Дело № 33-3436/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 апреля 2019 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Полшковой Н.В.,
судей Фединой Е.В., Устьянцевой С.А.
при секретаре Слиповичевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карягина Игоря Александровича к садоводческому некоммерческому товариществу «Карачи» о признании недействительным решения общего собрания
по апелляционной жалобе Белова Василия Владимировича на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 14 февраля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Полшковой Н.В., пояснения третьего Белова Василия Владимировича и его представителя Петина Игоря Анатольевича, поддержавших доводы своей апелляционной жалобы, истца Карягина Игоря Александровича, представителя ответчика СНТ «Карачи» Смирнова Максима Николаевича, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, третьего лица Жадановой Нади Мирхатовны, поддержавшей доводы апелляционной жалобы Белова В.В., судебная коллегия
установила:
Карягин И.А. обратился в суд с иском к СНТ «Карачи» о признании недействительным решения общего собрания от 21 июля 2018 года.
В обосновании заявленных требований указал, что является собственником земельного участка, находящегося в границах СНТ «Карачи» и членом СНТ «Карачи» с 2009 года, с 2017 года является членом правления СНТ «Карачи».
21 июля 2018 года в СНТ «Карачи» было проведено общее собрание, в повестку дня которого были включены вопросы: восстановление деятельности на садовых участках, отчет правления и председателя СНТ «Карачи» за 2014-1 квартал 2018 года, избрание правления и председателя СНТ «Карачи», обсуждение вопросов дальнейшей деятельности СНТ «Карачи». Общим собранием были приняты решения о досрочном прекращении полномочий председателя правления СНТ - А. избрании на указанную должность Жадановой Н.М., о переизбрании правления товарищества, внесении изменений в Устав СНТ.
Указал, что собрание было проведено с существенными нарушениями требований Федерального закона от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (решения принимались при отсутствии кворума, вопрос о внесении изменений в Устав товарищества не был включен в повестку, однако, по нему принято решение, в собрании приняли участие не все члены товарищества, уведомление о проведении собрания было получено менее чем за две недели до дня его проведения), в связи с чем просил суд признать решения общего собрания членов СНТ «Карачи» от 21 июля 2018 года по вопросам досрочного снятия полномочий председателя правления СНТ «Карачи» с А., досрочного переизбрания правления СНТ «Карачи», внесения изменений в Устав СНТ «Карачи» недействительными; применить последствия ничтожности общего собрания членов СНТ «Карачи», проведенного 21 июля 2018 года.
Определением суда от 03 октября 2018 года, от 31 января 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Белов В.В., Пчелинцев Е.А. и Чабанюк С.В.
Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 14 февраля 2019 года исковые требования Карягина И.А. удовлетворены частично.
Суд признал недействительным решение общего собрания членов СНТ «Карачи» от 21 июля 2018 года.
В апелляционной жалобе третье лицо Белов В.В. выражает несогласие с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В суд апелляционной инстанции не явились третьи лица, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, и судом установлено, что истец является членом СНТ «Карачи» с 2009 года, обрабатывает в указанном товариществе земельный участок № (членская книжка на л.д.38-39 т.1). 03 октября 2017 года на собрании уполномоченных членов СНТ «Карачи» истец Карягин И.А. был избран в состав правления товарищества.
21 июля 2018 года в СНТ «Карачи» состоялось общее собрание членов товарищества со следующей повесткой дня:
- восстановление деятельности на садовых участках,
- отчет членов правления, председателя правления,
- избрание членов правления, председателя правления,
- обсуждение вопросов деятельности товарищества.
Общее собрание было оформлено протоколом, который в материалы дела представлен не был ввиду его отсутствия у ответчика.
В материалы дела представлена выписка из указанного протокола.
Из выписки следует, что по итогам голосования по вопросам повестки Жаданова Н.М. избрана председателем правления (вместо ранее избранного председателем А., сведения о котором, как о лице, имеющем право действовать от имени общества без доверенности, содержатся в ЕГРЮЛ), избран новый состав правления, в который вошли, в том числе Белов В.В., Жаданова Н.М., Пчелинцев Е.А.
Карягин И.А. в состав нового правления не вошел.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылался на недействительность принятых на собрании решений ввиду существенного нарушения порядка созыва, проведения собрания, а также ввиду отсутствия кворума.
Проверить довод истца о том, что на собрании было принято решение по вопросу, не включенному в повестку, суду первой инстанции не представилось возможным ввиду отсутствия полного текста протокола.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные истцом требования о признании решения собрания от 21 июля 2018 года недействительным, суд со ссылкой на положения статей 181.4, 181.5 ГК РФ, а также положения Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", исходил из наличия оснований для признания решений общего собрания, оформленных протоколом от 21 июля 2018 года, недействительными ввиду отсутствия необходимого кворума.
Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается.
В соответствии с положениями ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
В выписке из протокола собрания указано, что на собрании присутствовало 309 членов товарищества при общем количестве членов - 512.
Вместе с тем, допустимых доказательств такой численности товарищества (512 членов) в материалы дела представлено не было. Самостоятельная инвентаризация реестра членов товарищества инициативной группой, на что ссылался представитель третьего лица в суде первой инстанции, действительного числа членов в товариществе не подтверждает.
В суде апелляционной инстанции Жаданова Н.М. также пояснила, что указанный реестр составлялся путем обхода земельных участков инициативной группой.
В качестве допустимых доказательств, подтверждающих общее число членов в СНТ «Карачи», судом первой инстанции обоснованно приняты сведения, представленные МИФНС России № 10 по Оренбургской области на основании реестра членов СНТ «Карачи», из которых следует, что количество членов в товариществе – 3 079.
Доказательств того, что кто-либо из указанных членов в установленном законом порядке был исключен из СНТ, материалы дела не содержат.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).
В силу положений, содержащихся в статье 21 названного Закона, общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов такого объединения (не менее чем пятьдесят процентов уполномоченных). Член такого объединения вправе участвовать в голосовании лично или через своего представителя, полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной председателем такого объединения.
Суду листы регистрации присутствовавших на собрании лиц представлены не были, 309 присутствовавших на собрании лиц (как указано в выписке из протокола собрания от 21 июля 2018 года) в любом случае кворума при общем числе членов в 3079 не составляли.
В апелляционной жалобе Белов В.В. полагает, численность товарищества могла быть установлена на основании самостоятельной инвентаризации реестра членов СНТ инициативной группой, однако, этот довод сводится к переоценке имеющихся в деле доказательств, выводов суда первой инстанции не опровергает.
Доводу Белова В.В. о том, что права истца принятыми на собрании 21 июля 2018 года решениями не нарушаются, истец не является членом СНТ «Карачи» с 2014 года, не имеет в собственности участка на территории товарищества, дана надлежащая оценка судом первой инстанции. Доказательств того, что в установленном законом порядке Карягин И.А. был исключен из числа членов СНТ, в материалы дела не представлено. Как правильно указал суд, оснований проверять подлинность членской книжки истца, заверенной надлежащим образом, не имеется.
Довод жалобы о том, что СНТ «Карачи» не обладает правоспособностью, поскольку находится в процессе реорганизации, также является несостоятельным, поскольку правоспособность юридического лица в силу ч.3 ст.49 ГПК РФ прекращается в момент внесения в ЕГРЮЛ сведений о его прекращении. Таких сведений ЕГРЮЛ не содержит.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции проигнорировал заявление третьего лица об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью явки в суд апелляционной инстанции для рассмотрения другого гражданского дела, не может повлечь отмену оспариваемого решения, оснований для отложения судебного разбирательства у суда первой инстанции не имелось. Как правильно указал суд, к моменту заседания, по итогам которого было принято оспариваемое решение, гражданское дело длительное время находилось в производстве суда, лицам, участвующим в деле, предоставлялась возможность для представления доказательств по делу, времени для этого было достаточно.
Довод жалобы о том, что иск Карягина И.А. был рассмотрен к СНТ «Карачи», от имени которого действовал А., то есть прежний председатель товарищества, указанные лица имеют общие интересы при рассмотрении настоящего дела, является несостоятельным. Как было указано выше, Жаданова Н.М., избранная председателем на собрании 21 июля 2018 года, привлекалась судом к участию в деле в качестве соответчика, извещалась надлежащим образом о рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального закона, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░