Решение по делу № 8Г-26214/2024 [88-28991/2024] от 19.08.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-28991/2024

№ дела суда 1-й инстанции 2-1559/2023

УИД: 91RS0006-01-2023-001487-44

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Краснодар         10 октября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Парасотченко М.А.,

судей Якубовской Е.В. и Сиюхова А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юхновец О.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Юхновец В.В., Юхновец В.В., к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым, министерству труда и социальной защиты Республики Крым, государственному казенному учреждению Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» о признании незаконным отказа в распоряжении средствами единовременной социальной выплаты, признании права на распоряжение средствами единовременной социальной выплаты, возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, поступившей с делом 19 августа 2024 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 4 июня 2024 года.

Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А., судебная коллегия

установила:

Юхновец О.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Юхновец В.В. и Юхновец В.В., обратилась в суд с исковыми требованиями к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым, министерству труда и социальной защиты Республики Крым, ГКУ Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» о признании незаконным отказа в распоряжении средствами единовременной социальной выплаты, признании права на распоряжение средствами единовременной социальной выплаты, возложении обязанности совершить определенные действия.

Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 4 декабря 2023 года в удовлетворении исковых требований Юхновец О.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Юхновец В.В. и Юхновец В.В., отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 4 июня 2024 года решение суда первой инстанции отменено, иск Юхновец О.В. удовлетворен.

Суд признал незаконным решение Департамента груда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 13 апреля 2023 года, оформленное в виде Протокола об отказе в назначении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в соответствии с пунктом 33 Постановления Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 года № 659 «Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, лицам которые в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О приостановлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым» подали заявление на выдачу сертификата на единовременную выплату или на распоряжение средствами единовременной выплаты до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», а также подадут заявление на распоряжение средствами единовременной выплаты после вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» и отменил его.

Признал право Юхновец О.В. на распоряжение средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий в соответствии Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 года № 659 «Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, лицам которые в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О приостановлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым» подали заявление на выдачу сертификата на единовременную выплату или на распоряжение средствами единовременной выплаты до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», а также подадут заявление на распоряжение средствами единовременной выплаты после вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» на погашение кредита, обеспеченного ипотекой.

Обязал ГКУ Республики Крым «Центр социальной модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» направить единовременную выплату по сертификату № 004429 на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым в сумме 856 854 рубля на исполнение обязательств на погашение ипотечного кредитного договора от 2 февраля 2023 года № 04130/15/368841-23-Н, заключенного Юхновец О.В. и Юхновец В.Е. с Российским национальным коммерческим банком (публичное акционерное общество).

В кассационной жалобе ответчик выражает несогласие с принятым по делу постановлением суда апелляционной инстанции, просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов Министерство труда и социальной защиты Республики Крым ссылается на нарушение судом норм материального права, что привело к вынесению неверного по существу судебного акта.

В письменных возражениях на кассационную жалобу истец полагает апелляционное определение подлежащим оставлению без изменения, а кассационную жалобу оставлению без удовлетворения в связи с правильностью выводов Верховного Суда Республики Крым и выполнением требований норм материального и процессуального права.

Истец Юхновец О.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Юхновец В.В. и Юхновец В.В., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явилась. Судебное извещение получено адресатом.

Ответчики Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым, ГКУ Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», Департамент труда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым в судебное заседание суда кассационной инстанции представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом путем вручения извещений.

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым просило рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Юхновец В.Е., представитель ПАО «РНКБ», в надлежащем порядке извещенные о дате, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание, проводимое судом кассационной инстанции, не явились.

Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

В целях скорейшего разрешения гражданского дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, принимая во внимание письменные возражения Юхновец О.В. на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для пересмотра судебного постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, и изученным материалам дела, отсутствуют.

Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, 16 августа 2003 года между Юхновец (Жуган) О.В. и Юхновец В.Е. зарегистрирован брак.

В период брака у вышеуказанных лиц родились дети: Юхновец В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Юхновец В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Юхновец В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Семья истца является многодетной семьей, что подтверждено удостоверениями, выданными Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым.

Согласно свидетельству о праве собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности Юхновец Н.Н., Юхновец Е.В., Юхновец В.Е., по 1/3 доле за каждым.

11 сентября 2020 года Юхновец О.В. Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации Бахчисарайского района Республики Крым выдан сертификат № 004429 на единовременную социальную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», в размере 856 854 рубля.

Из содержания справки, выданной ООО «Аудит ЖЛС», по адресу: <адрес>, зарегистрированы Юхновец О.В. (ДД.ММ.ГГГГ), сын Юхновец В.В. (ДД.ММ.ГГГГ), дочь Юхновец В.В. (ДД.ММ.ГГГГ), сын Юхновец В.В. (ДД.ММ.ГГГГ), отец Юхновец Е.В. (ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно свидетельству о смерти серия Юхновец Е.В. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Из копии наследственного дела к имуществу Юхновец Е.В., усматривается, что к нотариусу с заявлением о принятии наследства обратилась супруга наследодателя – Юхновец Н.Н., с заявлением об отказе в принятии наследства обратился сын наследодателя – Юхновец В.Е.

После смерти Юхновец Е.В. и перехода его доли в праве собственности на квартиру к Юхновец Н.Н., обеспеченность семьи Юхновец О.В. жилой площадью составила 12 кв.м (1/3 от 65, 2 кв.м + 40,8 кв.м): 5 человек. После переселения семьи Юхновец О.В. в квартиру по ул. Гагарина, данная обеспеченность жилой площадью не изменилась.

В соответствии с сообщением Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Бахчисарайскому району от 11 августа 2023 года № ОВМ-008/1533, Юхновец О.В., Юхновец В.Е., Юхновец В.В., Юхновец В.В., Юхновец В.В. с 14 января 2023 года зарегистрированы по адресу: <адрес>.

2 февраля 2023 года между Юхновец О.В., Юхновец В.Е. и ПАО «РНКБ» заключен договор ипотечного кредита № 04130/15/368841-23-Н, предмет ипотеки – квартира, с кадастровым номером расположенная по адресу: <адрес>.

21 марта 2023 года Юхновец О.В. обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Бахчисарайского района Республики Крым с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий.

Уведомлением от 13 апреля 2023 года истцу отказано в распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий в соответствии с пунктом 33 Постановления Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 года № 659 «Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, лицам, которые, в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О приостановлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым» подали заявление на выдачу сертификата на единовременную выплату или на распоряжение средствами единовременной выплаты до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», а также подадут заявление на распоряжение средствами единовременной выплаты после вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», по причине установления факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния.

Протоколом Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 13 апреля 2023 года Юхновец О.В. отказано в назначении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьи, имеющих детей, по причине установления факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния.

При рассмотрении заявления от 21 марта 2023 года Департаментом принято решение об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий в соответствии с пунктом 33 Порядка по причине установления факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния, а в частности вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги), их детей) со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты, в результате чего обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 кв.м.

Семья Юхновец О.В. состоит из 5 человек. На дату рождения третьего ребенка Юхновец В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и до даты вселения в жилое помещение свекра Юхновец Е.В. – 28 июля 2020 года, суммарная общая площадь жилых помещений, занимаемых и принадлежащих семье и членам семьи Юхновец О.В. составляла 106 кв.м:

- квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 65,2 кв.м;

- квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 40,8 кв.м.

По состоянию на 28 июля 2020 года обеспеченность семьи Юхновец О.В. общей площадью жилых помещений составляла 21,2 кв.м, в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена семьи. И только после вселения 28 июля 2020 года свекра Юхновец Е.В., площадь стала менее 18 кв.м на каждого члена семьи.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, установив, что вселением свекра Юхновец Е.В. в жилое помещение в качестве члена семьи до дня обращения за распоряжением средствами единовременной социальной выплаты, Юхновец О.В. намеренно ухудшила жилищные условия, в результате чего, обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 кв.м, свидетельствует о недобросовестном поведении получателя меры социальной поддержки.

Поскольку после рождения ребенка произошло намеренное ухудшение жилищных условий вследствие вселения свекра в занимаемое семьей жилое помещение, суд первой инстанции пришел к выводу, что Департамент обоснованно отказал в распоряжении единовременной социальной выплатой.

Проверяя решение суда в апелляционном порядке, Верховный Суд Республики Крым признал выводы судебной инстанции противоречащими нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем судебный акт отменил, иск Юхновец О.В. удовлетворил.

При вынесении апелляционного определения об удовлетворении исковых требований, судебная коллегия суда апелляционной инстанции указала, что на момент принятия решения о выдаче истцу сертификата на единовременную социальную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, Департаменту было известно о регистрации Юхновец Е.В. в квартире по ул. Советской; нуждаемость в получении единовременной социальной выплаты семьи Юхновец О.В. определялась с учетом данного факта; Департамент при выдаче сертификата не усматривал каких-либо недобросовестных действия заявителя или членов ее семьи и наличие оснований для отказа в предоставлении социальной помощи.

Кроме того, судом учтено, что Юхновец Е.В. являлся собственником 1\3 доли в квартире по ул. Советской, а поэтому мог по своему усмотрению реализовать правомочия собственника по пользованию, в том числе, проживанию, в принадлежащей ему на праве общей долевой собственности квартире; Департаментом не представлены доказательства того, что регистрация Юхновец Е.В. в квартире по ул. Советской осуществлена исключительно с целью искусственного создания условий для получения мер социальной поддержки Юхновец О.В., и, что данные действия подлежат квалификации как совершенные в обход закона с противоправной целью.

Судебная коллегия отметила, что изменение уровня обеспеченности членов семьи жилой площадью после смерти Юхновец Е.В., изменение места проживания (регистрации) членов семьи Юхновец О.В. после выдачи жилищного сертификата, в качестве основания для отказа в распоряжении средствами единовременной социальной выплаты, Департаментом не указывались. Истцом оспаривается то основание отказа в предоставлении мер социальной поддержки, которое доведено до его сведения путем направления Департаментом уведомления о мотивах отказа в распоряжении единовременной выплатой.

На основании материалов дела установлено, что между сторонами в период с 27 августа 2020 года (дата вселения свекра) до 13 апреля 2023 года (дата решения Департамента об отказе) отсутствует спор о фактическом месте проживания истца и членов ее семьи.

Исходя из содержания статьи 2 Закона Республики Крым № 631/2019, статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, Юхновец О.В. и члены ее семьи (включая свекра), занимали общую площадь жилых помещений, принадлежавших им на праве собственности - 2\3 от 65,2 кв.м + 40,8 кв.м, а на каждого члена семьи приходится 14 кв.м. 1\3 доля квартиры не являлась собственностью членов семьи Юхновец О.В. и право пользования жилым помещением в соответствии с указанной долей (занятие соразмерной жилой площади) принадлежало сособственнику Юхновец Н.Н.

Из указанного следует, что со дня выдачи сертификата, вступления в законную силу изменений, вносимых в Закон Республики Крым № 631-3PK, и до дня обращения Юхновец О.В. с заявлением о распоряжении единовременной социальной выплатой, обеспеченность ее семьи общей площадью жилых помещений, составляла менее 18 кв.м на 1 человека.

После вступления в законную силу внесенных в Закон Республики Крым № 631/2019 года изменений, определивших понятие «намеренного ухудшения жилищных условий», Юхновец О.В. либо члены ее семьи каких-либо действий, указанных в конкретном и исчерпывающем перечне, приведенном в Порядке № 659, и приведших к уменьшению обеспеченности членов семьи жилой площадью, не производили.

Судебная коллегия суда апелляционной инстанции также не усмотрела оснований расценивать действия Юхновец О.В. и членов ее семьи по регистрации места своего постоянного проживания по адресу: г. Бахчисарай, ул. Гагарина, 7 кв. 18, как совершенные с целью искусственного создания условий для получения мер социальной поддержки (право на распоряжение единовременной социальной выплатой). Обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений не стала меньше, чем это было в юридически значимый период (со дня выдачи сертификата и до дня обращения с заявлением о распоряжении единовременной социальной выплатой); Закон Республики Крым № 631 и Порядок № 659 не содержат запрет на изменение (перерегистрацию) своего места жительства в юридически значимый период, если это не приводит к уменьшению обеспеченности семьи жилой площадью, менее чем 18 кв.м на каждого.

В связи с этим, Верховный Суд Республики Крым признал решение Департамента труда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 13 апреля 2023 года об отказе в назначении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьи, имеющей детей, по основанию: установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния (пункт 33 Порядка № 659), незаконным.

На основании вышеизложенного, Верховный Суд Республики Крым признал решение суда первой инстанции незаконным, а исковые требования Юхновец О.В. подлежащими удовлетворению.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, приняты с соблюдением норм процессуального права.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Возникшие между сторонами правоотношения регулируются Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», действовавшим на дату обращения истца к ответчику и на дату принятия ответчиком обжалуемого решения.

Так, согласно положению статьи 3 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 (в редакции, действовавшей на момент выдачи истцу сертификата) право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания.

Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой.

Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.

Распоряжение средствами единовременной выплаты осуществляется лицами, указанными в статье 3 настоящего Закона, получившими сертификат, путем подачи в орган труда и социальной защиты по месту жительства заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий в соответствии с настоящим Законом в течение 24 месяцев со дня получения сертификата (абзац 2 части 1 статьи 7 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019).

Законом Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» приостановлено до 1 января 2024 года действие Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым».

Советом министров Республики Крым принято постановление от 16 октября 2020 года № 659, которым утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым».

Согласно указанному порядку (пункты 20, 22-24, 39, 40) органы труда и социальной защиты населения до 9 декабря 2020 года формируют списки граждан, получивших сертификат, который направляется в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым для формирования Сводного списка.

Министерство на основании Сводного списка в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Крым на следующий финансовый год, формирует и утверждает список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в соответствующем году.

После принятия решения о распоряжении средствами единовременной выплаты орган труда и социальной защиты населения формирует заявку на осуществление единовременной выплаты, которую направляет в Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат» (пункты 22-24, 39, 40 Порядка).

Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат» в безналичном порядке перечисляет средства единовременной выплаты на указанный в заявке банковский счет организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого жилого помещения; банковский счет физического лица (лиц), осуществляющего(их) отчуждение приобретаемого жилого помещения; банковский счет в организации, в том числе кредитной, предоставившей средства по договору ипотечного кредита, открытый лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) в кредитной организации; на счета эскроу.

Согласно части 1 статьи 7 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» средства единовременной выплаты направляются на погашение обязательств, возникших в соответствии с гражданско-правовым договором купли-продажи жилого помещения, договором долевого участия в строительстве или договором ипотечного кредита, при этом, если сумма единовременной выплаты превышает размер основного долга, она может быть направлена на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом.

Основаниями для отказа в распоряжении средствами единовременной выплаты являются: 1) предоставление неполного пакета документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты; 2) наличие недостоверных сведений, влияющих на возникновение права на дополнительную меру социальной поддержки, в заявлении о распоряжении средствами единовременной выплаты или в представленных документах; 3) предоставление недостоверной информации, на основании которой выдан сертификат; 4) наличие в собственности родителей (одинокого родителя) более двух земельных участков для индивидуального жилищного строительства; 5) установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния; 6) утрата права гражданином на получение дополнительной меры социальной поддержки; 7) обращение с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты после 1 октября соответствующего года при условии получения уведомления о включении в список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в соответствующем году.

При этом под намеренным ухудшением жилищных условий и имущественного положения понимается совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи следующих действий: обмен жилыми помещениями, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи; отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя, его супруга (супруги) и (или) членов его семьи; перевод жилого помещения в нежилое помещение, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи; отчуждение земельных участков для индивидуального жилищного строительства родителями (одиноким родителем) с целью уменьшения до двух и менее; вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги), их детей).

23 сентября 2020 года в часть 4 статьи 7 Закона № 631-3PK/2019 на основании Закона № 110-ЗРК/2020 внесены изменения (вступили в силу 9 октября 2020 года), в частности часть 4 статьи 7 дополнена пунктом 5, согласно которому основанием для отказа в распоряжении средствами единовременной выплаты: является установление факта намеренного ухудшения жилищных условий й имущественного состояния.

Понятие «намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения» раскрыто в пункте 6 статье 2 Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым».

Так, намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения - совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 кв.м:

обмен жилыми помещениями, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;

отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя, его супруга (супруги) и (или) членов его семьи;

перевод жилого помещения в нежилое помещение, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;

отчуждение земельных участков для индивидуального жилищного строительства родителями (одиноким родителем) с целью уменьшения до двух и менее;

вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги) их детей).

Иных оснований ни порядок, утвержденный постановлением Советом министров Республики Крым от 16 октября 2020 года № 659, ни пункт 6 статьи 2 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗКР/2019 (введенный Законом Республики Крым от 23 сентября 2020 года № 110-ЗКР/2020) не предусматривал.

Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.

Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Пунктом 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 258-О-О).

Как ранее, так и в суде кассационной инстанции, ответчик не ссылается на какие-либо обстоятельства, которые исключают возможность разрешить истцу распорядиться единовременной социальной выплатой, установленной сертификатом на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, из чего следует, что истец имела право на распоряжение единовременной социальной выплатой для улучшения жилищных условий на основании Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-3PK/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым».

Разрешая заявленные Юхновец О.В. требования, суд апелляционной инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил судебный акт, отвечающий нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы, судом учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных актах отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

По существу кассационная жалоба Министерства труда и социальной защиты Республики Крым не содержит конкретных указаний на какие-либо нарушения, допущенные судом апелляционной инстанции при рассмотрении гражданского дела, а лишь сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом оценки и исследования Верховного Суда Республики Крым, в связи с чем такие доводы основанием к отмене судебного акта являться не могут.

Нарушения либо неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения принятого судебного постановления применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 4 июня 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда и социальной защиты Республики Крым - без удовлетворения.

Председательствующий                             М.А. Парасотченко

    Судьи    Е.В. Якубовская

                                            А.Р. Сиюхов

Мотивированное определение в окончательной форме составлено                            15 октября 2024 года.

8Г-26214/2024 [88-28991/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Бахчисарайского района Республики Крым
Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым»
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым
Другие
Юхновец Виктор Евгеньевич
Юхновец Владислав Викторович
Российский национальный коммерческий банк (ПАО)
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
10.10.2024Судебное заседание
10.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее