Решение по делу № 2-577/2012 от 10.12.2012

№ 2-577 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2012 года г. Очёр

Очёрский районный суд Пермского края в составе судьи Пименовой И.С.

при секретаре Шардаковой В.А.

с участием прокурора Мальцевой Л.К.

представителя заинтересованных лиц Усаниной О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Очерского района в интересах неопределенного круга лиц к Думе Очерского городского поселения, администрации Очёрского городского поселения о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Очерского района просит признать незаконным бездействие Думы Очерского городского поселения и администрации Очерского городского поселения в части не принятия муниципального правового акта, предусматривающего правила содержания домашних животных, возложить на администрацию обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект муниципального нормативно-правового акта - Правил содержания домашних животных, направить его для обсуждения и принятия в Думу Очерского городского поселения.

В обоснование своего требования прокурор пояснил, что прокуратурой Очерского района проведена проверка, в ходе которой выявлено отсутствие необходимого муниципального нормативно-правового акта, регулирующего правила содержания домашних животных.

Результаты проведенной проверки, по мнению прокурора, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией Очерского городского поселения требований законодательства о принятии муниципального правового акта в сфере благоустройства территории, что нарушает гарантированные законом права и интересы граждан, в том числе, право на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, право на благоприятную среду обитания.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее: Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Решением Думы Очерского городского поселения №31 от 12.03.2009 г. утверждены Правила содержания территории Очерского городского поселения, устанавливающие требования к содержанию объектов внешнего благоустройства и санитарному содержанию территории поселения, а также ответственность физических и юридических лиц, постоянно или временно проживающих на территории поселения. Согласно п.4 которых установлены общие требования по благоустройству и содержанию территории поселения, а также п.4.5. выгул домашних животных должен осуществляться в соответствии с утвержденными правилами содержания домашних животных.

Согласно пункта 8.10.7. Приказа Минрегиона РФ от 27.12.11 г. № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» порядок содержания домашних животных на территории муниципального образования рекомендуется устанавливать решением представительного органа муниципального образования.

Статьей 2.8 Закона Пермского края от 01.11.2007 г. «Об административных правонарушениях» за нарушение установленных органами местного самоуправления правил содержания домашних животных в городах и других населенных пунктах предусмотрена административная ответственность. Данная статья на территории Очерского городского поселения не работает в виду отсутствия Правил содержания домашних животных, в связи с чем к нарушителям порядка содержания домашних животных не могут быть применены меры административного воздействия.

Бездействие администрации нарушает требования перечисленных правовых норм. Отсутствие Правил приводит к бесконтрольному передвижению домашних животных по территории, возникновению опасности для жизни и здоровья населения вследствие непредсказуемого поведения животных, способствует развитию болезней среди животных и санитарно-эпидемиологическому неблагополучию. Безответственно относящиеся к содержанию домашних животных граждане, ввиду отсутствия нормативного акта, регулирующего их права и обязанности, вследствие безнаказанности нарушают и будут впредь нарушать права и законные интересы граждан.

Представитель администрации Очерского городского поселения, Думы Очерского городского поселения Усанина с заявлением прокурора не согласна, считает издание Правил содержания домашних животных компетенцией субъекта Российской Федерации. Согласно п.1 и п.п.49 п.2 ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Согласно ст.ст.3,4 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.2 Федерального закона "О ветеринарии» предупреждение и ликвидация болезней животных и их лечение, защита населения от болезней, общих для человека и животных, условия реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. Реализация Правил содержания домашних животных относится к расходным полномочиям Пермского края.

Судом исследовались документы дела: предложения прокурора (л.д. 5), ответ на предложения (л.д. 6), решение Думы Очерского городского поселения (л.д. 7, 8), сводки МО МВД РФ «Очерский» о происшествиях (л.д. 9-20).

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, указанный Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Федеральный закон.

Статьями 14,14.1,15,15.1,16, 16.1 и 17 Федерального закона N 131-ФЗ определен круг вопросов местного значения, закреплены права органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст.18 Федерального закона N 131-ФЗ перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Федеральный закон.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Согласно п.п.49,49.1 и 49.2 п.2 ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства; осуществления регионального государственного ветеринарного надзора. При этом анализ законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации в соотношении с изложенными нормами позволяет прийти к выводу о том, что в названной сфере законодатель не отнес к вопросам местного значения ни один из названных вопросов регулирования.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (п.1 ст.29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), что, в частности, означает, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны осуществлять нормативно-правовое регулирование в данной сфере, предусматривающее как перечень конкретных мер, так и определение круга лиц, обязанных их осуществлять за счет средств регионального бюджета. Однако такое регулирование должно осуществляться в пределах собственных полномочий и в соответствии с действующими федеральными нормами, не нарушать основных принципов государственно-правового устройства, в частности, принципа самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации.

Регулирование органом местного самоуправления отношений в области содержания домашних животных, безнадзорных животных противоречит приведенным выше федеральным нормам, поскольку изменяет федеральное регулирование, устанавливая иные полномочия органов местного самоуправления, относя дополнительную сферу, не указанную федеральным законодателем ("сферу содержания домашних животных, безнадзорных животных"), к вопросам местного значения, что запрещено ст.18 Федерального закона ФЗ-131.

По указанным выше причинам не может быть принята во внимание и ссылка прокурора на регионального законодателя, устанавливающего административную ответственность за нарушение правил содержания домашних животных в городах и других населенных пунктах.

Правонарушение, предусмотренное ст. 2.8 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях», характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении правил содержания домашних животных, являющихся по своей юридической природе санитарно-эпидемиологическими, ветеринарными и иными мерами, направленными на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, обусловленных воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от животного к здоровому человеку. Квалификация данного правонарушения не исключается по ст.6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия), на что указывают объект и объективная сторона правонарушения. Федеральным законом "О ветеринарии" предусмотрено, что помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья. Перевозка животных должна осуществляться по согласованным с органами государственного ветеринарного надзора маршрутам и с соблюдением требований по предупреждению возникновения и распространения болезней животных (ст.13), перечень болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии (ст.17), ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы (ст.18).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования прокурора Очёрского района о признании незаконным бездействия Думы Очерского городского поселения, администрации Очерского городского поселения в части не принятия муниципального правового акта, предусматривающего Правила содержания домашних животных на территории Очерского городского поселения, возложении на администрацию Очерского городского поселения обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект муниципального нормативно-правового акта, устанавливающего Правила содержания домашних животных, направлении его для обсуждения и принятия в Думу Очерского городского поселения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения.

Судья. Подпись.

<данные изъяты> Судья И.С. Пименова

2-577/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Другие
ШУСТЕР В.П.
Суд
Очерский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
ocher.perm.sudrf.ru
10.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2012Передача материалов судье
11.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2012Судебное заседание
20.12.2012Судебное заседание
24.12.2012Дело сдано в канцелярию
09.07.2012Передача дела судье
10.07.2012Подготовка дела к рассмотрению
30.07.2012Рассмотрение дела по существу
13.08.2012Рассмотрение дела по существу
28.08.2012Материалы дела сданы в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее