Решение по делу № 33-8616/2021 от 25.10.2021

Судья Орехова А.В.                             Дело № 33-8616/2021

№ 2-2298/2021

64RS0046-01-2021-003312-76

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 ноября 2021 года                                 г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Кудаковой В.В.,

судей Шайгузовой Р.И., Александровой К.А.,

при секретаре судебного заседания Жаренковой А.В.,

с участием прокурора Радионенко Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску комитета по управлению имуществом города Саратова к Сорокиной Т.Ю. об изъятии жилого помещения с выплатой денежного возмещения, прекращении и признании права собственности на жилое помещение по апелляционной жалобе Сорокиной Т.Ю. на решение Заводского районного суда г. Саратова от 14 июля 2021 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Шайгузовой Р.И., объяснения ответчика
Сорокиной Т.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя комитета по управлению имуществом города Саратова Погребняк И.С., представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» Уманца А.А., возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Радионенко Д.А., полагавшего необходимым решение суда отменить, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

комитет по управлению имуществом города Саратова обратился с указанным выше иском к Сорокиной Т.Ю., просил изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, путем выкупа у Сорокиной Т.Ю. с выплатой возмещения собственнику в размере 400 000 руб., прекратить право собственности Сорокиной Т.Ю. и признать право собственности муниципального образования «Город Саратов» на указанное жилое помещение.

В обоснование заявленных требований указано, что право собственности ответчика на жилое помещение возникло после признания жилого дома, в котором оно расположены, аварийным. Жилой дом включен в ведомственную целевую программу «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах». Администрацией муниципального образования «Город Саратов» принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд. От заключения соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещения ответчик отказалась.

Решением Заводского районного суда г. Саратова от 14 июля 2021 года исковые требования комитета по управлению имуществом г. Саратова удовлетворены. У Сорокиной Т.Ю. изъято жилое помещение, площадью 14,72 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> путем выкупа с выплатой возмещения в размере 400 000 руб. После выплаты возмещения постановлено прекратить право собственности Сорокиной Т.Ю. на указанное жилое помещение, признав право собственности муниципального образования «Город Саратов» на него.

Сорокина Т.Ю. не согласилась с постановленным решением суда, подала апелляционную жалобу, в обоснование которой ссылается на неправильное применение судом первой инстанции при разрешении спора норм материального права, неверное определение судом размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств уважительных причин неявки суду не представили, в связи с чем, учитывая положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 49 названного Положения (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так, согласно положениям частей 1, 2, 4, 6, 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2).

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 4).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6).

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8).

При этом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

В силу положений частей 9 и 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда (часть 9).

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (часть 10).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,
с 14 марта 2014 года Сорокиной Т.Ю. на основании договора купли-продажи от 25 февраля 2014 года является собственником комнаты, площадью 10,1 кв.м, между расположенной по адресу: <адрес>.

Стоимость жилого помещения по договору купли-продажи составляла
400 000 руб.

Заключением межведомственной комиссии от 28 мая 2013 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29 мая 2015 года предусмотрено отселение собственников из занимаемых помещений в течение трех месяцев со дня издания распоряжения, снос дома в срок до 28 мая 2016 года.

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 22 сентября 2020 года «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд» земельный участок и жилые помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, изъяты для муниципальных нужд.

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 01 июля 2019 года вышеуказанный жилой дом включен в ведомственную целевую программу «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», срок расселения дома установлен до 31 декабря 2023 года.

Удовлетворяя исковые требования комитета по управлению имуществом города Саратова, суд первой инстанции исходил из соблюдения органом местного самоуправления до предъявления искового заявления в суд процедуры, предшествующей изъятию жилых помещений у их собственников, необходимости применения к спорным правоотношениям положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу 28 декабря 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, полагает, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» внесены изменения в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.

Положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации были дополнены новой нормой - частью 8.2, из которой следует, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

При этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

В силу части 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. В данном случае спорные жилищные правоотношения возникли до принятия и вступления в силу указанной правовой нормы.

Таким образом, судом первой инстанции неправильно применены положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как установлено, спорное жилое помещение по адресу: <адрес>,
<адрес>, с кадастровым , приобретено ответчиком в собственность, признано непригодным для проживания, а многоквартирный дом, в котором расположены жилые помещения, аварийным и подлежащим сносу до принятия и вступления в силу части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, соответственно, на спорные правоотношения указанная норма закона не распространяется.

Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Однако, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года
№ 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право не только на его выкуп, но и на предоставление другого жилого помещения.

Аналогичные разъяснения содержатся в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В ходе судебного разбирательства ответчик возражала против изъятия у нее жилого помещения путем выплаты возмещения.

При таких обстоятельствах, решение суда об удовлетворении исковых требований комитета по управлению имуществом    города Саратова к Сорокиной Т.Ю. об изъятии жилого помещения с выплатой денежного возмещения, прекращении ее права собственности и признании права муниципальной собственности на жилое помещение нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

При неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, суд первой инстанции допустил неправильное толкование вышеприведенных норм права, что привело к неправильному применению материального закона.

В целях исправления судебной ошибки и в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение районного суда следует отменить, принять новое решение, которым комитету по управлению имуществом города Саратова в удовлетворении указанных исковых требований отказать.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Саратова от 14 июля 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым комитету по управлению имуществом города Саратова в удовлетворении исковых требований к Сорокиной Т.Ю. об изъятии жилого помещения с выплатой денежного возмещения, прекращении и признании права собственности – отказать.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено
29 ноября 2021 года.

Председательствующий

Судья

33-8616/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Комитет по управлению имуществом города Саратова
Прокуратура Заводского района г.Саратова
Ответчики
Сорокина Татьяна Юрьевна
Другие
Администрация Заводского района г. Саратова
Комитет по финансам
Погребняк Ирина Сергеевна
Управление Федеральной Службы государственной регистрации кадастра и картографии
Администрация муниципального образования «Город Саратов»
Министерство строительства и ЖКХ
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Шайгузова Р.И.
Дело на сайте суда
oblsud.sar.sudrf.ru
25.10.2021Передача дела судье
16.11.2021Судебное заседание
23.11.2021Судебное заседание
07.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2021Передано в экспедицию
23.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее