УИД 11RS0001-01-2024-003914-88
Дело № 2-4055/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Докукиной А.А.,
при секретаре Стеблиной Е.П.,
с участием истца Костина И.А.,
представителей ответчика Боровлёва Г.А., Данильченкова Н.В.,
представителя третьего лица Басацкой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
06 декабря 2024 года гражданское дело по иску Костина Ильи Анатольевича к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности провести строительство (обустройство) тротуаров, наружного уличного освещения на участке автодороги, благоустроить автобусные остановки,
установил:
Костин И.А. обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности провести строительство (обустройство) тротуаров с обеих сторон проезжей части автомобильной дороги между ... от ... до ..., обеспечить обустройство наружного уличного освещения на участке автодороги от ... до ...; благоустроить существующие автобусные остановки «...», «...» ... по маршруте автобусов №... и №... павильонами для пассажиров, остановочными площадками, посадочными площадками, урнами для мусора, заездными «карманами», техническими средствами организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения), освещением, скамьями.
В обосновании требований истец указал, что является собственником жилого помещения по адресу: ..., и нанимателем по договору социального найма муниципального жилого помещения по адресу: .... Являясь инвали... группы, для передвижения на улице использует кресло-коляску. Указанные в иске пункты передвижения истца (...; ...) связаны между собой автомобильной дорогой, предназначенной, в том числе, для движения общественного транспорта (автобусы №... и №...) протяженностью 1 500 метров. Для того, чтобы навестить ..., проживающую в ..., Костину нужно выехать на основную дорогу, которая не оборудована тротуарами и освещением. Рискуя жизнью и здоровьем, истцу приходится передвигаться по неосвещенной проезжей части ... протяженностью 1 500 метра, тем самым испытывая моральные страдания, которые сказываются на его эмоциональном состоянии. Автобусные остановки «...», «...» не приспособлены ни для граждан, ни для людей, имеющих инвалидность и ограничения в мобильности. Остановки имеют возвышение посадочной площадки над остановочной менее 20 см, что делает невозможным посадку в автобус для людей, имеющих ограничения в мобильности передвижения, не оборудованы электронным табло расписания транспорта, не имеют бегущей строки на улице, отсутствуют тактильные предупредительные разметки в зоне внимания и перед зоной посадки в общественный транспорт, отсутствуют нормативные подходные пути к остановкам, остановочная площадки длиной менее 20 метров, также имеются и другие нарушения. Отсутствие тротуаров, освещения и надлежащим образом оборудованных автобусных остановок, нарушают права истца на свободное передвижение, создают угрозу жизни и здоровью, при отсутствии возможности для проезда скорой медицинской помощи, пожарных машин и иной специализированной техники.
В судебном заседании истец на удовлетворении требований настаивал, пояснил, что согласен с заключением судебной экспертизы. Также уточнил, что поскольку срок для совершения действий, установленный истцом в иске, на момент рассмотрения дела прошел (** ** **), просил установить срок для выполнения работ до сентября 2025 года.
Представители ответчика и третьего лица с заявленными требованиями не согласились, полагали, что дело подлежит прекращению в связи с отсутствием у истца полномочий для обращения в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Заслушав доводы истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1).
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты (часть 2).
Конституционные права граждан инвалидов и маломобильных групп населения также закреплены в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений (Определения Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 года N 689-О-О, от 24 октября 2013 года N 1632-О).
В соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТв Р 52766-2007 в населенных пунктах городского типа, тротуары устанавливают в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих планировку и застройку городских и сельских поселений.
Отсутствие тротуаров также является нарушением СКИП 2.07.01.-89 «Градостроительство», которым предусмотрено в селитебных районах (территориях предназначенных для размещения жилищного фонда), в местах размещения домов, предусматривать пешеходные пути (тротуары).
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Согласно положениям ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона).
Согласно п. п. 6, 12 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе, и тротуары (п. 5 ст. 3 Закона).
Согласно ст. 26 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар» к ведению городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст) (ред. от 09.12.2013) тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сутки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года № 767 I «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» утверждены «Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог», согласно которых, ширина полосы движения IV и V категории обычной автомобильной дороги (нескоростной автомобильной дороги) составляет: 3,25 - 3,5 метров.
С учетом данных показателей ширина проезжей части обычной автомобильной дороги (нескоростной автомобильной дороги) III категории составляет: 6,5- 7 метров.
Согласно п. 4.5.1 ГОСТа Р 52766- 2007, в населенных пунктах городского типа, тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов регламентирующих планировку и застройку городских и сельских поселений.
Согласно пункту 5.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования.
Пунктом 5.3.3 установлены требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов.
Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман»; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, размета, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.).
В целях проверки доводов и возражений сторон, судом было назначена по делу судебная экспертиза, производство которой было поручено эксперту Автономной некоммерческой организации «Бюро Товарных экспертиз» при Торгово-промышленной палате Республики Коми ФИО6
Из заключения эксперта №... следует, что участок автомобильной дороги от ... до ..., протяженностью 1 500 метров, частично оборудован осветительными приборами (наружным уличным освещением), а именно: от ... до автобусных остановок «...» расположенных с двух сторон дороги - тротуар имеется частично, часть пути преодолевается по автомобильному проезду с не нормативным уклоном - 68% и без дорожной разметки; наружное уличное освещение имеется не на всем пути движения (отсутствует возле магазина); от автобусной остановки «...» до автобусной остановки «...» вдоль автомобильной дороги - тротуар и освещение отсутствуют; от автобусной остановки «...» до ... – тротуар имеется частично (по одной стороне автомобильной дороги вдоль ...), часть пути преодолевается по автомобильному проезду без дорожной разметки (возле домов №... и №...); наружное уличное освещение имеется.
Экспертом также установлено, что автобусные остановки «...» и «...» не приспособлены для использования их людьми, имеющими инвалидность и ограничения в мобильности (использующих для передвижения кресло-коляску), а именно:
- на автобусной остановке "...» имеется навес для пассажиров установленный на площадке из асфальтовой крошки с песком, что не допускается для маломобильной группы населения; имеется остановочная площадка не нормативных размеров (длины); имеется посадочная площадка в виде железобетонной плиты не нормативных размеров (высоты, ширины, длины); имеется урна для мусора; заездной «карман» отсутствует; имеется скамья; из технических средств организации дорожного движения - имеется только дорожный знак автобусной остановки, разметка и ограждение отсутствуют; имеется освещение. Внутри навеса отсутствует информационная тактильная или тактильно-звуковая схема (расписание автобусов). На автобусной остановке отсутствует информация для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к объектам повышенной опасности (тактильная предупредительная отметка).
- на автобусных остановках «...» (с двух сторон дороги) имеются навесы для пассажиров установленных на твердом асфальтовом покрытии, имеются остановочные площадки не нормативных размеров (длины); имеются посадочные площадки не нормативной высоты; имеются урны для мусора; имеются заездные «карманы»; имеются скамьи; из технических средства организации дорожного движения - имеются только дорожные знак автобусной остановки, разметка и ограждение отсутствуют; имеется освещение. Внутри навеса отсутствует информационная тактильная или тактильно-звуковая схема (расписание автобусов). На автобусной остановке отсутствует информация для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к объектам повышенной опасности (тактильная предупредительная отметка).
Тем самым эксперт пришел к выводу о том, что имеются нарушения в оборудовании участка автомобильной дороги от ... Сыктывкара до ...; в приспособлении автобусных остановок «...», «...» для их использования людьми, имеющими инвалидность и ограничения в мобильности (использующих для передвижения кресло-коляску).
Также эксперт пришел к выводу, что имеется техническая возможность оборудования автобусных остановок «...» и «...» для их использования людьми, имеющими инвалидность и ограничения в мобильности в соответствии с действующими нормами законодательства Российской Федерации, строительными нормами и правилами.
Для приведения остановки «...» в нормативное состояние необходимо выполнить следующие ремонтно-строительные работы: определить место остановочной площадки; выполнить заездной «карман»; устроить посадочную площадку на всю длину остановочной площадки из твердых покрытий; установить навес для пассажиров, урны, скамьи; технические средства организации дорожного движения - выполнить разметку, установить ограждение. Внутри навеса установить информационную тактильную или тактильно-звуковую схему (расписание автобусов). На автобусной остановке установить тактильную предупредительную отметку.
Для приведения остановок «...» в нормативное состояние необходимо выполнить следующие ремонтно-строительные работы: увеличить длину остановочной и посадочной площадки; увеличить высоту посадочной площадки; технические средства организации дорожного движения -выполнить разметку, установить ограждение. Внутри навеса установить информационную тактильную или тактильно-звуковую схему (расписание автобусов). На автобусной остановке установить тактильную предупредительную отметку.
Также экспертом при производстве экспертизы было установлено, что участок автомобильной дороги от ... до ... частично оборудован тротуарами и осветительными приборами (наружным уличным освещением).
Так, участок дороги, поименованный экспертом как «От ... до автобусных остановок ...», тротуарами и осветительными приборами оборудован частично.
Для приведения данного участка в нормативное состояние необходимо выполнить следующие ремонтно-строительные работы: возле ... устроить тротуар или пандус (определить проектом) с твердым покрытием; на дворовых проездах выполнить дорожную разметку разделяющую пешеходный путь от проезжей части; устранить перепады высот на пересечении тротуара и дорог; установить светильники. Выбор конструктивных решений, материалы для строительных работ определяются техническим заданием.
Участок дороги, поименованный экспертом как «От автобусной остановки «...» до ...», тротуарами и осветительными приборами оборудован частично. Дооборудовать тротуарами и осветительными приборами и привести в нормативное состояние имеющиеся тротуары, в соответствии с действующими нормами законодательства Российской Федерации, строительными нормами и правилами технически возможно.
При этом, эксперт пришел к выводу, что определить перечень видов ремонтно-строительных работ, которые следует произвести не представляется возможным, так как для приведения данного участка в нормативное состояние необходимо выполнить капитальный ремонт, для которого необходима разработка проектной/рабочей документации.
По участку автомобильной дороги поименованной экспертом как «От автобусной остановки «...» до автобусной остановки «...», эксперт также пришел к выводу о том, что определить техническую возможность в рамках проведения экспертизы не представляется возможным, так как работы будут относиться к новому строительству, для которых необходимо получение исходно-разрешительной документации; проведения инженерных изысканий на основании которых разрабатывается проектная документация.
В части оборудования данного участка автомобильной дороги тротуарами с обеих сторон проезжей части эксперт пришел к выводу об их нецелесообразности в виду следующего:
- на пути движения по данному участку автомобильной дороги отсутствует жилая застройка, протяжённость спорного участка свыше - 860 метров, что согласно п. 5.1 СП 59.13330.2020, при протяженности между объектами более 300 м следует предусматривать альтернативные пути движения МГН;
- имеются альтернативные пути более короткие (- 288 метров и - 430 метров) и менее безопасные (отсутствует выезд на автомобильную дорогу с интенсивным движением автомобилей).
Что касается обустройства существующих альтернативных путей движения, исключающих проезд по автомобильной дороге от ... до автобусной остановки «...», эксперт пришел к выводу о технической возможности оборудования тротуарами и осветительными приборами в соответствии с действующими нормами законодательства Российской Федерации, строительными нормами и правилами. Выбор пути движения, определение конструктивных решений, материалов для строительных работ определяются техническим заданием.
В части оборудования автобусных остановок «...», эксперт также пришел к выводу о наличии технической возможности оборудования автобусных остановок ...» для их использования людьми, имеющими инвалидность и ограничения в мобильности в соответствии с действующими нормами законодательства Российской Федерации, строительными нормами и правилами.
Для приведения остановок «...» в нормативное состояние необходимо выполнить следующие ремонтно-строительные работы: увеличить длину остановочной и посадочной площадки; увеличить высоту посадочной площадки; посадочную площадку выполнить из твердых покрытий; технические средства организации дорожного движения - выполнить разметку, установить ограждение. Внутри навеса установить информационную тактильную или тактильно-звуковую схему (расписание автобусов). На автобусной остановке установить тактильную предупредительную отметку.
У суда нет сомнений в достоверности выводов заключения эксперта Автономной некоммерческой организации «Бюро Товарных экспертиз» при Торгово-промышленной палате Республики Коми ФИО6, поскольку экспертиза проведена лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ней вопросов, с достаточной квалификацией и большим стажем в этой области, экспертное заключение не содержит каких-либо неясностей и противоречий.
Эксперт предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В силу требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец возражений с выводами эксперта согласился. Представители ответчика и третьего лица также не высказали возражений относительно экспертного заключения.
Относительно позиции представителей ответчика и третьего лица, полагавших, что производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием у истца права на обращения в суд с заявленными требованиями в интересах неопределенного круга лиц, суд приходит к следующему.
В данном случае, истец обратился в суд с самостоятельным иском, в защиту своих нарушенных прав, при этом исчерпав все возможности реализации своих прав иначе как разрешением заявленного им иска.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации направлена на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Обеспечению указанных возможностей служит создание доступной для инвалида среды проживания, в пределах которой он имеет возможность свободно и самостоятельно перемещаться.
Деятельность муниципалитета также служит указанным целям государственной политики и итоговым результатом такой деятельности должно являться реальное для инвалида улучшение качества его жизни путем обеспечения условий доступности объектов жилищного и дорожного фонда.
В связи с чем, суд не усматривает оснований указанных представителями ответчика и третьего лица, для прекращения производства по делу.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд полагает исковые требования Костина И.А. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» подлежащими частичному удовлетворению в объеме работ, указанных в заключении судебной экспертизы №....
На ответчика подлежит возложению обязанность в срок до ** ** ** выполнить описанные в заключении судебной экспертизы №..., утвержденной ** ** **, работы по строительству тротуаров с обеих сторон проезжей части на участке автодороги от ... до автобусной остановки «...» и на участке автодороги от автобусной остановки «...» до ...; обустройству наружного уличного освещения на участке автодороги от ... до ...; благоустройству автобусных остановок «...» и «...» ... на маршруте автобусов №... и №....
В удовлетворении требований истца о возложении обязанности построить тротуары с обеих сторон проезжей части автодороги от автобусной остановки «...» до автобусной остановки «...» надлежит отказать, поскольку экспертом установлено, что определить техническую возможность в рамках проведения экспертизы невозможно, так как работу будут относиться к новому строительству.
Истец не лишен права на обращение в суд с самостоятельным иском в части возложения на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности обустроить более короткие альтернативные пути, как указано в экспертном заключении.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Костина Ильи Анатольевича (...) к Администрации МО ГО «Сыктывкар» (...) удовлетворить частично.
Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до ** ** ** выполнить описанные в заключении судебной экспертизы №..., утвержденной ** ** **, работы по строительству тротуаров с обеих сторон проезжей части на участке автодороги от ... до автобусной остановки «...» и на участке автодороги от автобусной остановки «...» до ...; обустройству наружного уличного освещения на участке автодороги от ... до ...; благоустройству автобусных остановок «...» и «...» ... на маршруте автобусов №... и №....
В удовлетворении требований Костина Ильи Анатольевича к Администрации МО ГО «Сыктывкар о возложении обязанности построить тротуары с обеих сторон проезжей части автодороги от автобусной остановки «...» до автобусной остановки «...» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20.12.2024.
Председательствующий А.А. Докукина