Дело №2-1737/2023
18RS0009-01-2023-001516-71
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Шаркан 22 августа 2023 года
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Лопатиной Л.Э.,
при секретаре Перевозчиковой И.А.,
с участием старшего помощника прокурора Шарканского района УР Леконцевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарканского района УР в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Коммунсервис» Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Шарканский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности разработать проекты организации зон санитарной охраны, хозяйственно-питьевого водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологические заключения на артезианские скважины,
у с т а н о в и л:
прокурор Шарканского района УР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Коммунсервис» Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Шарканский район Удмуртской Республики» (далее по тексту – МУП «Коммунсервис», ответчик) о возложении обязанности в срок до <дата> разработать проект организации зон санитарной охраны, проект хозяйственно-питьевого водоснабжения, получить заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора на артезианскую скважину №***, расположенную по адресу: <*****>. Требования обоснованы следующим.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ №52-ФЗ) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду.
Статьей 2 ФЗ №52-ФЗ установлено, что организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно положению ст. 7.1 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ (далее - ВК РФ) водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст.ст. 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.
Для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч. 1,2 ст. 43 ВК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 18 ФЗ № 52-ФЗ зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Санитарными правилами и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» предусмотрено, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников (п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Зоны санитарной охраны характеризуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны (п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Проект зон санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зон санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
В состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями (п.1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (и. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02).
В силу ч. 2 ст. 39 ВК РФ обязанность не допускать при использовании водных объектов причинения вреда окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации и содержать в исправном состоянии эксплуатируемые очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения лежит не только на собственниках водных объектов, но и на водопользователях.
Муниципальное унитарное предприятие «Коммунсервис» является организацией коммунального хозяйства, на основании публичных договоров оказывает населению коммунальные услуги, в том числе по холодному водоснабжению жилых помещений по присоединенной сети, то есть является водопользователем.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества за МУП «Коммунсервис» на праве хозяйственного ведения закреплена артезианская скважина №***, расположенная по <*****>.
Таким образом, МУП «Коммунсервис» в соответствии со ст.7.1 ВК РФ является лицом, использующим указанную артезианскую скважину на постоянной основе, и является лицом, ответственным за выполнение мероприятий, установленные СанПиН.
В нарушение требований п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 ответчиком не разработан проект организации ЗСО, которым должны быть определены: границы зоны и составляющие ее пояса; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Отсутствие утвержденного ЗСО в соответствии с п.1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых СанПиНом.
Непринятие мер по устранению нарушений санитарных норм и правил может вызвать распространение инфекционных заболеваний, заражение такими заболеваниями людей, массовых отравлений, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В судебном заседании процессуальный истец – старший помощник прокурора Леконцева И.А. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика МУП «Коммунсервис», третьего лица – Администрации Шарканского района УР в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. От представителя ответчика – директора МУП «Коммунсервис» поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и признании исковых требований прокурора в полном объеме.
В соответствии с п.п. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.
В соответствии с п.п. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.
Заслушав процессуального истца, изучив письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены в СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 (далее СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пунктам 1.2 и 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02, указанные санитарные правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В силу п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с пунктами 1.6, 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно пункту 1.17 Правил отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых Правилами.
Как следует из материалов дела и установлено судом в ходе рассмотрения дела в собственности Муниципального образования «Муниципальный округ Шарканский район УР» находится артезианская скважина №***, расположенная по <*****>, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества №*** от <дата>. Указанное муниципальное имущество на основании постановления Администрации МО «Шарканский район» от <дата> №*** закреплено на праве хозяйственного ведения за ответчиком МУП «Коммунсервис» (л.д. 7).
МУП «Коммунсервис» является коммерческой организацией, созданной для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, основным видом деятельности которого является распределение воды для питьевых и промышленных нужд, что подтверждается копией Устава, выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 10, 22-25).
Из информации Администрации МО «Муниципальный округ Шарканский район УР», МУП «Коммунсервис» от <дата> г. следует, что разработка зон ЗСО, заключения государственного санитарно-эпидемиологического надзора на скважины <*****> запланированы на 2030 год в соответствии с Планом мероприятий по выполнению мероприятий по разработке проектов ЗСО. Объем водопотребления из артезианской скважины №*** в 1 квартале 2023 года составил 4,798 тыс. куб.м. (л.д.6, 8).
В соответствии со ст. 7.1 Водного кодекса РФ мероприятия по изучению, использованию, охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (далее - водохозяйственные мероприятия) осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом используют водные объекты и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по осуществлению таких мероприятий.
Водохозяйственные мероприятия могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными органам государственной власти, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Из статьи 295 ГК РФ следует, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (пункт 2).
В судебном заседании установлено, что ответчик МУП «Коммунсервис» на основании постановления Главы Администрации Шарканского района УР от <дата> №*** является владельцем на праве хозяйственного ведения артезианской скважины №***, расположенной по <*****>, используемой для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. При этом, в силу характера осуществляемой им уставной деятельности ответчик, осуществляющий распределение воды по водопроводной сети для питьевых и промышленных нужд из находящейся в его владении артезианской скважины, обязан в силу ст. 7.1 Водного кодекса РФ проводить водохозяйственные мероприятия, включающие и мероприятия по охране водных объектов.
Таким образом, учитывая использование артезианской скважины №***, расположенной по <*****>, для целей питьевого и хозяйственного-бытового водоснабжения, последняя, в силу нормативного регулирования должна быть защищена от загрязнения и засорения, в связи с чем в отношении неё должны быть установлены ЗСО в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, проект об утверждении которых в силу п.1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02, является составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатывается одновременно с ним.
Кроме того, проект зон санитарной охраны должен иметь заключение государственного санитарно-эпидемиологического надзора (п.1.12 СанПин 2.1.4.1110-02).
В нарушение действующего законодательства ответчиком не разработаны проекты зон санитарной охраны, хозяйственно-питьевого водоснабжения в отношении указанного в исковом заявлении действующего источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора на него не получено.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, либо невозможности проведения таких мероприятий, ответчиком в суд не представлено.
Принимая во внимание установленные по делу фактические обстоятельства, действующее правовое регулирование, учитывая, что отсутствие разработанных проектов зон санитарной охраны, хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также санитарно-эпидемиологических заключения по ним создает реальную угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность разработать проекты зон санитарно охраны, хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также получению заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора на артезианскую скважину №***, расположенную по <*****>.
В силу требований ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым определить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Рассматривая вопрос об установлении срока исполнения решения суда, суд в соответствии с заявленными требованиями, полагает возможным установить для ответчика срок до <дата> для исполнения вышеизложенных обязанностей. Указанный срок, по мнению суда, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Кроме того, представителем ответчика заявлено о признании иска, заявление о признании иска приобщено к материалам гражданского дела.
В соответствии со статьей 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска, если это противоречит закону и нарушает права и интересы других лиц.
О признании иска представителем ответчика, которому предоставлено право на признание иска, заявлено добровольно, осознанно, оснований полагать иное у суда не имеется.
Признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц.
Установив данные обстоятельства, суд считает возможным принять признание иска представителем ответчика. В связи с принятием судом признания иска, в соответствии с частью 3 статьи 173 ГПК Российской Федерации, заявленное прокурором требование подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 173, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░░░ 1822004715) ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░░░ 1822004715) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░░░ 1822004715) ░ ░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №***, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <*****>.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.