11RS0001-01-2021-018911-57 Дело № 2а- 1058/22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Новикова И.В.,
при секретаре Ляховой Т.Т.,
представителя административного истца Размыслова Д.Г.
представителя административного ответчика Боролева Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 08 февраля 2022 года административное дело по административному иску Бойцова Александра Геннадьевича к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании действий незаконными, установлении срока сноса дома,
у с т а н о в и л :
Бойцов А.Г. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконными действий по установлению срока для добровольного сноса многоквартирного дома по адресу: ... до 2028 года незаконным, необоснованным, не соответствующим критерию разумности, возложении обязанности устранить нарушение права на разумный срок сноса дома и установить срок сноса дома 12 месяцев со дня получения требования. В обоснование заявленных требований указал, что нарушаются ее права, поскольку дом является аварийным и подлежащим сносу, срок является неразумным и необоснованным.
К участию в деле привлечены Комитет жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар», Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар», КУМИ АМО ГО «Сыктывкар».
Истец в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» с иском был не согласен.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались надлежаще, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Установлено, что собственником жилого помещения по адресу: ... является Бойцов А.Г., что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Согласно заключению об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции N 365 от ** ** ** на основании отчета ООО «НЕСКО» выявлены основания для признания многоквартирного дома по адресу: ... аварийным и подлежащим сносу, поскольку имеется существенная угроза обрушения, истек срок эксплуатации здания, нецелесообразности капитального ремонта.
На основании заключения межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар», в котором выявлены основания для признания многоквартирного жилого дома по адресу: ..., аварийным и подлежащим сносу, постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 03.08.2021 № 8\2346 многоквартирный дом по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу. На администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность принять меры по расселению граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, в срок до 2028 года. На Комитет жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность по направлению гражданам данного дома уведомления о предложении жилых помещений маневренного фонда, предназначенных для временного проживания. Пунктом 4 постановления Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" обязано направить собственникам помещений требование о сносе многоквартирного дома за счет собственных средств с указанием срока для осуществления сноса.
14.12.2021, соответствии со ст. 10 ч. 32 ЖК РФ в адрес собственника ... направлялось требование № 01-04\104 о необходимости сноса дома в течение 36 месяцев со дня получения требования. О принятом решении предложено сообщить в администрацию МО ГО "Сыктывкар" в срок до 30.11.2021. Указано, что не направление ответа в установленный срок будет считаться отказом от осуществления сноса многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Защита жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в порядке, установленном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Частью 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В ч. 2 ст. 55.30 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ) установлено, что в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 8 настоящей статьи. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.
В силу ч. 1 ст. 55.31 ГрК РФ снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.
Из системного анализа положений статьей 55.30 и 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также учитывая, что снос многоквартирного дома предусматривает необходимость подготовки проектной документации по организации работ по сносу, а также выполнение мероприятий по отключению дома от сетей инженерно-технического обеспечения и выполнения уполномоченным индивидуальным предпринимателем или организацией работ по сносу дома с заключением договора подряда.
Согласно пунктам 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 200 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно пункту 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дом установленным в Положении требованиям.
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное в абзаце пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшего использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Реализуя предоставленные законом полномочия, администрация МО ГО "Сыктывкар" в требовании собственникам жилых помещений по адресу: ..., в том числе административному истцу установила срок для добровольного сноса многоквартирного дома - 36 месяцев со дня получения требования. Кроме того в требовании указано, что в случае, если по истечении установленного срока не будет осуществлен снос аварийного многоквартирного жилого дома, администрацией МО ГО "Сыктывкар" будет решаться вопрос о принятии решения об изъятии принадлежащих собственникам жилых помещений в данном доме, а также земельного участка, предназначенного для обслуживания данного дома, в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Без соблюдения предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры решение об изъятии земельного участка, занятого подлежащим сносу многоквартирным жилым домом, и расположенного в таком доме жилого помещения для муниципальных нужд принято быть не может. При этом установление срока для добровольного сноса собственниками многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, в данном случае - администрации МО ГО "Сыктывкар". Единственным предусмотренным законом критерием для установления этого срока является его разумность.
Таким образом, при установлении указанного срока орган местного самоуправления должен исходить из периода времени, необходимого собственникам помещений дома для принятия решения о судьбе дома - о сносе дома в добровольном порядке или об отказе от добровольного сноса, а также из периода времени, необходимого для выполнения комплекса работ по сносу многоквартирного дома.
Суд полагает, что установление органом местного самоуправления срока добровольного сноса многоквартирного дома в течение 36 месяцев не нарушает прав истца и не создает ему препятствий к осуществлению таковых, так как установленный в требовании администрации срок для совершения мероприятий по сносу аварийного дома на жилищные права истца, являющегося собственником жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, не влияет.
Допустимых и достоверных доказательств того, что установленный срок в 36 месяцев для добровольного сноса многоквартирного дома по адресу: ..., не является разумным суду не представлено.
В свою очередь, установление срока для добровольного сноса указанного административным истцом не будет отвечать принципам разумности, так как будет нарушать права граждан – нанимателей на получение жилого помещения взамен аварийного и не позволит в установленном порядке соблюсти процедуры, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ссылки на то, что дальнейшая эксплуатация жилого дома и проживание в нем истца создает угрозу для жизни и здоровья, избранным истцом способом не влечет возможность восстановления нарушенных прав и необходимость возложения обязанности на орган местного самоуправления расселить жильцов и снести аварийный жилой дом до 1.12.2021, так как, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
В силу пункта 3.1 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, могут быть предоставлены жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания.
Учитывая указанные обстоятельства, администрация МО ГО "Сыктывкар" предлагала предоставить жилое помещение маневренного фонда для временного проживания, вместе с тем, ответчик указал на то, что он с этим не согласен. В настоящее время Бойцов А.Г. не лишен права на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Бойцова Александра Геннадьевича к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании действий незаконными, установлении срока сноса дома 12 месяцев со дня получения требования – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 22.02.2022.
Судья И.В. Новикова