УИД 13RS0023-02-2023-001509-57
Судья Куликова И.В. № 2-1185/2023
Докладчик Куманева О.А. Дело № 33-555/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Верюлина А.В.,
судей Куманевой О.А., Солдатова М.О.,
при секретаре Айзатуллиной А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 марта 2024 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Князькина Виталия Павловича к Администрации городского округа Саранск о взыскании суммы материального ущерба, судебных расходов по апелляционной жалобе представителя истца Тяпкиной Е.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Куманевой О.А., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Князькин В.П. обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Дом» (далее ООО «Дом») о возмещении материального ущерба, причиненного транспортному средству.
В обоснование предъявленного иска Князькин В.П. указал, что 14 июля 2020 г. около 12 час. 00 мин., он припарковал свое транспортное средство марки «Фольцваген Пассат» государственный регистрационный знак <№> возле дома №23А по пр. Ленина г. Саранска, где осуществляет свою трудовую деятельность. Примерно в 16 час. 30 мин. через окно офиса, он увидел, как из-за сильного ветра на его транспортное средство опрокинулся мусорный бак, в результате чего автомобиль получил ряд механических повреждений. Контейнеры, которые были приведены в движение ввиду силы ветра, были либо не поставлены на тормозные фиксаторы, либо поставлены только на один тормозной фиксатор, а те, которые стояли на двух тормозных фиксаторах – остались неподвижны.
Истец указывает, что контейнерная площадки расположена на придомовой территории жилого дома №23А по пр. Ленина г. Саранск. Таким образом, учитывая, что место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и данная площадка по сведениям Администрации го Саранск включена в реестр площадок, как площадка многоквартирного дома, следовательно, ответственность по возмещению материального ущерба несет управляющая компания.
Согласно экспертному заключению ООО «Центр экспертизы и оценки», №709/20 от 27 октября 2020 г. стоимость восстановительного ремонта транспортного средства без учета стоимости заменяемых запчастей из-за их износа, составляет 71 448 руб. Стоимость по оплате услуг эксперта составила 8 000 руб. Кроме того, истцом понесены расходы по оплате услуг нотариуса за составление доверенности в размере 1 200 руб.
В связи с изложенным, истец, ссылаясь на статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, и полагая, что именно указанное лицо ответственно за причиненные убытки, просил взыскать с ООО «Дом» в счет возмещения материального ущерба 71 448 руб., а также судебные расходы, по оплате стоимости услуг эксперта в размере – 8 000 руб., оплате нотариальных услуг в размере 1 200 руб. и по оплате государственной пошлины в размере 2 343 руб. 00 коп.
Определениями Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 09 июня 2023 г., 28 июня 2023 г., 29 августа 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены – ООО «Ремондис», Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск, Казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», ООО «Веста-Дом», Товарищество собственников жилья «Дом 23А».
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 июля 2023 г. по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика – ООО «Дом» на надлежащего ответчика – Администрацию городского округа Саранск, ООО «Дом» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 сентября 2023 г. Князькину В.П. отказано в удовлетворении предъявленных к Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия исковых требований.
В апелляционной жалобе представитель истца Князькина В.П. – Тяпкина Е.А. просила решение суда отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования истца в полном объёме. В обоснование жалобы указывает, что бремя содержания контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений, а не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах – собственники земельного участка, на котором они расположены. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. Ленина, д. 23А, входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и включена в реестр, как площадка МКД, поскольку контейнерная площадка с контейнерными баками располагалась на неразграниченном земельном участке, который относится к муниципальной собственности. Ссылка ответчика на то обстоятельство, что ООО «Дом» позднее дорожно-транспортного происшествия обратилось в администрацию с заявкой о согласовании месторасположения контейнерной площадки, а соответственно является ее собственником, представляя собственников многоквартирного дома, является несостоятельной. Из заявки и представленного протокола общего собрания жильцов не усматривается, что площадка находится в собственности жильцов многоквартирного дома. Более того, контейнерная площадка была перенесена с ул. Полежаева на пр. Ленина г. Саранска недалеко от дома № 23А, что не оспаривалось участниками процесса, и пользовались ею жильцы близрасположенных многоквартирных домов ввиду отсутствия иного места сбора отходов. Каким образом была перенесена площадка, и кто нес за нее ответственность на ул. Полежаева, осталось без пояснения ответчика. Судом первой инстанции не отведено должного внимания и не дана оценка заключению кадастрового инженера от 31 марта 2023 г., где отражено несоответствие сведений с сайта администрации и фактическому расположению контейнерной площадки.
Представитель истца также указывает, что определение мест размещения контейнерных площадок региональным оператором по обращению с отходами в Республике Мордовия с момента его образования согласовывалось с муниципалитетом и собственники многоквартирного дома в лице управляющих компаний не имели к этому отношения. Считает, что отсутствие оснащения контейнерной площадки твердых коммунальных отходов по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. Ленина, д. 23А, которая не входит в состав общего имущества собственников помещений указанного многоквартирного дома и не включена в реестр площадок многоквартирного дома, свидетельствует о бездействии Администрации городского округа Саранск, на которую возложена обязанность по надлежащему содержанию этого оборудования, своевременному выявлению недостатков и принятию мер по их устранению. Кроме того, судом не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что транспортное средство, принадлежащее истцу, было повреждено в том числе и сетчатым мусорным контейнером желтого цвета, который является собственностью Администрации городского округа Саранск.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Лисина К.С. просила решение Ленинского районного суда г. Саранска от 28 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца – без удовлетворения.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск, Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», ООО «Дом», ООО «Ремондис», ООО «Веста-дом», председатель Товарищества собственников жилья «ДОМ 23а» Третьяков С.И. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении разбирательства дела ходатайств не заявляли.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании истец Князькин В.П., его представитель Тяпкина Е.А. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали, представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Лисина К.С. относительно них возразила.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Князькина В.П., его представителя Тяпкиной Е.А., представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Лисиной К.С., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, рассмотрев дело в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцу Князькину В.П. на праве собственности принадлежит автомобиль марки «Фольксваген Пассат», идентификационный номер (VIN) <№>, государственный регистрационный знак <№> (т.1, л.д. 23).
14 июля 2020 г. принадлежащий Князькину В.П. автомобиль был припаркован возле дома № 23А по пр. Ленина г. Саранска Республики Мордовия, где истец осуществлял свою трудовую деятельность.
Примерно в 16 час. 30 мин. через окно офиса Князькин В.П. увидел, как из-за сильного ветра на переднюю часть его автомобиля опрокинулся и уперся мусорный бак. Выйдя из офиса, подойдя к своему автомобилю, истец обнаружил на нём механические повреждения, после чего с целью фиксации данного факта обратился в полицию.
По данному факту проведена проверка, по результатам которой 24 июля 2020 г. УУП ОП № 3 УМВД России по городскому округу Саранск было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, ввиду отсутствия события преступления (т.1 л.д.6).
Обстоятельства повреждения автомобиля Князькина В.П. в результате описанных истцом событий подтверждаются материалами проверки ОП № 3 УМВД России по городскому округу Саранск, по заявлению Князькина В.П. по факту повреждения принадлежащего ему автомобиля, зарегистрированному в КУСП № 12599 от 14 июля 2020 г. (т.1, л.д.51-82), в том числе, протоколом осмотра места происшествия от 14 июля 2020 г. с приложенной к нему фототаблицей повреждённого транспортного средства марки «Фольксваген Пассат», государственный регистрационный знак <№>, объяснениями Князькина В.П. (т.1 л.д. 135-166).
Согласно сведениям, представленным ГУ МЧ России по Республике Мордовия, 14 июля 2020 г. в период времени с 15 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. близ г. Саранска Республики Мордовия наблюдались следующие явления: ливневый дождь с 16 час. 40 мин. до 16 час. 50 мин., гроза с 16 час. 55 мин. до 18 час. 00 мин., направление и скорость ветра в 15 час. 00 мин (юго-восточный 4 м/с, порывы – 11 м./с), в 18 час. 00 мин. (юго-восточный 8 м/с, порывы 17 м/с) (т. 1 л.д.160-161).
Согласно экспертному заключению № 709/20 от 27 октября 2020 г., составленному ООО «Центр экспертизы и оценки» по заявлению истца, стоимость восстановительного ремонта автомобиля марки Фольксваген Пассат, государственный регистрационный знак <№>, по состоянию на дату происшествия 14 июля 2020 г. составляет: без учёта падения стоимости заменяемых запчастей из-за износа - 71 448 руб., с учётом падения стоимости заменяемых запчастей из-за их износа - 64 366 руб.11 коп. (т.1, л.д.11-33).
Из материалов дела также следует, что региональным оператором по обращению с отходами в Республике Мордовия является ООО «Ремондис».
4 апреля 2018 г. в официальном печатном издании органов государственной власти Республики Мордовия «Известия Мордовии» региональным оператором Республики Мордовия опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и текст типового договора. Также проект договора опубликован на сайте remondis.saransk@remondis.ru.
Из содержания указанного договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключённому в силу статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации между ООО «Ремондис Саранск» и собственниками многоквартирного дома № 23а по пр. Ленина г. Саранска Республики Мордовия, следует, что региональный оператор принял на себя обязанность принимать твёрдые коммунальные отходы в объёме и месте, которые определены в настоящем договоре и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2.1).
Условиями договора определено, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твёрдых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники помещений в многоквартирном доме либо индивидуальном жилом строении (доме), либо лицо, привлекаемое собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию общего имущества в таком доме (пункт 4.2)
Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твёрдых коммунальных отходов, несёт собственник земельного участка, на котором расположены такие площадка и территория (пункт 4.3).
Региональный оператор обязан, в том числе: принимать необходимые меры по своевременной замене повреждённых контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством Республики Мордовия (подпункт «д» пункта 5.1).
Услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов в границах городского округа Саранск и их последующему транспортированию в целях обработки, утилизации, обезвреживания и (или) захоронения на основании договора № ТР-01-2020 на оказание услуг по транспортировке твёрдых коммунальных отходов (первого плеча) от 31 марта 2020 г., заключённого между ООО «Ремондис Саранск» (региональный оператор) и ООО «Ремондис Логистик» (исполнитель), на момент происшествия оказывал ООО «Ремондис Логистик» (т.1 л.д. 168-179, 180-181).
Решением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 марта 2021 г. частично удовлетворены исковые требования Князькина В.П. к ООО «Ремондис Саранск» о возмещении материального ущерба, причиненного транспортному средству в результате опрокидывания мусорного контейнера 14 июля 2020 г. (т. 1 л.д. 79-86).
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 07 апреля 2022 г., оставленным без изменений определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 06 июля 2022 г., решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 марта 2021 г. отменено, по делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Князькина В.П. к ООО «Ремондис Саранск» отказано (т.1 л.д. 70-78, 63-69).
Согласно апелляционному определению судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 07 апреля 2022 г., суд апелляционной инстанции, отменяя решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 марта 2021 г., исходил из того, что бремя содержания контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме, а не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах – собственники земельного участка, на котором они расположены, емкости для накопления ТКО могут приобретаться региональным оператором только в случае принятия им решения о реализации права на их приобретение и включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора, в связи с чем, не усмотрел в приведенных нормативных актах и из представленных сторонами и истребованных судом доказательств, что ООО «Ремондис Саранск» является надлежащим ответчиком по делу, в результате действий (бездействий) которого причинен вред имуществу истца.
Согласно выписке из реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, расположенных на территории Ленинского района городского округа Саранск, представленной ООО «Ремондис Саранск» в ходе рассмотрения судом указанного выше гражданского дела, по состоянию на 22 января 2021 г., месторасположение места накопления твёрдых коммунальных отходов значится по адресу пр. Ленина, д. 23 (указаны географические координаты 54.190498; 45.189421), количество контейнеров 6, общим объёмом 6,6 куб.м. Собственником места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов указаны собственники помещений в многоквартирном доме по пр. Ленина, д. 23а. Источником образования твёрдых коммунальных отходов, которые складируются в указанном месте накопления твёрдых коммунальных отходов, указаны собственники помещений в многоквартирных домах по пр. Ленина, д. 23, 23а и по ул. Володарского, д. 80 (т.1, л.д.167).
Таким образом, из объяснений истца об обстоятельствах происшествия, а также из материалов дела судом установлено, что контейнерная площадка для сбора коммунальных отходов, где размещены были шесть мусорных контейнеров, и предназначавшихся для складирования отходов нескольких многоквартирных домов, на момент произошедшего (14 июля 2020 г.) располагалась около дома № 23А по пр. Ленина г. Саранска Республики Мордовия.
Управление и обслуживание многоквартирного дома № 23А по пр. Ленина г. Саранска Республики Мордовия в настоящее время и на момент произошедшего (14 июля 2020 г.) осуществляет ООО «Дом» на основании договора управления многоквартирным домом по адресу: г.о. Саранск, пр. Ленина, д. 23А от 15 июня 2018 г. (т.1 л.д. 96-105, 109, 110, 111-112).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 26 сентября 2023 г. земельный участок, находящийся под многоквартирным домом №23А по проспекту Ленина г. Саранска, с кадастровым номером 13:23:0901137:72, находится в собственности многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саранск, проспект Ленина, д. 23 (т. 2 л.д. 134-139).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Из материалов дела также следует, что согласно сообщению от 5 июня 2023 г., представленному и.о. главы Администрации Ленинского района городского округа Саранск по запросу суда, контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, д. 23А расположена на земельном участке, собственность на который не разграничена. Вышеуказанная контейнерная площадка согласована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов имеет сведения о собственнике контейнерной площадки. Передача вышеуказанной контейнерной площадки на обслуживание в ООО «ДОМ» не осуществлялась (т.1 л.д. 195).
К указанному сообщению приложена выписка из мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, расположенных на территории Ленинского района городского округа Саранск, месторасположение места накопления твёрдых коммунальных отходов значится по адресу пр. Ленина, д. 23 (указаны географические координаты 54.190498; 45.189421), количество контейнеров 6, общим объёмом 6,6 куб.м. Собственником места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов указаны собственники помещений в многоквартирном доме по пр. Ленина, д. 23а. Источником образования твёрдых коммунальных отходов, которые складируются в указанном месте накопления твёрдых коммунальных отходов, указаны собственники помещений в многоквартирных домах по пр. Ленина, д. 23, 23а и по ул. Володарского, д. 80 (т.1, л.д. 196).
Согласно информации Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск от 5 июня 2023 г. место накопления твердых коммунальных отходов, предназначенное для нужд собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома №23А по пр. Ленина, расположено в районе данного дома, на земельном участке, собственность на который не разграничена. По информации Администрации Ленинского района г.о. Саранска местоположение вышеуказанной контейнерной площадки согласовано с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия. Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск не располагает сведениями о передаче данного места накопления твердых коммунальных отходов на обслуживание в какую-либо управляющую организацию (т.1 л.д. 194).
Обращаясь в суд с ходатайством о замене ненадлежащего ответчика ООО «Дом» на Администрацию городского округа Саранск, истец указал, что, поскольку место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. Ленина, д. 23А, не входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома и не включена в реестр площадок, как площадка МКД, а также, учитывая, что земельный участок, где располагается контейнерная площадка, не разграничен и относится к муниципальной собственности, следовательно, надлежащим ответчиком, по указанному иску, является Администрация городского округа Саранск, которая проявила бездействие по надлежащему содержанию и оснащению контейнерной площадки.
Разрешая по существу возникший спор, суд первой инстанции, установив, что место расположения опрокинувшихся на транспортное средство истца контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, в числе других контейнеров, на дату происшествия - 14 июля 2020 г. находилось на подъездной дороге, входящей в общедомовую территорию дома №23А по пр. Ленина г. Саранска, без согласования на размещение, а обслуживание придомовой территории указанного многоквартирного дома осуществляла управляющая компания ООО «Дом», в обязанности которой входила уборка мусора возле дома, в том числе, и на неразграниченной территории, то есть, на месте расположения контейнеров для мусора, при этом на Администрацию городского округа Саранск законом не возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных им исковых требований.
Судом первой инстанции также указано, что в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не предоставлено доказательств того, что Администрация городского округа Саранск является тем лицом, в результате действий (бездействия) которого был причинён вред имуществу истца. При этом расположение контейнерной площадки не на местах общего пользования, либо за пределами земельного участка под многоквартирным жилым домом, не имеет правового значения, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора твердых бытовых отходов за границами земельного участка под многоквартирным домом. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под многоквартирным домом ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе её разместить на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия с данными выводами согласиться не может, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Так, согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Из положений статьи 13.4 указанного закона следует, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила).
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществление ведение их реестра возложено на органы местного самоуправления.
ООО «Ремондис Саранск», являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а именно: принимает ТКО и обеспечивает их сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1 той же статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила № 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. Согласно подпункту «д (2)» пункта 11 Правил № 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса российской Федерации).
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. № 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11 октября 2019 г. №08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» разъяснено, что под «организацией мест накопления» понимается создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме. Организация и содержание контейнерной площадки невозможны без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 (далее - Правила № 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил № 170 на управляющую организацию спорного жилого дома, возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 (далее - Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра) также предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Проанализировав приведенные выше нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что на Администрацию городского округа Саранск не возложено обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 24 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с пунктом 2.1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 5 декабря 2019 г. № 20 «Об утверждении СанПиН 2 СанПиН 2.1.7.3550-19», действующего на момент причинения ущерба имуществу истца, на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Пунктом 3.7.4. Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170, предусмотрено, что площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7-10 см., исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону.
Согласно пункту 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра лица, на которых лежит обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Пунктами 11, 12 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра предусмотрено, что реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а при его отсутствии - на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы (пункт 13)
Пунктами 16, 17 Правил предусмотрено, что раздел «Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000. Раздел «Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема.
Информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Информация о планируемых к размещению контейнерах определяется уполномоченным органом с учетом предложений регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 20 Правил в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, сведения о таком месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов подлежат включению уполномоченным органом в реестр в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании.
По результатам рассмотрения заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр уполномоченный орган принимает решение о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр или об отказе во включении таких сведений в реестр (пункт 24).
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил № 1039 предусмотрено, что места накопления (площадка) ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Таким образом, согласовывая место расположения контейнерной площадки органом местного самоуправления должен быть исследован вопрос, в том числе и о соответствии размещения данной площадки вышеуказанным требованиям.
Из материалов дела также следует, что 17 сентября 2020 г. ООО «ДОМ» обратилось к главе Администрации Ленинского района г. Саранска с заявкой о согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Адрес и (или) географические координаты создаваемого места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов – Республика Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, д. 23 (т. 2 л.д. 75-76).
Согласно письму Главы Администрации Ленинского района г. Саранска от 06 ноября 2020 г. №уд-2692, Администрация Ленинского района г.о. Саранска не возражает в размещении контейнерной площадки в районе домов №80 по ул. Володарского и №23А по пр. Ленина, при условии соблюдения требований п.п. 8.2.4, 8.2.5, 8.2 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Также сообщено об обязанности обратиться в Администрацию Ленинского района с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории г.о. Саранск, не позднее 3 рабочих дней со дня начала использования контейнерной площадке (т. 2 л.д. 73).
08 октября 2021 г. управляющая компания дома №23 по проспекту Ленина г. Саранска – ООО «Веста-Дом» обратилась к главе Администрации Ленинского района г. Саранска с заявкой о согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Адрес и (или) географические координаты создаваемого места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов – Республика Мордовия, г. Саранск, проспект Ленина, д. 23 (т. 2 л.д. 66-68).
Согласно письму Главы Администрации Ленинского района г. Саранска от 09 ноября 2021 г. №уд-3119, Администрация Ленинского района г.о. Саранска не возражает в размещении контейнерной площадки по адресу: г. Саранск, проспект Ленина, д. 23, при условии соблюдения требований п.п. 8.2.4, 8.2.5, 8.2 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Также сообщено, об обязанности обратиться в Администрацию Ленинского района с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории г.о. Саранск, не позднее 3 рабочих дней со дня начала использования контейнерной площадке (т. 2 л.д. 65).
Согласно сообщению Администрации Ленинского района г. Саранска от 9 июля 2021 г. (т.2 л.д. 78) место (площадка) для сбора твердых коммунальных отходов, расположенное по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, д. 23А, ликвидировано с марта 2021 г. и перенесено на муниципальную территорию в районе дома № 27А по пр. Ленина, где в настоящее время располагается 1 бункер для сбора ТКО объемом 5,5 кв.м.
Из сообщения Администрации Ленинского района г.о. Саранска от 13 сентября 2023 г. следует, что указанный орган местного самоуправления не располагает сведениями о местоположении контейнерной площадки по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, д. 23А, на момент происшествия – 14 июля 2020 г. С заявками на согласование мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по вышеуказанному адресу обращались управляющие компании ОО «Дом» 17 сентября 2020 г. и ООО «Веста-Дом» 12 октября 2021 г. Вышеуказанные места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов были согласованы Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия (т.2 л.д. 189).
Таким образом, из материалов дела следует, что иных заявок о согласовании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. Ленина, д. 23А, и включении указанных сведений в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, в органы местного самоуправления ранее 17 сентября 2020 г. не поступало.
Доказательств в подтверждение обратного, ответчиком суду не представлено.
Из объяснений, данных председателем ТСЖ «Дом 23А» Третьяковым С.И. в ходе проведения судом первой инстанции выездного судебного заседания 28 сентября 2023 г. (т.3 л.д. 2-14) следует, что в 2011 г. мусорные контейнеры находились на ул. Полежаева г. Саранска. Впоследствии мусорные контейнеры были перенесены и расположены у забора около д. № 23А по пр. Ленина г. Саранска. В 2020 г. мусорные контейнеры располагались на дороге, где позволяло дорожное покрытие. Уборку территории под мусорными баками осуществляло ООО «Ремондис». Каким органом было принято решение о месте их расположения, ему неизвестно. Подъездную дорогу, на которой располагались указанные контейнеры, обслуживала управляющая компания ООО «Дом». Жильцы всех рядом расположенных многоквартирных домов осуществляли складирование твёрдых коммунальных отходов. Шлагбаум на подъездной дороге к дому № 23А был установлен в 2022 г.
Согласно заключению кадастрового инженера Гусакова В.В. от 31 марта 2023 г. по заданию заказчика им была подготовлена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 13:23:0901137:72 и место нахождения места (площадки) накопления ТКО из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Ленинского района г.о. Саранск (т.1 л.д. 113-116).
Согласно указанной схеме, место расположения площадки согласно указанным в реестре географическим координатам (54.190498; 45.189421) располагается на значительном удалении от многоквартирного дома № 23А по пр. Ленина г. Саранска.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции верно установлено, что контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов, располагались на дату происшествия 14 июля 2020г. на подъездной дороге к дому №23А по пр. Ленина без согласования на размещение.
Указанные обстоятельства сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
Между тем вывод суда о том, что подъездная дорога, на которой располагались указанные контейнеры, входит в общедомовую территорию дома №23А по пр. Ленина г. Саранска, следовательно, на орган местного самоуправления в данном случае не могла быть возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадки) накопления ТКО, сделан в отсутствие доказательств в подтверждение указанного.
То обстоятельство, что на дату 14 июля 2020 года, обслуживание придомовой территории дома №23А по проспекту Ленина г. Саранска осуществляла управляющая компания ООО «Дом», а именно производила уборку снега в зимний период, уборку мусора возле дома, в том числе, и на неразграниченной территории, что следует из показаний председателя ТСЖ Третьякова С.И., не может свидетельствовать об указанном.
Кроме того, Третьяковым С.И. на неоднократный вопрос представителя третьего лица, о том, кем именно производилась уборка под мусорными контейнерами, в судебном заседании было пояснено, что указанные работы производились ООО «Ремондис» (т.3 л.д. 2-14).
Разрешая спор, судом не учтено, что частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, и пунктами п. 1, 2, 5,б,7 и 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, определяющих перечень объектов состава общего имущества многоквартирного дома, подъездная дорога, расположенная вне границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не является общедомовым имуществом.
В этой связи, заслуживает внимания судебной коллегии изложенный в апелляционной жалобе довод представителя истца Тяпкиной Е.А. о том, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, что место (площадка) накопления ТКО по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, 23А, входила в состав общего имущества собственников помещений МКД и включена в реестр площадок, как площадка МКД.
Доказательств в подтверждение наличия оснований у органа местного самоуправления для указания в реестре мест накопления ТКО сведений о собственнике спорной площадки - собственников многоквартирного дома № 23А по пр. Ленина г. Саранска, также не представлено.
Выводы суда первой инстанции о том, что расположение контейнерной площадки не на местах общего пользования, либо за пределами земельного участка под многоквартирным жилым домом, не имеет правого значения, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора ТКО за границами земельного участка под многоквартирным домом, в рассматриваемой ситуации являются ошибочными.
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 г. № 1300 входят элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории (пункт 4).
Таким образом, в случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под многоквартирным домом, управляющая организация вправе ее разместить на ином земельном участке.
Между тем, размещение контейнерной площадки, предназначенной для обслуживания многоквартирного дома, за пределами земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, возможно также путем предварительного согласования создания места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 12 мая 2020 г. № 278 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Мордовия, пунктом 17 которого предусмотрено, что бремя содержания мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Контейнеры для накопления ТКО могут предоставляться потребителям региональным оператором либо операторами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ТКО, в соответствии с договорами, заключенными с региональным оператором. Контейнеры для ТКО также могут быть предоставлены физическими или юридическими лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, органами местного самоуправления (пункт 61).
Необходимое количество контейнеров в местах (площадках) накопления ТКО и их вместимость определяются в соответствии с санитарными нормами и правилами, исходя из числа жителей, проживающих в многоквартирных и жилых домах, для сбора отходов которых предназначены эти контейнеры, и действующих нормативов накопления ТКО с учетом данных Территориальной схемы обращения с отходами Республики Мордовия (пункт 62).
Как усматривается из фотографий, представленных истцом и ООО «Ремондис Логистик», зафиксировавших площадку для ТКО 14 июля 2020 г. в 7 час. 03 мин. и на момент происшествия, а также из фототаблицы материала проверки, проведенной ОП № 3 УМВД России по го Саранск по заявлению Князькина В.П., по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, д. 23А мусорные контейнеры на колесиках с надписью «Ремондис» расположены в ряд вдоль металлического забора. Один контейнер желтого цвета на колесиках зафиксирован в состоянии опрокидывания на транспортное средство, припаркованное также вдоль металлического забора. При этом, какое либо ограждение с трех сторон, а также бордюр, исключающие возможность перемещения контейнеров, отсутствуют (т.1 л.д. 14-156, 186-188, т. 2 л.д. 82-87),
Из сообщения Администрации Ленинского района г. Саранска от 6 июля 2023 г. следует, что общее количество контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, д. 23А, составляет шесть штук. Пять контейнеров принадлежат ООО «Ремондис Саранск», на которых прописаны инвентарные номера. Один желтый сетчатый металлический контейнер находится в собственности городского округа Саранск (т.2 л.д. 34).
В этой связи, учитывая, что место расположения контейнерной площади, расположенной около дома № 23А по пр. Ленина г. Саранска, на момент происшествия (14 июля 2020 г.) органом местного самоуправления согласовано не было, в реестре мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов место расположения имеет лишь адресную привязку к местности (пр. Ленина, д. 23), и принимая во внимание, что контейнеры для мусора фактически располагались на земельном участке, собственность на который не разграничена, и являлись местом сбора отходов, в том числе и для трех многоквартирных жилых домов, управляющими компаниями которых являлись ООО «Дом» и ООО «Веста-Дом», суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что органом местного самоуправления допущено бездействие, выразившееся в отсутствие надлежащего контроля за местом расположения мусорных контейнеров и их надлежащей фиксацией.
При таких обстоятельствах, с учетом положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца к ответчику Администрации городского округа Саранск, которая не проявила должной заботливости и осмотрительности к содержанию своего имущества, а именно, самостоятельно определив место расположения контейнеров для сбора отходов, не оборудовала площадку в соответствии с предусмотренным количеством контейнеров, не приняла мер к обустройству ограждения и бордюра, исключающих самопроизвольное перемещение контейнеров, что привело в результате порыва ветра к их движению и столкновению с припаркованным возле многоквартирного дома автомобилем, и как следствие, к причинению истцу материального ущерба.
При этом Администрацией городского округа Саранск доказательств отсутствия вины в повреждении принадлежащего истцу имущества и, как следствие, причинении ущерба в соответствии с положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Доводы представителя ответчика о том, что из системного толкования норм права следует, что содержание мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на земельном участке, предназначенном для обслуживания МКД, является составной частью содержания общего имущества МКД, что в свою очередь относится к обязанностям управляющей организации, которая обязана содержать площадку независимо от размещения ее на земельном участке, находящимся в публичной собственности, не является основанием для отказа истцу в удовлетворении заявленным им требований.
Действительно, согласно указанным выше нормам права, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома, возложена на управляющую компанию многоквартирного дома.
Между тем, органом местного самоуправления место нахождения мусорных контейнеров, в результате опрокидывания которых истцу был причинен материальный ущерб, было определено без соответствующего согласования, в том числе с собственниками многоквартирных жилых домов, либо с их управляющими компаниями, без соответствия размещения данной площадки санитарным требованиям и нормам, на земельном участке, собственность на который не разграничена.
При этом, доказательств в подтверждения вынесения соответствующих предписаний либо предъявления требований к управляющим компаниям о создании, либо оборудовании надлежащим образом места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для соответствующих многоквартирных домов, ответчиком не представлено.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы представителя истца, по существу, заслуживают внимания, а решение суда подлежит отмене с принятием нового решения о взыскании с ответчика Администрации городского округа Саранск в пользу истца ущерба.
Определяя размер подлежащего возмещению ущерба, суд апелляционной инстанции принимает во внимание представленное истцом заключение № 709/20 от 27 октября 2020 г., подготовленное ООО «Центр экспертизы и оценки», согласно которому стоимость восстановительного ремонта автомобиля марки «Фольксваген Пассат», государственный регистрационный знак <№>, по состоянию на дату происшествия 14 июля 2020 г. составляет: без учёта падения стоимости заменяемых запчастей из-за износа - 71 448 руб. (т.1 л.д.11-33).
Оснований не доверять представленному истцом доказательству, у судебной коллегии не имеется.
При этом доказательств в подтверждение иного размера ущерба, причинённого транспортному средству истца, ответчиком суду не представлено, с ходатайством о назначении судебной экспертизы ответчик не обращался.
Согласно пункту 2 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, то в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
Между тем, судебная коллегия оснований для применения положений статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации не усматривает.
Судом с учетом представленных доказательств, не опровергнутых ответчиком, установлено, что 14 июля 2020 г. истец припарковал свой автомобиль в месте, которое использовалось для стоянки автомобилей.
Припарковав автомобиль во дворе многоквартирного дома, и не нарушая при этом Правил дорожного движения Российской Федерации, истец не мог предвидеть возможность наступления опасных последствий своих действий в виде повреждения его имущества в результате удара мусорными контейнерами, что свидетельствует об отсутствии в его действиях грубой неосторожности.
В рассматриваемой ситуации парковка автомобиля возле многоквартирного дома в отсутствие каких-либо законных запретов (ограничений) либо объективных условий, очевидно создающих возможность причинения вреда, не могла каким-то образом повлиять на возникновение или увеличение вреда.
Способом, предотвращающим перемещения контейнеров и причинение вреда, является надлежащий контроль за сохранностью имущества лицом, на которое в силу положения статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации возложено бремя содержания этого имущества.
Согласно частям первой, третьей статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Принимая во внимание, что решение суда отменено и предъявленный иск удовлетворен, истцу Князькину В.П., в пользу которого принято новое решение, со стороны ответчика подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины в размере 2343 руб., из расчета: 800 + 3% х (71 448 - 20 000).
Требование истца о возмещении за счет ответчика расходов по оплате услуг экспертной организации по определению стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в размере 8000 рублей также подлежит удовлетворению, поскольку несение указанных расходов истца, не обладавшего специальными познаниями в области оценки ущерба, вызвано необходимостью представления доказательств, подтверждающих его доводы по оценке ущерба, для защиты его прав. Производство данной оценки оплачено истцом, что подтверждается представленной квитанцией от 15 сентября 2020 г. и актом выполненных работ (т.1 л.д. 233, 234, 236).
Суд апелляционной инстанции считает необходимым также удовлетворить требование истца о возмещении ему судебных расходов на оформление нотариальной доверенности на представителя в размере 1200 руб., поскольку указанные расходы связаны с рассмотрением указанного дела, из представленной в материалы дела доверенности следует, что она выдана для участия в конкретном деле по вопросу возмещения ущерба, причинённого транспортному средству 14 июля 2020 г. (т.1 л.д. 48, 49).
Следовательно, указанные выше расходы относятся к издержкам, связанным с рассмотрением дела, что согласуется с положениями статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Общая сумма судебных расходов, подлежащая возмещению истцу за счет ответчика, составляет 11 543 руб. (8000 руб. + 1200 руб. + 2343 руб.).
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 сентября 2023 г. отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Князькина Виталия Павловича к Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия о возмещении ущерба, причиненного повреждением транспортного средства, удовлетворить.
Взыскать с Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия (ОГРН 1021300978885, ИНН 1325126174) в пользу Князькина Виталия Павловича (паспорт <№>) в счет возмещения материального ущерба 71 448 (семьдесят одна тысяча четыреста сорок восемь) руб., а также судебные расходы в размере 11 543 (одиннадцать тысяч пятьсот сорок три) руб.
Председательствующий А.В. Верюлин
Судьи М.О. Солдатов
О.А. Куманева
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 марта 2024 г.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия О.А. Куманева