дело № 2а-234/2021
УИД 75RS0015-01-2021-000012-92
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Краснокаменск 27 апреля 2021 года
Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Пахатинского Э.В.
при секретаре Авериной У.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края к Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Забайкальскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Забайкальскому краю, Федеральной службе исполнения наказания России о возложении обязанности по обеспечению прав осужденных на доступ к необходимому набору помещений, предусмотренных подзаконными актами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на то, что Читинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства при соблюдении лимита наполняемости исправительного учреждения (ФКУ ИК-10), обеспечении прав осужденных на доступ к необходимому набору помещений, предусмотренных подзаконными актами, в результате которой установлено, что в 2019-2020 годах в нарушение требований ч.1 ст. 99 УИК РФ не были обеспечены установленные нормы жилой площади на одного осужденного к лишению свободы, а именно: в ДД.ММ.ГГГГ норма жилой площади на одного осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении, в том числе в изолированном участке функционирующем в качестве колонии поселения (ИУ ФКП), составляла 1,76 м2; в ДД.ММ.ГГГГ на УКП – 1,84 м2, в отряде № 3 – 1,99 м2; в ДД.ММ.ГГГГ на УКП – 1,76 м2. В условиях несоблюдения вышеуказанных норм в ФКУ ИК-10 продолжали поступать осужденные: <данные изъяты>
Кроме того, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ временно выбывшими из ФКУ ИК-10 числится <данные изъяты> осужденный, в случае их возвращения в колонию нарушения ч. 1 ст. 99 УИК РФ усугубятся.
Установленное несоответствие лимита наполнения ИУ ФКП ИК-10 влечёт нарушение прав осужденных на доступ к установленному ведомственными приказами набору помещений в целях реализации их прав.
Кроме того, в результате проверок ФКУ ИК-10 в 2020 году установлено, что в нарушение ст. 99, ч. 3 ст. 101 УИК РФ, п.3.1 СП 2.1.2.2844-11, п. 10 приказа Минюста России от 30.12.2005 № «Об утверждении положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний», Норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях, утвержденных постановлением Правительства РФ № от 02.08.1997, Номенклатуры норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН РФ № от 27.07.2006 (далее приказ ФСИН РФ № от 27.07.2006) и п. 14.3.4 и приложения «А» к приказу Минстроя России от 20.10.2017 №/пр (далее СП №), в отрядах № № ФКУ ИК-10 отсутствует необходимый набор помещений: комната воспитательной работы (отряд №), комнаты быта (отряды №, ОСУОН и ИУ ФКП), помещение для сушки одежды и обуви (отряды № №, ОСУОН и ИУ ФКП), кабинет психолога (отряды № №, ИУ ФКП). Часть помещений была переоборудована и их назначение было изменено администрацией ФКУ ИК-10 (бытовые комнаты переоборудованы в комнаты приема пищи, комнаты воспитательной работы – в производственные помещения и помещения хозяйственного назначения).
Кроме того, в нарушение ст. 82, 101, ч. 4 ст. 121 УИК РФ в ОСУОН секция дневного пребывания осужденных совмещена с комнатой хранения продуктов питания и приема пищи.
Фактическое оборудование дополнительных помещений возможно путём перераспределения жилой площади отрядов и, следовательно, уменьшения общего лимита исправительного учреждения.
Лимит наполнения ИУ ФКП не соответствует объективным показателям площади, не учитывает потребность осужденных в обеспечении доступа к помещениям.
На основании изложенного, прокурор просит суд обязать административных ответчиков УФСИН РФ по Забайкальскому краю, ФКУ ИК-10 УФСИН РФ по Забайкальскому краю в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к формированию и направлению во ФСИН РФ предложений на изменение лимита наполнения ФКУ ИК-10 УФСИН РФ по Забайкальскому краю с учетом требований ч. 1 ст. 99 УК РФ, а также обеспечения осужденных всеми необходимыми помещениями (комнатой воспитательной работы, помещением для сушки одежды и обуви, комнатой быта, кабинетом психолога), определенными приказом ФСИН России № от 27.07.2006 и СП 308.1325800.2017); обязать ФКУ ИК-10 УФСИН РФ по Забайкальскому краю в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения в сфере материально-бытового обеспечения осужденных, а именно: оборудовать в отряде № помещение для сушки одежды и обуви, кабинет психолога; в отряде № - помещение для сушки одежды и обуви; в отряде № – комнату быта, помещение для сушки одежды и обуви, кабинет психолога; в отряде № - помещение для сушки одежды и обуви; в отряде № – комнату воспитательной работы, помещение для сушки одежды и обуви, кабинет психолога; в ОСУОН – комнату быта, помещение для сушки одежды и обуви, обеспечить изолированное размещение контингента ОСУОН в дневной секции и комнаты хранения продуктов с местом для приема пищи (запираемые и изолированные друг от друга помещения); в ИУ ФКП – комнату быта, помещение для сушки одежды и обуви, кабинет психолога; обязать Федеральную службу исполнения наказаний России, УФСИН РФ по Забайкальскому краю в случае недостаточности денежных средств профинансировать проведение ФКУ ИК-10 УФСИН РФ по Забайкальскому краю вышеуказанных мероприятий в сфере материально-бытового обеспечения осужденных, оборудования помещений отрядов, а также соблюдения режимных требований; обязать ФКУ ИК-10 УФСИН РФ по Забайкальскому краю, УФСИН РФ по Забайкальскому краю обеспечить исполнение ч. 1 ст. 99 УИК РФ в расчете 2 м2 жилой площади на одного осужденного во всех отрядах и секциях ФКУ ИК-10.
В ходе судебного разбирательства административный истец неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил суд обязать ФКУ ИК-10 УФСИН РФ по Забайкальскому краю в течение 2 лет 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения в сфере материально-бытового обеспечения осужденных, а именно: оборудовать в отряде № помещение для сушки одежды и обуви; в отряде № - помещение для сушки одежды и обуви; в отряде № – комнату быта, помещение для сушки одежды и обуви; в отряде № - помещение для сушки одежды и обуви; в отряде № – комнату воспитательной работы, помещение для сушки одежды и обуви; в ОСУОН – комнату быта, помещение для сушки одежды и обуви, а также обеспечить изолированное размещение контингента ОСУОН в дневной секции и комнаты хранения продуктов и приема пищи (запираемые и изолированные друг от друга помещения); в ИУ ФКП – комнату быта, помещение для сушки одежды и обуви, кабинет психолога.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России, УФСИН РФ по Забайкальскому краю в случае недостаточности денежных средств профинансировать проведение ФКУ ИК-10 УФСИН РФ по Забайкальскому краю вышеуказанных мероприятий в сфере материально-бытового обеспечения осужденных, оборудования помещений отрядов, а также соблюдения режимных требований.
Обязать ФКУ ИК-10 УФСИН РФ по Забайкальскому краю, УФСИН РФ по Забайкальскому краю обеспечить исполнение ч. 1 ст. 99 УИК РФ в расчете 2 м2 жилой площади на одного осужденного в ИУ ФКП.
Административный истец Читинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин своей неявки суду не представил, не просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ участвующий в деле прокурор Решетников И.М. уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме, дал суду пояснения, аналогичные указанным в иске доводам.
Представитель административного ответчика – ФКУ «Исправительная колония № 10», Пойманова Е.К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные административные исковые требования не признала, дала пояснения, аналогичные указанным в письменных возражениях, дополнив, что имеющиеся в оперативном управлении исправительной колонии здания не позволяют оборудовать недостающее количество комнат, а мероприятия по строительству и реконструкции зданий могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения объектов в Федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)». Отсутствие финансирования на строительство дополнительных помещений является обстоятельством, не зависящим от исправительной колонии, которая не вправе самостоятельно решать вопрос о проектировании и строительстве дополнительных комнат, такое строительство может быть осуществлено в рамках Федеральной целевой программы за счет средств бюджета, поскольку сама колония не располагает необходимыми средствами для исполнения возложенной на нее судом обязанности. Просила суд в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель административных ответчиков – Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний России, Петренко А.М., действующая на основании доверенности, письменно просила суд рассмотреть в её отсутствие. В возражениях на иск административные исковые требования не признала, указала, что здания исправительной колонии, в которых расположены отряды, введены в эксплуатацию до принятия инструкции СП 17-02, в связи с чем нормативы, предусмотренные СП 17-02 применяться не могут. Положения УИК РФ, ПВР ИУ, иных нормативных актов, не содержат указания на характеристики и площади помещений. Просила суд в удовлетворении административного иска отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. ст. 2, 17, 21 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Частью 2 ст. 1 УИК РФ предусмотрено, что задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В соответствии со ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Положениями ч. 1 ст. 82 УИК РФ предусмотрено, что режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Из п. 10 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН России, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2005 №, отряд обеспечивается отдельными жилыми и коммунально-бытовыми помещениями с учетом требований действующего законодательства и нормативных актов Минюста России, комнатой для проведения воспитательной работы.
Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря. Оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Действие данного приказа распространяется на оборудование исправительных учреждений независимо от даты постройки помещений и принятия данного нормативного акта.
Читинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края в ходе проверки соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства ФКУ ИК-10 установлено, что в нарушение требований ч. 1 ст. 99 УИК РФ не были обеспечены установленные нормы жилой площади на одного осужденного к лишению свободы в ИУ ФКП; в отрядах №, СУОН и ИУ ФКП ФКУ ИК-10 отсутствует необходимый набор помещений. Часть помещений была переоборудована, и их назначение было изменено администрацией ФКУ ИК-10 (бытовые комнаты переоборудованы в комнаты приема пищи, комнаты воспитательной работы – в производственные помещения и помещения хозяйственного назначения). Кроме того, в нарушение ст. 82, 101, ч. 4 ст. 121 УИК РФ в ОСУОН секция дневного пребывания осужденных совмещена с комнатой хранения продуктов питания и приема пищи.
В соответствии с Уставом Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю» ФКУ ИК-10 является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение является участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств. К предметам и целям деятельности Учреждения, в том числе, относится создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов. Имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления.
Согласно техническим паспортам здание общежития №, в котором располагаются помещения отрядов № ФКУ ИК-10, введено в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ; здание карантина, в котором располагаются помещения отрядов № и СУОН – в ДД.ММ.ГГГГ; здание отряда ИУ ФКП – в ДД.ММ.ГГГГ.
Свод правил «Исправительные учреждения и центры Уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях). СП 308.1325800.2017» был утвержден и введен в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 №/пр.
Следовательно, при проектировании и строительстве вышеуказанных зданий ФКУ ИК-10 применялись действовавшие на тот момент правовые акты. Требования СП 308.1325800.2017 к ним применятся не могут.
Как следует из фактических обстоятельств дела и установлено в судебном заседании, учитывая лимит наполняемости ФКУ ИК-10 осужденными, у администрации исправительного учреждения имеется объективная возможность переоборудовать (выделить) отдельные помещения в отрядах: № – помещение для сушки одежды и обуви; № - помещение для сушки одежды и обуви; № – комнату быта, помещение для сушки одежды и обуви; № - помещение для сушки одежды и обуви; № – комнату воспитательной работы, помещение для сушки одежды и обуви.
В отряде СУОН и ИУ ФКП отсутствует объективная возможность для создания дополнительных бытовых и служебных помещений. В случае изменения предназначения уже имеющихся помещений будут нарушены права осужденных на материально-бытовое обеспечение. Возможность введения в эксплуатацию новых помещений в данных отрядах существует только в результате реконструкции или капитального строительства. При таких условиях, в силу вышеуказанных нормативно-правовых актов реконструкция и строительство могут быть произведены за счет средств федерального бюджета, поскольку ФКУ ИК-10 не располагает необходимыми средствами.
При этом согласно п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № (в ред. от 02.03.2021), ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций; осуществляет функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
Доводы административного истца о применении положений п.16 Приказа Минюста России от 28.09.2001 № (ред. от 24.01.2006) «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы» являются несостоятельными, поскольку утвержденная Инструкция определяет порядок проведения технической эксплуатации зданий и сооружений (за исключением ИТСО) жилых, режимных, лечебных, хозяйственно-складских зон и зданий административного назначения учреждений УИС. Техническая эксплуатация включает в себя осуществление контроля, технического надзора и проведение технических мероприятий планово-предупредительных ремонтов зданий и сооружений.
В то же время понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей. Возложение на ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю обязанности в случае недостаточности денежных средств профинансировать проведение ФКУ ИК-10 вышеуказанных мероприятий в сфере материально-бытового обеспечения осужденных, оборудования помещений отрядов, а также соблюдения режимных требований, является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
В соответствии с приложением № к приказу Минюста РФ от 11.11.2020 № лимит наполнения ФКУ ИК-10 общего режима (г. Краснокаменск) – <данные изъяты> место, включая ИУ ФКП на <данные изъяты> мест.
Как установлено в судебном заседании при нахождении в ИУ ФКП пятидесяти осужденных жилая площадь на одного человека будет составлять 1,79м2.
Однако в силу ч. 1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Таким образом, суд полагает, что административные исковые требования Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края о возложении обязанностей на ФКУ «Исправительная колония № №» УФСИН России по Забайкальскому краю оборудовать в отряде № помещение для сушки одежды и обуви; в отряде № - помещение для сушки одежды и обуви; в отряде № – комнату быта, помещение для сушки одежды и обуви; в отряде № - помещение для сушки одежды и обуви; в отряде № – комнату воспитательной работы, помещение для сушки одежды и обуви; а также о возложении обязанности на ФКУ «Исправительная колония № 10» УФСИН России по Забайкальскому краю и Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Забайкальскому краю обеспечить исполнение ч. 1 ст. 99 УИК РФ в расчете 2 м2 жилой площади на одного осужденного в ИУ ФКП, подлежат удовлетворению.
Учитывая объём необходимых работ, суд полагает возможным установить срок исполнения возложенных на ФКУ ИК-№ УФСИН РФ по Забайкальскому краю обязанностей – 2 года 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Обязать Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № 10» Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Забайкальскому краю оборудовать в течение двух лет шести месяцев со дня вступления решения в законную силу в отряде № помещение для сушки одежды и обуви; в отряде № - помещение для сушки одежды и обуви; в отряде № – комнату быта, помещение для сушки одежды и обуви; в отряде № - помещение для сушки одежды и обуви; в отряде № – комнату воспитательной работы, помещение для сушки одежды и обуви.
Обязать Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № 10» УФСИН России по Забайкальскому краю и Управление Федеральной службы исполнения наказания ФИО2 по Забайкальскому краю обеспечить исполнение ч. 1 ст. 99 УИК РФ в расчете 2 м2 жилой площади на одного осужденного в изолированном участке функционирующем в качестве колонии-поселения.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Краснокаменский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Э.В. Пахатинский