УИД 59RS0025-01-2023-001272-94
Дело №88-15265/2024
мотивированное определение
составлено 30 августа 2024 года
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 29 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чернецовой С.М.,
судей Зориной С.В., Вдовиченко И.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-1385/2023 по иску Сачковой Ольги Николаевны к администрации Краснокамского городского округа, территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому городским округам, Палкиной Людмиле Александровне об установлении факта невозможности проживания в жилых помещениях, о возложении обязанности обеспечить вне очереди жильем специализированного жилищного фонда, признании незаконными ответа администрации Краснокамского городского поселения от 19.08.2011 г. № 307-Б и ответа администрации Краснокамского городского округа от 01.06.2023 № СЭД-273-35.1-393-С об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения,
по кассационной жалобе Сачковой Ольги Николаевны на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 20 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07 мая 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чернецовой С.М. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сачкова О.Н. обратилась с иском к администрации Краснокамского городского округа, территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому городским округам, Палкиной Л.А. об установлении факта невозможности проживания в жилых помещениях, о возложении обязанности обеспечить вне очереди жильем специализированного жилищного фонда, признании незаконными ответов администрации Краснокамского городского поселения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
В обоснование исковых требований указала, что истец имел статус ребенка-сироты, в связи со смертью матери находилась под опекой у бабушки. За истцом было закреплено неблагоустроенное жилье по месту жительства отца. До достижения 23 летнего возраста Сачкова О.Н. обращалась в администрацию Краснокамского городского поселения с заявлением о включении в список детей-сирот нуждающихся в получении жилого помещения, в чем ей было отказано по мотивам наличия у нее с отцом в пользовании на условиях договора социального найма комнаты в коммунальной квартире по адресу <данные изъяты> Считает отказ незаконным, поскольку проживание к комнате с отцом было невозможно.
Протокольным определением Краснокамского городского суда Пермского края от 17 августа 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Комитет земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа.
Решением Краснокамского городского суда Пермского края от 20 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07 мая 2024 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Сачкова О.Н. просит об отмене вышеуказанных судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о времени и месте судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно ч.1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если эти нарушения привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что основания для отмены обжалуемых судебных постановлений отсутствуют.
При рассмотрении дела установлено, что Петровская (Сачкова) О.Н. <данные изъяты> 1991 года рождения относилась к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать умерла, а отец лишен родительских прав.
02 декабря 1987 года исполнительным комитетом Краснокамского Совета народных депутатов Петровскому Н.С. выдан ордер на жилое помещение № <данные изъяты> на состав семьи 2 человека, включая Петровскую Е.И.
По заявлению Петровского Н.С. об обмене жилой площади расположенной по адресу: <данные изъяты> ему предоставлено жилое помещение по адресу: <данные изъяты> в результате (развода) разъезда с женой Петровской Е.И.
Петровскому Н.С. выдан контрольный талон к ордеру от 08 мая 1992 администрацией г. Краснокамска, на комнату жилой площадью 17,4 кв.м, по адресу: <данные изъяты>
Распоряжением Краснокамского муниципального образования № 241-р от 18 марта 1998 опекуном Петровской О.Н. назначена Палкина Л.А., закреплено жилье, находящееся по адресу: <данные изъяты>
Согласно поквартирной карточке по адресу: <данные изъяты> Петровская О.Н. была зарегистрирована по данному адресу с 13 июля 1992 г. по 10 марта 2011 г.
Распоряжением Главы Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края от 29.12.2006 № 621-Р дом по адресу: <данные изъяты> признан аварийным и подлежащим сносу.
Соглашениями к договору социального найма № 907 от 25 февраля 2011 Петровский Н.С., Петровская О.Н. выразили свое согласие на расторжение договора социального найма по адресу: <данные изъяты>
Постановлением администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края от 17.02.2011 № 87 «О расторжении договора социального найма с Петровским Н.С. на жилое помещение по адресу: <данные изъяты> и заключении договора социального найма на жилое помещение по адресу: <данные изъяты> с Петровским Н.С. был расторгнут договор социального найма на жилое помещение комнату жилой площадью 17,4 кв.м. общей площадью 23,70 кв.м, в 3-х комнатной квартире № <данные изъяты> состав семьи два человека (дочь), и заключен договор социального найма от 28.02.2011 года № 916 на комнату в 2-комнатной квартире № 40 общей площадью 32,6 кв.м, в том числе жилой площадью 19,6 кв.м, по адресу: <данные изъяты> состав семьи два человека (дочь).
28 февраля 2011 между МКУ «Краснокамский расчетно-кассовый центр» действующего на основании Устава от имени собственника жилого помещения Краснокамского городского поселения (наймодатель) и Петровским Н.С. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения № 916 по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 1 комнаты в 2-х комнатной квартире общей площадью 32,6 кв.м, в жилом доме по адресу: <данные изъяты> занимаемое на основании постановления администрации № 87 от 17.02.2011.
В соответствии с п. 1.2 договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: Петровская Ольга Николаевна, дочь 1991 г.р.
Из ответа администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края от 19.08.2011 следует, что у администрации Краснокамского городского поселения отсутствуют основания для включения истца во внеочередной список детей-сирот, нуждающихся в получении жилого помещения, поскольку ранее за ней закреплено жилое помещение по адресу: <данные изъяты>. Данный дом признан аварийным и непригодным для проживания. Взамен помещения по адресу: <данные изъяты> общей площадью 23,7 кв.м, было предоставлено другое жилое помещение по адресу: <данные изъяты> общей площадью 32,6 кв.м. Разъяснено, что если совместное проживание граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, то данные граждане могут быть вселены без предоставления другого жилого помещения.
На момент рассмотрения дела в жилом помещении по адресу: <данные изъяты> зарегистрированы Сачкова (ранее Берникова, Петровская) О.Н. с 10 марта 2011, Петровский Н.С. - отец с 02 марта 2011, Берников К.А. – внук с 26 августа 2011.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями п. 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавшего до 1 января 2013 года, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 397, Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., и исходил из того, что истец обеспечена жилым помещением более учетной нормы, решение суда о невозможности принудительного обмена занимаемого жилого помещения не предоставила.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции признал законными и обоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и после достижения 23-летнего возраста, если имел право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, но в установленном законом порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не реализовали это право, являются необоснованными.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч. 2 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2013), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01 января 2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет), у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
После 01 января 2013 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. ст. 92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ.
Судом установлено, что на момент обращения в августе 2011 с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся с целью предоставления жилого помещения, Сачкова О.Н. не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку была обеспечена жилым помещением более учетной нормы.
Доводы кассационной жалобы о том, что обязанность по включению ее в соответствующие учеты, а также по обеспечению жильем, возлагалась на органы исполнительной власти, которая ненадлежащим образом исполнила свою обязанность, являются необоснованными.
По смыслу жилищного законодательства предоставление жилья носит заявительный характер, каких-либо препятствий в осуществлении прав истца на включение в список детей-сирот со стороны государственных органов не установлено. Ответчик прав истца не нарушал, таких доказательств суду не представлено.
Отсутствие действий со стороны органов опеки и попечительства по постановке истца на учет, не препятствовало истцу реализовать данное право самостоятельно, по достижению возраста 18 лет.
Вопреки доводам кассационной жалобы факт невозможности проживания истца с Петровским Н.С. был исследован судом и установлено, что такой факт мог быть установлен только в случае предоставления истцом решения суда об отказе в принудительном обмене в силу п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ. Однако такого судебного акта истцом представлено не было.
Доводы кассационной жалобы о том, что соглашение к договору социального найма №907 от 25.02.20211 не имеет даты и реквизитов, в связи с чем, не может считаться заключенным и не влечет за собой правовых последствий, договор социального найма №916 от 28.02.2011г. истец не подписывал, являются несостоятельными.
В силу ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
При рассмотрении дела было установлено, что жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, было предоставлено на основании постановления администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края от 17 февраля 2011 № 87, которое не оспорено истцом, недействительным не признано.
Сачкова О.Н. снялась с регистрационного учета из ранее занимаемого жилого помещения, признанного непригодным для проживания, при предоставлении жилого помещения по адресу: г. Краснокамск, ул. Пушкина, 16-40, зарегистрировалась вместе с ребенком во вновь предоставленном жилом помещении, проживала в нем. Таким образом, истец реализовал права члена семьи нанимателя.
Отсутствие реквизитов в дополнительном соглашении к договору социального найма, которое было заключено относительно расторжения договора на непригодное для проживания жилого помещения, не опровергает факт расторжения договора на ранее занимаемое жилое помещение, поскольку заключение договоров социального найма на два жилых помещения законом не предусмотрено.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Краснокамского городского суда Пермского края от 20 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сачковой Ольги Николаевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи