РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2024 г. г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Полищук Л.И.,
при секретаре судебного заседания Тумасян Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3670/2024 по иску прокурора г. Таганрога в интересах Долгова А.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о включении периодов работы, перерасчете страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Таганрога обратился в суд с настоящим иском в интересах Долгова А.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о включении периодов работы, перерасчете страховой пенсии, ссылаясь на то, что прокуратурой г.Таганрога по обращению Долгова А.В. проведена проверка соблюдения Отделением Фонда пенсионного и социального страхования России по Ростовской области требований пенсионного законодательства.
Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Долгов А.В. обратился в Клиентскую службу (на правах отдела) в г. Таганроге ОСФР по РО с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости за работу в особых условиях труда по Списку № 2 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При подсчете страхового стажа не учтены периоды работы Долгова А.В. в <адрес>: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газоэлектросварщиком по третьему разряду в Ленанабадском СУСЭР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газоэлектросварщиком по второму, третьему разряду в Ленанабадском СУСЭР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газоэлектросварщиком энергомеханического участка 4 разряда в Ленинабадский завод газовой аппаратуры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газосварщиком в цехе механизации Колхоза «Нива» <адрес>.
Согласно информации ОСФР по РО периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ в государстве-участнике Содружества Независимых Государств рассматриваются как периоды работы за границей и, соответственно, подлежат включению в страховой и общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Период работы в Колхозе «Нива» не включен в страховой стаж истца ввиду наличия исправлений в трудовой книжке, а также поскольку запись о приеме на работу (ДД.ММ.ГГГГ) противоречит записи о реорганизации колхоза «Россия» в колхоз «Нива» (ДД.ММ.ГГГГ).
Также в страховой стаж не включен период срочной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в армии ввиду ее прохождения в войсковой части (полевая почта №), которая дислоцировалась в <адрес> Народной Республики. Долгов А.В. уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ и направлен в Ленанабадский ГВК <адрес>.
При этом в трудовой книжке имеются все записи о работе, подписи работодателя и печати, также имеются справки о стаже и заработке от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
В результате страховой стаж Долгова А.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 26 лет 09 месяца 01 дней, в том числе стаж по Списку № 2 - 17 лет 05 месяцев 17 дней, суммарный индивидуальный пенсионный коэффициент - 67,875.
Решением ОСФР по РО от ДД.ММ.ГГГГ № Долгову А.В. с ДД.ММ.ГГГГ назначена досрочная страховая пенсия по старости, без учета указанных периодов работы и срочной службы, что влияет на размер его пенсионного обеспечения.
Указанные действия ОСФР по РО являются незаконными, в обоснование доводов искового заявления истец ссылается на то, что спорные периоды работы Долгова А.В. имели место в период действия Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и должны учитываться при подсчете страхового стажа.
Спорные периоды трудовой деятельности истца подтверждаются записями в трудовой книжке, которая в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 1, 6 постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих», является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих.
В результате невключения указанных периодов работы и срочной службы Долгов А.В. не получает пенсионное обеспечение в полном объеме, что нарушает его пенсионное право, гарантированное Конституцией Российской Федерации.
На основании изложенного истец просит суд обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования России по Ростовской области включить в страховой стаж Долгова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газоэлектросварщиком по третьему разряду в Ленанабадском СУ СЭР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газоэлектросварщиком по второму, третьему разряду в Ленанабадском СУ СЭР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газоэлектросварщиком энергомеханического участка 4 разряда в Ленинабадский завод газовой аппаратуры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газосварщиком в цехе механизации Колхоза «Нива» <адрес>; срочной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в армии. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования России по <адрес> выполнить перерасчет страховой пенсии Долгова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с момента ее назначения, - с ДД.ММ.ГГГГ.
Помощник прокурора <адрес> Юн А.А. в судебное заседание явилась, поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить.
Истец Долгов А.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещался судом надлежащим образом.
Ответчик о дате, времени и месте слушания дела извещался судом надлежащим образом, уполномоченного представителя в судебное заседание не направил, представил в материалы дела письменный отзыв, согласно которому просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо извещено надлежащим образом, представителя не направили. Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Частью 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Принцип социального государства, относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации, обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты на основе общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 03 июня 2004 г. № 11-П, важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ст. 39 ч. 2, устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан на страховые пенсии установлены Федеральным законом от28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Долгов А.В. является получателем досрочной страховой пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При подсчете страхового стажа ответчиком не учтены периоды работы Долгова А.В. в <адрес>: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газоэлектросварщиком по третьему разряду в Ленанабадском СУСЭР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газоэлектросварщиком по второму, третьему разряду в Ленанабадском СУСЭР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газоэлектросварщиком энергомеханического участка 4 разряда в Ленинабадский завод газовой аппаратуры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газосварщиком в цехе механизации Колхоза «Нива» <адрес>.
Также в страховой стаж не включен период срочной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в армии ввиду ее прохождения в войсковой части (полевая почта №), которая дислоцировалась в <адрес> Народной Республики.
Рассматривая заявленные исковые требования в части включения в страховой стаж периодов трудовой деятельности, периода службы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона №400-ФЗ от28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Частью 3 статьи 4 Федерального закона от28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации
В силу части 1 ст. 11 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из положений ч. 2 ст. 11 Федерального закона от28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ.
15 сентября 2021 г. заключен Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, вступивший в силу 21 октября 2022 г.
Пунктом 2 статьи 9 Договора от 15 сентября 2021 г. предусмотрено, что при определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством, понимается: в отношении Российской Федерации - страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; в отношении Республики Таджикистан - страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики.
Частью 2 статьи 19 Договора определено, что для установления права на пенсию в соответствии с его положениями принимается во внимание страховой стаж, который в соответствии с законодательством договаривающихся сторон приобретен и до вступления в силу настоящего Договора.
Пунктом 3 статьи 21 Договора между Российский Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г. предусмотрено, что одновременно со вступлением в силу данного Договора в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан прекращает действие Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.
В спорные периоды работы и службы истца действовало Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.
Пенсионное обеспечение граждан постоянно проживающих в Российской Федерации, при наличии у них трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории государства участника Соглашения, осуществляется с применением норм Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.
Согласно ст.ст. 1, 6 Соглашения от 13.03.1992, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1, СССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.
Изменений и дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
В соответствии со ст. 10, 11 Соглашения СНГ, п.15 Указания Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР», п.5 Распоряжение Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
В силу ч.2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсия» страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В судебном заседании установлено и подтверждается записями в трудовой книжке №, выданной ДД.ММ.ГГГГ на имя Долгова А.В., что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал газоэлектросварщиком по третьему разряду в Ленанабадском СУСЭР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период службы в армии, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газоэлектросварщиком по второму, третьему разряду в Ленанабадском СУСЭР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газоэлектросварщиком энергомеханического участка 4 разряда в Ленинабадский завод газовой аппаратуры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газосварщиком в цехе механизации Колхоза «Нива» <адрес>.
Частью 2 ст.14 Федерального закона №400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как следует из вышеуказанных норм законодательства, при подсчете страхового стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, до - документально.
Пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555, действовавших до 01 января 2015г., предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В соответствии с пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015, действующих с 01 января 2015 г., документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 2 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 г. № 225, основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно ч.4 ст.14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 №656 «О трудовых книжках рабочих и служащих», в соответствии с абзацем 1 пункта 6 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555, а также согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 225 от 16.04.2003 «О трудовых книжках» ответственность за правильность оформления трудовой книжки лежит на работодателе и именно работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше 5 дней. То есть обязанность правильного ведения трудовой книжки работника возлагается законом именно на работодателя.
Работник, не имея права вести записи в своей трудовой книжке, не может влиять на правильность оформления трудовой книжки.
Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации (п. 18 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 «О трудовых книжках рабочих и служащих»), поэтому нарушения, допущенные администрацией предприятия, на котором работал истец при оформлении и ведении его трудовой книжки, не может быть поставлены в вину истца и каким-то образом ограничивать его право на пенсионное обеспечение.
Из Постановления Конституционного Суда РФ № 11-П от 3 июня 2004 г. по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, то есть сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть существенно взаимообусловлены.
Следовательно, различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Ненадлежащее исполнение в указанной части работодателем требований трудового законодательства не должно повлечь за собой отрицательные последствия для истца. В суд ответчиком также не представлено доказательств фальсификации трудовой книжки истца в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ.
Суд обращает внимание, что при исследовании материалов дела судом установлено, что записи в трудовой книжке читаемы, выполнены четко и не содержат исправлений.
Действия работодателя по заполнению трудовых книжек не должны ущемлять законно возникшие права граждан на пенсию. Факт принадлежности трудовой книжки Долгову А.В. в судебном заседании ответчиком не оспаривался.
Оценив все представленные суду доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части обязании ОСФР по Ростовской области включить в страховой стаж истца периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газоэлектросварщиком по третьему разряду в Ленанабадском СУСЭР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газоэлектросварщиком по второму, третьему разряду в Ленанабадском СУСЭР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газоэлектросварщиком энергомеханического участка 4 разряда в Ленинабадский завод газовой аппаратуры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газосварщиком в цехе механизации Колхоза «Нива» <адрес>.
Разрешая требования о включении в страховой стаж периода прохождения военной службы по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
Пенсионное обеспечение граждан СССР в период службы Долгова А.В. в Вооруженных силах СССР регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590.
В соответствии с пп. «к» п.109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 (ред. от 30.01.1988) «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке.
Из трудовой книжки истца следует, что Долгов А.В. осуществлял трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- газоэлектросварщиком, откуда уволен в связи с призывом в Советскую Армию.
В материалы дела истцом представлена справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Военным комиссариатом <адрес>, согласно которой Долгов А.В. проходил военную службу по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Так ДД.ММ.ГГГГ истец призван Ленинабадским ГВК <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в войсковой части №, которая дислоцировалась в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в войсковой части №, которая дислоцировалась в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части полевая почта №, которая дислоцировалась в <адрес> (<адрес>), ДД.ММ.ГГГГ истец уволен с военной службы и направлен в Ленинобадский ГВК <адрес> (л.д. 13).
Ввиду изложенного, принимая во внимание изложенное, период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в страховой стаж Долгова А.В.
Исходя из пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В соответствии с частью 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления, либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме.
На основании части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Согласно пунктам 1,2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных, обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, гражданин при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том же порядке определения размера пенсии по старости и условиях ее перерасчета и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 года, утвержденному постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2006, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за назначением трудовой пенсии в пенсионный орган, гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
Принимая во внимание, что истец при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, имел право на назначение страховой пенсии по старости с учетом включения в страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периода службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что перерасчет размера пенсии необходимо произвести с даты назначения страховой пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Долгова А.В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС №), - удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579) включить в страховой стаж Долгова А.В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС №) периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газоэлектросварщиком по третьему разряду в Ленанабадском СУ СЭР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газоэлектросварщиком по второму, третьему разряду в Ленанабадском СУ СЭР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газоэлектросварщиком энергомеханического участка 4 разряда в Ленинабадский завод газовой аппаратуры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - газосварщиком в цехе механизации Колхоза «Нива» <адрес>; период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579) произвести перерасчет размера страховой пенсии Долгова А.В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС №) с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья Л.И. Полищук
Решение в окончательной форме изготовлено 13 ноября 2024 г.