Судья Зайцева Т.Л.
Судья-докладчик Губаревич И.И. по делу № 33-5292/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 августа 2020 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Губаревич И.И.,
судей Васильевой И.Л., Рукавишникова П.П.,
при секретаре Попугаевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-476/2020 по исковому заявлению Залепо Евгения Александровича к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, о признании права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения,
по апелляционной жалобе ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 3 марта 2020 года,
УСТАНОВИЛА:
Залепо Е.А. обратился в суд с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району». В обоснование исковых требований указал, что он владел и пользовался жилым помещением, расположенным <адрес изъят>. Указанное жилое помещение попало в зону затопления и признано непригодным для проживания. Уведомлением ОКГУ «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому району» от 15 ноября 2019 года Номер изъят ему было отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп «О предоставлении социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» по тем основаниям, что у него отсутствует право на получение указанного выше свидетельства, поскольку жилое помещение было признано непригодным для проживания не в связи с чрезвычайной ситуацией сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области. С вышеуказанным решением изложенным в уведомлении ОКГУ «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому району» от 15 ноября 2019 года Номер изъят он не согласен.
С учетом уточнений, Залепо Е.А. просил суд признать незаконным и отменить решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» от 15 ноября 2019 года об отказе в выдаче ему свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп «О предоставлении социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» и признать за ним право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, Тулунский район, д. Заусаева, ул. Кирова, д.5.
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 3 марта 2020 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» Якименко О.В., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что решение суда является незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, с неправильным толкованием норм материального права, а также несоответствующим фактическим обстоятельствам. Основными обязательными условиями, при соблюдении которых возникает право на предоставление социальной выплаты, является нахождение жилого помещения в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации и признание жилого помещения утраченным в результате чрезвычайной ситуации. В связи с отсутствием указанных условий Залепо Е.А. было отказано в выдаче свидетельства в связи с отсутствием права на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Залепо Е.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В силу ст. 167 ГПК РФ судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в отсутствие истца Залепо Е.А., представителя ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району», администрации Котикского сельского поселения, МУ «Администрация Тулунского муниципального района», извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи, выслушав представителя ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Борисову М.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца Юшковского Н.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив решение суда по доводам апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктами 3, 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции допустил такие нарушения, которые выразились в следующем.
В соответствии с пунктом «з» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Согласно п. «л» ч. 1 ст. 11 названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27 июня 2019 года «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 года введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Режим чрезвычайной ситуации также введен на территории муниципального образования «Тулунский район».
Постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 года № 519-пп утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 года № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера, установлен особый уровень реагирования, Правительству Российской Федерации даны соответствующие поручения.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» установлено, что указанной категории граждан предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в частности в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 558-пп (в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 30 декабря 2019 года № 1147-пп) утверждено описание границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области в границах населенных пунктов муниципальных образований Иркутской области. В соответствии с указанным Постановлением д. Заусаева, входящая в состав Тулунского муниципального образования, включена в зону подтопления (затопления) чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу 19 ноября 2019 года решением Тулунского городского суда Иркутской области от 17 октября 2019 года установлен факт владения и пользования на праве собственности Залепо Е.А. жилым домом <адрес изъят>.
Из Постановления Администрации Котикского сельского поселения от 9 сентября 2019 года № 46-пп следует, что жилой дом <адрес изъят>, попал в зону чрезвычайной ситуации на территории Котикского сельского поселения, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Согласно акту обследования жилого помещения <адрес изъят>, от 11 сентября 2019 года №21, межведомственная комиссия, назначенная на основании распоряжения Администрации Котикского сельского поселения от 2 сентября 2019 года № 68-РГ, по заявлению от 4 сентября 2019 года Залепо Е.А., зарегистрированного <адрес изъят>, проживающего по <адрес изъят>, произвела обследование жилого помещения и составила акт обследования жилого помещения (индивидуального жилого дома), из которого следует, что жилое помещение, расположенное <адрес изъят>, 5, 1956 года постройки, общей площадью 38 кв.м. В жилом доме никто не проживает на протяжении 10 лет, дом в заброшенном состоянии. Отсутствует подключение к электросети. При визуальном осмотре наблюдается просадка грунта, осадка здания в целом, нарушение жесткости сруба, выпучивание стен и прогибы, несущие стены и перегородки деформированы, полы деформированы, имеются прогибы и просадки, гнилостные повреждения лаг и настила, перекос дверных и оконных проемов. Согласно Постановлению Администрации Котикского сельского поселения от 9 сентября 2019 года № 46-пп жилой дом <адрес изъят>, был подтоплен.
Межведомственная комиссия установила, что ухудшения жилого дома возникло в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящие к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Капитальный ремонт с целью проведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения нецелесообразен. В связи с чем, по результатам обследования жилого помещения межведомственной комиссией дано заключение 11 сентября 2019 года № 21 о выявлении оснований для признания жилого помещения по <адрес изъят>, непригодным для проживания в соответствии с разделом II, разделом Ш, п. 33, 47 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
Истец Залепо Е.А. принимал участие в обследовании жилого дома межведомственной комиссией, согласился с актом обследования помещения и заключением межведомственной комиссии, о чем свидетельствуют сделанные им отметки в акте и заключении.
По информации главы Котинского сельского поселения от 31 октября 2019 года в адрес ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» жилое помещение по <адрес изъят>, в зоне затопления не находилось, в зону затопления попал только огород, жилой дом признан непригодным для проживания не вследствие чрезвычайной ситуации, по данному адресу более 10 лет никто не проживает.
Уведомлением от 15 ноября 2019 года ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» Залепо Е.А. отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» в связи с отсутствием права.
Проанализировав указанные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что жилое помещение по адресу: Иркутская область, Тулунский район, д. Заусаева, ул. Кирова, д. 5, признано непригодным для проживания в виду чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в связи с чем, Залепо Е.А. имеет право на получение мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны с нарушением положений процессуального закона.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем: 1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее - предоставление жилого помещения); 2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом, меры социальной поддержки по обеспечению жильем, на приобретение или строительство жилого помещения распространяются на граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.
Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Порядка от 17 июля 2019 года № 556-пп.
Согласно пункту 1 ст. 6 Порядка, право на социальную выплату имеют граждане, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 16 названного Порядка об условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 17.07.2019 № 557-пп, обязательными условиями возникновения права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного являются нахождение утраченного жилого помещения в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, признание жилого помещения утраченным.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 558-пп установлены границы подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области в границах населенных пунктов муниципальных образований Иркутской области, в которые входит деревня Заусаева Тулунского района.
Вместе с тем, требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
Согласно пункту 2 указанного Положения, его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с абзацем первым пункта 7 названного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном Положении требованиям.
Согласно абз. 3 указанного пункта, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из указанных в данной норме решений, в частности о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения (абзац седьмой пункта 47 Положения).
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (абзац второй пункта 49 Положения).
В силу приведенных норм предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, одним из обязательных условий возникновения у таких граждан права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного является признание уполномоченным органом занимаемого этими гражданами жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу именно в результате чрезвычайной ситуации. Решение вопроса о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, Тулунского район, д. Заусаева, ул. Кирова, 5, непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, заключение которой является основанием для последующего принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья.
Вопреки выводам межведомственной комиссии о том, что жилой дом <адрес изъят>, признан непригодным для проживания в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации, суд первой инстанции посчитал установленным факт повреждения в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного <адрес изъят>, в отсутствие в материалах дела допустимого доказательства (заключения межведомственной комиссии органа местного самоуправления), которым согласно подлежащим применению к спорным отношениям сторон нормативным актом должен быть подтвержден факт признания жилого непригодным для проживания, о выявлении оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу именно в результате чрезвычайной ситуации.
Истцом ни акт обследования, ни заключение межведомственной комиссии в отношении жилого дома по <адрес изъят>, с которыми он ознакомлен, не оспаривается. Доказательств, соответствующих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ, подтверждающих то обстоятельство, что жилой дом утрачен, признан непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, материалы дела не содержат.
Между тем, правовая природа меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретения жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Иркутской области Иркутской области летом 2019 года, направлена на оказания помощи лицам, лишившимся пригодных для постоянно проживания жилых помещений в виду чрезвычайной ситуации и не имеющим возможности улучшить свои жилищные условия после чрезвычайной ситуации самостоятельно.
Признание судом первой инстанции за Залепо Е.А. права на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретения жилья не отвечает правовой природе социальной поддержки и конституционно значимым целям социальной защиты, которые в данном случае направлены на оказание помощи лицам, лишившимся жилых помещений в виду чрезвычайной ситуации. Бремя содержания принадлежащего собственнику имущества, риск его случайной гибели или повреждения несет собственник (ст. ст. 210, 211 ГК РФ). Кроме того, из материалов дела следует, что Залепо Е.А., как собственнику утраченного жилого помещения <адрес изъят>, 10 ноября 2019 года оформлено и выдано свидетельство Номер изъят, удостоверяющее право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, с учетом членов его семьи. Свидетельство реализовано, социальная выплата предоставлена.
При таких обстоятельствах решение Тулунского городского суда Иркутской области по данному делу подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тулунского городского суда Иркутской области от 3 марта 2020 года по данному делу отменить.
Принять по данному делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Залепо Евгения Александровича о признании незаконным и отмене решения ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» от 15 ноября 2019 года об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп «О предоставлении социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» и признании за ним права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой жилого помещения, расположенного <адрес изъят> отказать.
Судья-председательствующий И.И. Губаревич
Судьи И.Л. Васильева
П.П. Рукавишников