УИД 24RS0032-01-2024-004454-89
№2-4147/2024
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Красноярск ул.Коломенская д.4А 14 октября 2024 года
Ленинский районный суд г.Красноярска в составе председательствующего судьи Полонянкиной Л.А.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Красноярска Галеевой С.А.,
при секретаре Евтушенко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Березовского района Красноярского края, в интересах неопределенного круга лиц, к <данные изъяты>» о возложении обязанности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
у с т а н о в и л:
Прокурор Березовского района Красноярского края обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Ответчику о понуждении заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Исковые требования мотивировал тем, что в ходе проверки исполнения Ответчиком законодательства об отходах производства и потребления установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ таковой договор с региональным оператором не заключен. Приводя правовое обоснование заявленных требований, Процессуальный истец в интересах неопределенного круга лиц обратился с рассматриваемым иском.
Процессуальный истец, по поручению прокурора <адрес>, - старший помощник прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования поддержала по изложенным в нем основаниям, суду пояснила, что своим бездействием, установленным в ходе проведенной прокурорской проверки Ответчик нарушает права неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду; просила иск удовлетворить.
Ответчик, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «РостТех» в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены своевременно надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, доказательств уважительности причин не представили; суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие в порядке заочного производства.
ФИО1, исследовав материалы дела, усматриваются основания к удовлетворению исковых требований.
Согласно ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в действующей редакции), каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в том числе, и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении, в том числе, и гражданами своей деятельности осуществляется в рамках государственного экологического надзора (ст.65 названного Федерального закона). Статьей 51 названного Федерального закона предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в действующей редакции), накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1-2,4-6 ст.24.7 названного Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (ч.1). По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (ч.2). Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (ч.4). Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (ч.5). Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (ч.6).
В соответствии с положениями ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в действующей редакции), отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила №641). В соответствии с п.4 Правил обращения с ТКО, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с подп. Б п.8(1) Правил, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном Разделом 1(1) этих Правил, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника. Согласно п.п.8(4), 8(8) Правил обращения с ТКО определено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления. В соответствии с п.п. 8(17) Правил, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно¬-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
В соответствии с приказом Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-од статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края на 10 лет присвоен ООО «<данные изъяты> (ИНН 2465240182).
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что Ответчик создано 22.03.2006 в организационно-правовой форме садоводческого некоммерческого товарищества.
Согласно ст.7 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей, в том числе, создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (в том числе, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия); содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.
Ответчик, как юридическое лицо, в результате деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы, доказательств наличия права отказаться от заключения договора с региональным оператором, наличия в его собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, ни проверяющему на момент проверки, ни суду не представил. На момент проведения проверки возложенную на него обязанность не исполняет. В этом случае защита прав неопределенного круга лиц осуществляется путем возложения на него обязанности исполнить нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, то есть обеспечивается судебным решением.
Иск надлежит удовлетворить.
Согласно п.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 235,237 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования <данные изъяты> <данные изъяты>» о возложении обязанности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходам удовлетворить.
Обязать Садоводческое некоммерческое товарищество «<данные изъяты> (ОГРН 1062462015538, ИНН 2462035523 КПП 246201001) заключить с региональным оператором – Обществом с ограниченной ответственностью «РостТех» (ИНН 2465240182) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Взыскать с Садоводческого некоммерческоего товарищества «<данные изъяты> (ОГРН 1062462015538, ИНН 2462035523 КПП 246201001) государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 3000 (Три тысячи) рублей.
Разъяснить, лицам, участвующие в деле, их представителям, что:
- Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
- Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
- они могут ознакомиться с мотивированным решением суда, составление которого отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела.
- в соответствии с ч.1 ст.428 ГПК РФ, исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, по заявлению взыскателя и по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно судом.
Судья Л.А.Полонянкина
Мотивированное заочное решение составлено 28 октября 2024 года.