Н., который отбывал наказание в местах лишения свободы с 10.12.2008 по 10.12.2017 и постановлением Кыштымского городского суда Челябинской области от 27.07.2017 условно-досрочно освобожден от отбывания наказания.

Комиссией по рассмотрению вопросов въезда граждан на территорию города Снежинска для постоянного проживания заявление истца было рассмотрено и принято положительное решение. Однако 10.05.2018 главой Снежинского городского округа Челябинской области истцу было отказано в оформлении документов на постоянное проживание в городе Снежинске. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что Новиков Д.Н. неоднократно был судим за различные преступления и находился в местах лишения свободы.

Административный истец с решением комиссии не согласен, поскольку его сын Новиков Д.Н. родился в г. Снежинске (ранее Челябинске-70), до отбытия наказания был зарегистрирован и постоянно проживал в г. Снежинске, по договору о безвозмездной передаче квартиры с собственность граждан от 06.07.2011, сохраняет право пользование квартирой по адресу: <адрес>, иного местожительства не имеет, в г. Снежинске проживают его родители.

Административный истец считает, что данным отказом нарушаются права его сына на проживание по месту постоянного жительства и невозможностью совместного проживания с членами его семьи.

Административный истец Новиков Н.Н. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. (л.д. 125)

Интересы административного истца в судебном заседании представлял адвокат Чубарев А.Н. (ордер № 114 от 29.05.2018 л.д. 6), который исковые требования Новикова Н.Н. поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Заинтересованное лицо Новиков Д.Н. о дате и времени рассмотрения извещен, в судебное заседание не явился (л.д.40), находится за пределами города.

Представитель административного ответчика администрации Снежинского городского округа Засухин В.В., (доверенности л.д. 126,127 копия диплома о юридическом образовании л.д. 128) исковые требования не признал, просит в удовлетворении требовании отказать, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 116-119).

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика было привлечено УФСБ России по Челябинской области. (л.д.2-3)

Представитель административного ответчика - УФСБ России по Челябинской области Ульяновский К.С. (доверенность л.д.129, диплом об образовании л.д.130) исковые требования административного истца не признал, по доводам аналогичным доводам представителя администрации г. Снежинска.

Представитель заинтересованного лица - Снежинский отдел УФСБ России по Челябинской области в судебное заседание не прибыл, о дате слушания дела извещены. ( л.д. 21)

Заинтересованное лицо ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им. академ. Е.И. Забабахина» своего представителя в судебное заседание не направило, о дате рассмотрения дела надлежаще извещены. Представили ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя. Считают, что требование Новикова Н.Н. не подлежит удовлетворению, просят в удовлетворении иска Новикова Н.Н. отказать. (л.д. 132)

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя административного истца, доводы и возражения представителя административного ответчика, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту.

Согласно п. 2 ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) задачами административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ч 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Конституцией Российской Федерации каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, гарантируется право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27).

Частью 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища.

Снежинский городской округ является закрытым административно-территориальным образование в составе Челябинской области.

В силу ст. 3 Закона РФ № 3297-1 от 14.07.1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании" (Закон о ЗАТО) особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, включая установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании.

В соответствии с ч.2 ст.4 Закона о ЗАТО органы местного самоуправления ЗАТО по согласованию с органами федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в закрытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий организаций и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон.

Обеспечение особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытых административно-территориальных образованиях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Закона о ЗАТО).

Постановлением Правительства РФ № 693 от 11.06.1996 г. утверждено Положение о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

Согласно пункту 18. указанного Положения в случае необходимости въезда в контролируемую зону категории «А» (охраняемая территория закрытого образования) для постоянного проживания (временного пребывания), требующего соответствующей регистрации, разрешение на въезд граждан Российской Федерации выдается руководителем органа местного самоуправления закрытого образования по согласованию с территориальным органом федеральной службы безопасности в соответствии с инструкцией, утверждаемой руководителем объекта, согласованной с территориальным органом федеральной службы безопасности.

Согласно пункту 26(1) указанного Положения Инструкция о въезде в контролируемую зону категории "А" и контролируемую зону категории "Б" для постоянного проживания (временного пребывания) лиц, указанных в пунктах 18, 25, 25(1), абзацах втором и третьем пункта 26 настоящего Положения, должна определять:

- порядок направления и рассмотрения заявлений (ходатайств) о въезде в контролируемые зоны для постоянного проживания или временного пребывания;

- сроки рассмотрения соответствующих заявлений (ходатайств);

- порядок и сроки согласования разрешений (решений) о въезде в контролируемые зоны с территориальными органами федеральной службы безопасности;

перечень должностных лиц, имеющих право выдачи разрешений (решений) на въезд.

Согласно пункту 26(2) Положения при выдаче физическому лицу, местом постоянного или преимущественного проживания которого не является территория закрытого образования, разрешения для въезда на территорию закрытого образования или постоянного проживания на указанной территории учитывается следующая информация:

о наличии возбужденного в отношении его уголовного дела за совершение преступления против государственной власти и (или) иного тяжкого, особо тяжкого преступления, а также наличии у него неснятой или непогашенной судимости за эти преступления;

о совершении умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление;

о нахождении лица на учете в наркологическом или психиатрическом (психоневрологическом) лечебно-профилактическом учреждении, за исключением случаев постоянного проживания его супруга (супруги), близких родственников (родители, дети, дедушки, бабушки, внуки) в соответствующих контролируемых зонах;

о предоставлении лицом недостоверных данных для оформления в установленном порядке разрешения для въезда на территорию закрытого образования или постоянного проживания на указанной территории.

12.04.2016 введена в действие приказом директора ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им. академ. Е.И. Забабахина» о въезде в контролируемые зоны закрытого административно-территориального образования-города Снежинска Челябинской области для постоянного проживания (временного пребывания) физических лиц № 862. (л.д.83-115)

Согласно п. 2.9 Инструкции № РИ-16-444 при наличии согласования с ОФСБ и положительного решения для постоянного проживания в ЗАТО Снежинск в отделе 282 РФЯЦ-ВНИИТФ выдается разрешения установленного образца для постоянной регистрации в ЗАТО Снежинск.

Выдача разрешения на постоянное проживание в контролируемой зоне соответствующей категории ЗАТО Снежинск без согласования с ОФСБ запрещается.(л.д.89)

На муниципальном уровне процесс предоставления муниципальной услуги «Рассмотрение документов граждан и юридических лиц на въезд на территорию города Снежинска» регулируется с 14.01.2015 «Административным регламентом предоставления отделом режима администрации города Снежинска муниципальной услуги «Рассмотрение документов граждан и юридических лиц на въезд на территорию города Снежинска», утв. постановлением администрации Снежинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №.(л.д. 48-75)

Согласно административному регламенту рассмотрение документов граждан и юридических лиц на въезд на территорию города Снежинска и принятия решений по представленным документам обеспечивается коллегиальным решением комиссии по рассмотрению вопросов въезда граждан в ЗАТО Снежинск, состав которой утверждается постановлением администрации Снежинского городского округа. Решение Комиссии оформляется протоколом.

С 05.02.2016 (со дня внесения изменений в административный регламент постановлением администрации Снежинского городского округа № 127 от 05.02.2016 «О внесении изменений в административный регламент по предоставлению отделом режима администрации города Снежинска муниципальной услуги «Рассмотрение документов граждан и юридических лиц на въезд на территорию города Снежинска») решения комиссии оформленные протоколом, вступают в силу после утверждения протокола главой администрации Снежинского городского округа.(л.д. 78)

Судом установлено, что Новиков Д.Н. родился в г. Челябинск-70 (в настоящее время г. Снежинск) и с рождения проживал с родителями в городе Челябинск-70. (г. Снежинск).

Согласно поквартирной карточке Новиков Д.Н. с 16.10.2001 постоянно проживал и был зарегистрирован по месту жительства <адрес>, снят с регистрационного учета 19.07.2002, причина выписки – в места лишения свободы. После отбытия наказания вновь зарегистрирован по месту жительства по указанному адресу 21.05.2004, снят с регистрационного учета 24.01.2010 по причине осуждения к 11 годам лишения свободы. (л.д. 34)

Квартира по адресу <адрес> до 06.07.2011 являлась муниципальным жилым помещением.

06.07.2011 указанная квартира по договору о безвозмездной передаче квартиры в собственность граждан была передана родителям Новикова Д.Н. - Новикову Н.Н. и ФИО2 в общую долевую собственность. (л.д. 131)

Согласно п. 6 указанного договора за Новиковым Д.Н. не принимавшим участие в приватизации сохранено право пользования указанной квартирой. (л.д. 131)

Новиков Д.Н. неоднократно привлекался к уголовной ответственности и имел судимости. 13.01.2010 Калининским районным городским судом по ст. 30 ч. 3-228.1, ч. 3 п. «г» УК РФ осужден к лишению свободы сроком на 11 лет. (л.д. 13)

В период с 10.12.2008 по 10.10.2017 Новиков Д.Н. находился в местах лишения свободы. ( л.д. 13)

Постановлением Кыштымского городского суда об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания от 27.09.2017 освобожден условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы на 2 года 3 месяца 12 дней.(л.д.11)

В соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ Новиков Д.Н. обязан встать на учет в специализированный государственный орган уполномоченный осуществлять контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно по месту жительства.

Как пояснил в судебном заседании представитель административного истца, ранее, Новиков Д.Н., по отбытию наказаний в различные периоды его жизни, возвращался в г. Снежинск на постоянное место жительства.

Исходя из справки Учреждения ФКУ ИК -10 ГУФСИИ России по Челябинской области, Новикову Д.Н. после освобождения по указанному выше основанию следует по месту жительства: <адрес>. (л.д. 13 оборотная сторона)

В соответствии с требованиями п. 2.2. Инструкции РИ-16-444 в ноябре 2017 года Новиков Д.Н., через своего представителя отца – Новикова Н.Н., обратился в комиссию при администрации города по вопросам въезда граждан в ЗАТО Снежинск в многофункциональный центр предоставления муниципальных и государственных услуг с целью получения разрешения на въезд и постоянное проживание в ЗАТО г. Снежинск.

13.11.2017 комиссия по рассмотрению вопросов въезда граждан на территорию города для постоянного проживания или временного пребывания рассмотрела заявление Новикова Н.Н. о получении разрешения на оформление документов на постоянное место жительства его сына Новикова Д.Н. для совместного проживания в г. Снежинске в квартире, находящейся в собственности супругов Новиковых по адресу: <адрес>.

По представленным в АМУ «МФЦ» документам, Комиссией по вопросам въезда в ЗАТО Снежинск в установленном порядке были рассмотрены заявительные материалы Новикова Н.Н. о разрешении оформления документов на постоянное проживание в городе сына – Новикова Д.Н. и было принято положительное решение (протокол от 13.11.2017 № 20) (л.д. 45-46)

Специалистами МФЦ анкетные материалы в отношении Новикова Д.Н. в соответствии с требованиями раздела 2 Инструкции № РИ-16-444 были переданы в отдел 282 ФГУП РФЯЦ-ВНИИТФ для проведения процедуры соответствующего оформления и согласования с территориальным органами безопасности решения по въезду Новикова Д.Н. и его проживанию в ЗАТО г. Снежинск.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, в процессе проведения проверочных мероприятий в администрацию городского округа из территориального органа федеральной службы безопасности поступила информация, которая должна учитываться при выдаче гражданину разрешения для въезда на территорию ЗАТО в соответствии с пунктом 26 (2) Положения, о том, что Новиков Д.Н. неоднократно судим (6 раз), в том числе за особо тяжкое преступление: осужден 13.10.2010 Калининским районным судом г. Челябинска по ч. 3 ст. 30, пр. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 11 годам лишения свободы, освобожден условно-досрочно 10.10.2017 на основании постановления Кыштымского городского суда от 27.09.2017 на срок 2 г. 3 мес.12 дней, судимость не снята и не погашена. Кроме того, с учетом, что Новиков Д.Н. постоянно находился в местах лишения свободы, фактически с 2004 года на территории ЗАТО Снежинск не проживал.

В связи с указанными обстоятельствами территориальным органом федеральной службы безопасности не было согласовано разрешение на доступ Новикова Д.Н. в ЗАТО Снежинск.

Данные обстоятельства были подтверждены в судебном заседании и представителем административного ответчика УФСБ России по Челябинском области.

С учетом установленных сведений, в соответствии с пунктом 12 административного регламента от 14.01.2015 № 17, согласно которому основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги является наличие оснований, изложенных в пункте 26(2) Постановления Правительства РФ от 11.06.1996 г. № 693 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», главой Снежинского городского округа было принято решение отказать Новикову Д.Н. во въезде и проживании на территории ЗАТО Снежинск, о чем глава города Снежинска проинформировал руководство ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им. академ. Е.И. Забабахина». (л.д. 47)

Заявителю были возвращены, направленные в многофункциональный центр, документы, в связи с подачей заявления о разрешении оформления документов на въезд и постоянное проживание в г. Снежинск. Согласно резолюции на анкете Новикова Д.Н. для оформления граждан на проживание на территории контролируемых зон ЗАТО Снежинск - отказ во въезде, датированный 10.05.2018. (л.д. 14)

Как пояснил, в судебном заседании представитель административного истца, иного какого-либо документа(информации, письменного сообщения) свидетельствующего об отказе во въезде Новикову Д.Н. на территорию ЗАТО Снежинск, со стороны административного ответчика административному истцу не направлялось.

Указанный отказ на анкете послужил основанием для обращения в суд.

Пунктом 2.16. Инструкции № РИ-16-444 установлено, гражданам, отбывшим наказание по приговору суда, ранее проживавшим в ЗАТО Снежинск, разрешения для въезда и постоянного проживания на территории соответствующей контролируемой зоны ЗАТО Снежинск выдается в порядке, указанном в п.п. 2.1, 2.2 Инструкции по заявлению, поступившему от одного из близких родственников,постоянно проживающих на территории соответствующей контролируемой зоны ЗАТО Снежинск, при условии согласования с ОФСБ и принятия должностным лицом решения о проживании гражданина на территории соответствующей контролируемой зоны ЗАТО Снежинск, с учетом выявленных обстоятельств.(л.д. 55)

Согласно п.п. 2.1 и 2.2 Инструкции въезд для постоянного проживания на территории соответствующей контролируемой зоны ЗАТО Снежинск разрешается после согласования (проведения проверочных мероприятий) с отделом Управления Федеральной Службы Безопасности России по Челябинской области в г. Снежинске (ОФСБ).

Инструкция № 862 (РИ-16-444) предусматривает вынесение коллегиального, согласованного уполномоченными органами решения по оформлению постоянного проживания в ЗАТО (пп. 2.1, 2.8-2.10 Инструкции № 862).

Согласно пункту 2.9 Инструкции № 862 (РИ-16-444) при наличии согласования с ОФСБ и положительного решения для постоянного проживания в ЗАТО Снежинск в отделе 282 РФЯЦ-ВНИИТФ выдается разрешение установленного образца для постоянной регистрации в ЗАТО Снежинск.

Выдача разрешения на постоянное проживание в контролируемой зоне соответствующей категории ЗАТО Снежинск без согласования с ОФСБ, то есть без проведения проверочных мероприятий в отношении ввозимого лица, запрещается.

Согласно пункту 2.8. Инструкции № 862 в случае выявления отделом 282 в анкетных материалах оснований к ограничению в проживании на территории ЗАТО Снежинск, указанных в п.1.9. Инструкции, документы возвращаются в АУ «МФЦ» для пересмотра Комиссией, с учётом выявленных обстоятельств.

Пунктом 1.9 Инструкции определено, что при выдаче разрешения физическому лицу для постоянного проживания на территории города, местом постоянного или преимущественного проживания которого не является территория ЗАТО Снежинск, учитывается следующая информация:

- наличие возбужденного в отношении его уголовного дела за совершение преступления против государственной власти и (или) иного тяжкого, особо тяжкого преступления, а также наличии у него неснятой или непогашенной судимости за эти преступления;

- совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление;

- получение информации в результате проведения проверочных мероприятий о причастности гражданина к деятельности, создающей угрозу безопасности Российской Федерации;

- нахождение лица на учете в наркологическом или психиатрическом (психоневрологическом) лечебно-профилактическом учреждении, за исключением случаев постоянного проживания его супруга (супруги), близких родственников (родители, дети, дедушки, бабушки, внуки) в соответствующих контролируемых зонах;

- предоставление гражданином недостоверных данных для оформления в установленном порядке разрешения для въезда на территорию ЗАТО Снежинск или постоянного проживания на указанной территории, а также уклонение гражданина от проверочных мероприятий;

-проживание гражданина за пределами Российской Федерации более 6 месяцев в течение года, не связанное с исполнением им обязанностей государственной службы;

-наличие у гражданина ранее совершенного нарушения требований особого режима, действующего в ЗАТО Снежинск.

Судом установлено: родители Новикова Д.Н. – Новиков Н.Н. и ФИО2 проживают в г. Снежинске, зарегистрированы в квартире принадлежащей им на праве собственности по адресу: <адрес>. (л.д. 33)

Новиков Д.Н. по имеющимся сведениям (поквартирная карточка) был зарегистрирован в 2001 году по месту жительства по адресу: <адрес> проживал ранее в квартире по указанному адресу вместе со своими родителями, в которой на основании договора о безвозмездной передаче в собственность граждан с 2011 года за ним сохраняется право проживания и пользования квартирой, в которой он постоянно проживал до осуждения, и в которой имел ранее постоянную регистрацию по месту жительства.

Как было установлено в судебном заседании 22.04.2005 Новиков Д.Н. зарегистрировал брак с гражданской ФИО1, проживающей в г. Челябинске.(сведения из анкеты л.д. 14)

Отсутствие истца РїРѕ месту его постоянного жительства носило временный Рё вынужденный характер, связанный СЃ отбыванием наказания, назначенного ему РїРѕ РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂСѓ СЃСѓРґР°.    

Иного места жительства за пределами города Снежинска Новиков Д.Н. не имеет.

Сведений о том, что в установленном законом порядке Новиков Д.Н. приобрел право на какое-либо иное жилое помещение, в том числе и по месту жительства супруги в г. Челябинске, у суда не имеется.

Ответчиком таких доказательств суду также не предоставлено.

    

С учетом изложенного, в совокупности с действующими нормами по регулированию порядка разрешения въезда лиц для постоянного проживания в закрытое административно-территориальное образование, суд приходит к следующему.

Согласно п. 62(2) Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 693) при выдаче физическому лицу, местом постоянного или преимущественного проживания которого не является территория закрытого образования, разрешения для въезда на территорию закрытого образования или постоянного проживания на указанной территории учитывается следующая информация:

о наличии возбужденного в отношении его уголовного дела за совершение преступления против государственной власти и (или) иного тяжкого, особо тяжкого преступления, а также наличии у него неснятой или непогашенной судимости за эти преступления;

о совершении умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление;

о нахождении лица на учете в наркологическом или психиатрическом (психоневрологическом) лечебно-профилактическом учреждении, за исключением случаев постоянного проживания его супруга (супруги), близких родственников (родители, дети, дедушки, бабушки, внуки) в соответствующих контролируемых зонах;

о предоставлении лицом недостоверных данных для оформления в установленном порядке разрешения для въезда на территорию закрытого образования или постоянного проживания на указанной территории.

Анализируя указанную норму, суд приходит к выводу, что возможность отказа заявителю, выбывшему с постоянного места проживания в ЗАТО Снежинск в связи с осуждением к лишению свободы ранее имеющего регистрации по месту постоянного проживания в г. Снежинск, в согласовании его въезда на территорию ЗАТО Снежинск не может быть связана с наличием у него неснятой либо непогашенной судимости за совершение тяжкого преступления. Данный вывод суда основан на том, что указанный отказ возможен только в отношении граждан РФ, ранее не проживавших на постоянной основе или преимущественного проживания на территории ЗАТО Снежинск вновь въезжающих в г. Снежинск, когда требуется согласование их въезда в ЗАТО органами федеральной службы безопасности.

Более того, приведенные выше правовые нормы не содержат однозначного запрета для лица, имеющего неснятую судимость за тяжкие либо особо тяжкие преступления, на въезд в ЗАТО для постоянного проживания по месту жительства, которое он имел до момента заключения под стражу.

Европейский Суд в своей прецедентной практике неоднократно напоминал, что защита частного лица от дискреционных действий со стороны органов государственной власти является основной целью статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Между конкурирующими интересами частного лица и общества в целом должен соблюдаться справедливый баланс (например, Постановление Европейского Суда по делу «Кроон и другие против Нидерландов»).

В соответствии со ст. 18 Конституции России права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В рассматриваемом деле представитель ответчика не обозначил суду конкретных фактических данных, которые свидетельствовали бы об обоснованной необходимости ограничения прав заявителя в пользу интересов общества, государства и иных лиц.

Более того, ответчиком не было учтено, что невозможность получения истцом разрешения на проживание в ЗАТО г. Снежинск может означать вмешательство в право на уважение семейной жизни, препятствует истцу воссоединиться и проживать совместно со своей семьей, родными.

Такое вмешательство должно основываться на конкретных данных, подтверждающих необходимость ограничения прав заявителя в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным названным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).

Таким образом, лишение гражданина имеющегося у него права пользования жилым помещением возможно только в силу прямого указания закона, договора либо в соответствии с решением суда.

В отношении Новикова Д.Н. решение суда о прекращении права пользования жилым помещением и выселении не принималось, тогда как временное отсутствие гражданина в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы не может служить основанием для прекращения права пользования жилым помещением, в котором такой гражданин был зарегистрирован и проживал до осуждения по приговору суда.

Лишение гражданина права пользования принадлежащим ему жилым помещением фактически вводит не предусмотренное уголовным законодательством дополнительное наказание в виде лишения жилой площади, приводит к дискриминации в жилищных правах отдельных категорий граждан по признаку наличия у них судимости и в силу этого нарушает гарантируемый государством принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (чч. 1 и 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).

В этой связи оспариваемое решение уполномоченного органа является незаконным и фактически создает административному истцу необоснованные препятствия в пользовании жилым помещением.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает в том числе ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, включая установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании.

В п. 2 ст. 4 названного закона определено, что органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования по согласованию с органами федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в закрытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий организаций и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон.

Действующее законодательство не содержит запрета гражданину, имеющему постоянное место жительства на территории закрытого административно-территориального образования и покинувшему его в связи с отбыванием уголовного наказания в местах лишения свободы, возвратиться после отбывания такого наказания к прежнему месту жительства и проживать в жилом помещении, которое он ранее занимал в качестве нанимателя или собственника.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ главы администрации Снежинского городского округа от 10.05.2018 утверждения протокола комиссии по рассмотрению вопросов въезда граждан в ЗАТО Снежинск на постоянное проживание на территории ЗАТО г.Снежинск является нарушением прав сына административного истца Новикова Д.Н., не имеющего иного жилого помещения для проживания и самого административного истца, выразившееся в препятствии данным отказом в соединении с сыном.

С учетом изложенного, административные исковые требования Новикова Н.Н. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Новикова Н.Н. к администрации Снежинского городского округа о признании незаконным отказа главы администрации Снежинского городского округа от 10.05.2018 во въезде Новикова Д.Н. на постоянное проживание в ЗАТО г. Снежинск - удовлетворить.

Признать незаконным отказ главы администрации Снежинского городского округа от 10.05.2018 во въезде Новикова Д.Н. на постоянное проживание в ЗАТО г. Снежинск и обязать главу Снежинского городского округа устранить нарушение прав Новикова Д.Н. путем оформления документов для въезда в ЗАТО г. Снежинск.

Апелляционная жалоба может быть подана в административную коллегию Челябинского областного суда через Снежинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В.Беляева

2а-354/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Новиков Н.Н.
Ответчики
Управление ФСБ России по Челябинской области
Администрация г. Снежинска
Другие
Снежинский отдел УФСБ России по Челябинской области
Чубарев А.Н.
Новиков Д.Н.
ФГУП "РФЯЦ-ВНИИТФ им.ак.Е.И. Забабахина"
Суд
Снежинский городской суд Челябинской области
Дело на сайте суда
snez.chel.sudrf.ru
29.05.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.05.2018[Адм.] Передача материалов судье
01.06.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.06.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
15.06.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2018[Адм.] Судебное заседание
25.06.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2018[Адм.] Дело оформлено
08.08.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее