Судья Надежина С.Ю. Дело №33-229/2019
Докладчик Леснова И.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Козлова А.М.,
судей Ганченковой В.А., Лесновой И.С.,
при секретаре Яшкиной Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 февраля 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Шашуры А.И. к администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м. в черте г. Саранска, по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 октября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Лесновой И.С., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Шашура А.И. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м. в черте г. Саранска.
В обоснование иска указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации городского округа Саранск от 30 декабря 2015 г. №3907 она включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Однако, до настоящего времени она не обеспечена жилым помещением.
Просила суд предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м. в черте г. Саранска.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 октября 2018 г. с учетом определения об исправлении описки от 12 декабря 2018 г. исковые требования удовлетворены. Судом постановлено:
Обязать администрацию городского округа Саранск предоставить Шашуре А.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. в черте г. Саранска.
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа Саранск Кистенев К.И. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить. Указывает, что в случае отсутствия свободных специализированных жилых помещений на период до их предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченный в сфере имущественных и земельных отношений, обеспечивает временное проживание указанных лиц в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Республики Мордовия. В полномочия органа местного самоуправления не передана обязанность по предоставлению жилых помещений для временного проживания на период до предоставления специализированных жилых помещений. Обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в пределах выделенных финансовых средств и в порядке очереди. Уполномоченным органом в сфере обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений выступает Министерство образования Республики Мордовия. Органы местного самоуправления обязаны лишь обеспечивать эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из республиканского бюджета на осуществление государственного полномочия. Считает, что ответчиком по делу должно выступать Министерство образования Республики Мордовия, которое к участию в качестве ответчика в деле не привлекалось (л.д. 78-82).
В судебное заседание истец Шашура А.И., представитель администрации городского округа Саранск не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили.
Заместитель министра образования Республики Мордовия Соболев С.И. просит дело рассмотреть в отсутствие представителя третьего лица.
При таких обстоятельствах на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступившие возражения относительно нее, выслушав объяснения представителя истца Евдокимовой О.В., рассмотрев дело в порядке статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Шашура А.И. <дата> года рождения (л.д. 9-10), относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать – Ш.Е.В. решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 июня 2007 г. лишена родительских прав (л.д. 14-16).
Шашура А.И. зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 12).
Постановлением Главы администрации городского округа Саранск от 30 декабря 2015 г. №3907 Шашура А.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по категории «лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей» и имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленной нормы (л.д. 18).
Постановлением администрации городского округа Саранск №3668 от 15 декабря 2015 г. установлен факт невозможности проживания Шашуры А.И. в жилом помещении по адресу: <адрес>, в связи с тем, что член семьи нанимателя жилого помещения Шашура Е.В. осуждена за преступления против жизни и здоровья, а также против здоровья населения и общественной нравственности (л.д. 11).
По сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Мордовия, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия, истец какой-либо зарегистрированной недвижимости не имеет (л.д. 42, 53).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что администрация городского округа Саранск, наделенная государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, обязана предоставить Шашуре А.И., которая включена в указанный список и достигла возраста 18 лет, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пункт 3 приведенной правовой нормы предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям, содержащимся в пунктах 1, 2 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. №24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - специализированное жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений. Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет не менее 33 кв.м. Порядок предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот устанавливается Правительством Республики Мордовия. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населённом пункте.
Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. №32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что обеспечение Шашуры А.И. благоустроенным специализированным жилым помещением должно осуществляться администрацией городского округа Саранск за счет субвенций, предоставляемых бюджету городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Делая такой вывод, суд первой инстанции правильно применил нормы права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам, и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Доводы жалобы о том, что в случае отсутствия свободных специализированных жилых помещений на период до их предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченный в сфере имущественных и земельных отношений, обеспечивает временное проживание указанных лиц в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Республики Мордовия, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно осуществляться в порядке очереди, является необоснованной.
Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан, включенных в список, не ставится законом в зависимость от наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, и соблюдения между гражданами очередности.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что исполнение обязанности государства по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не может быть возложено на органы местного самоуправления при отсутствии соответствующего финансирования, повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.
Ссылка в жалобе на необходимость привлечения к участию в деле в качестве ответчика Министерство образования Республики Мордовия основанием к отмене решения суда служить не может, поскольку принятым решением на указанное лицо какие-либо обязанности возложены не были. Кроме того, Министерство образования Республики Мордовия участвовало в суде первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика. Ходатайства о необходимости привлечения в качестве ответчика Министерство образования Республики Мордовия представителем администрации городского округа Саранск заявлено не было.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. – без удовлетворения.
Председательствующий |
А.М. Козлов |
Судьи |
В.А. Ганченкова |
И.С. Леснова |