Решение от 10.08.2022 по делу № 33а-2042/2022 от 08.07.2022

33а-2042/2022     судья Сасакин В.А.

УИД 62RS0008-01-2022-000138-38

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 августа 2022 года     г. Рязань

Рязанский областной суд в составе:

судьи Логиновой С.А.

при ведении протокола помощником судьи Алехашкиной М.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ермишинского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности оборудовать участок автомобильной дороги стационарным электрическим освещением с апелляционной жалобой Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области на решение Кадомского районного суда Рязанской области от 01 июня 2022 года, которым административный иск удовлетворен.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области Королева С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, помощника прокурора Воробьеву В.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, суд апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Ермишинского района Рязанской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности оборудовать участок автомобильной дороги стационарным электрическим освещением.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Ермишинского района проведена проверка исполнения законодательства о дорожной деятельности, в ходе которой установлено, что автомобильная дорога с идентификационным номером 61 ОП Р3 61К-034 «Ермишь-Турмадеево-граница района» является дорогой общего пользования регионального значения. Действующим законодательством обязанность по её содержанию возложена на Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области. Однако, административным ответчиком не приняты меры по оборудованию участка автомобильной дороги «Ермишь-Турмадеево-граница района», проходящему по д. Алехино Ермишинского района Рязанской области, а также за пределами д. Алехино на расстоянии 100 метров стационарным электрическим освещением в соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.

Просил признать незаконным бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, выразившееся в необорудовании стационарным электрическим освещением участка автомобильной дороги «Ермишь-Турмадеево-граница района», идентификационный № 61 ОП РЗ 61К-034, проходящего по д. Алехино Ермишинского района Рязанской области, а также за пределами д. Алехино на расстоянии от него 100 метров, и обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области оборудовать стационарным электрическим освещением участок вышеуказанной автомобильной дороги, проходящий по д. Алехино Ермишинского района Рязанской области, а также за пределами д. Алехино на расстоянии от него 100 метров, в соответствии с требованиями пункта 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270-ст.

Решением Кадомского районного суда Рязанской области от 01 июня 2022 года административный иск удовлетворен, установлен срок для исполнения решения – в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, считает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку судом неправильно применены нормы материального права. В обоснование доводов жалобы указывает на формальный подход суда к оценке доводов административного ответчика об особенностях бюджетного процесса, отсутствии полномочий, реальных сроках и этапах выполнения работ. Указанный участок автомобильной дороги передан в оперативное управление ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области», которое создано с целью реализации полномочий министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в сфере использования полномочий автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Рязанской области; готовит предложения по разработке государственных программ; выполняет в установленном законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Рязанской области порядке функции заказчика по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений, финансируемых за счет федерального и областного бюджетов, а также – функции государственного заказчика по осуществлению закупок, товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения деятельности учреждения; выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством РФ. В связи с изложенным полагает, что Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области является ненадлежащим административным ответчиком, в настоящее время у него отсутствуют полномочия по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений и функции государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в целях осуществления дорожной деятельности. Также указывает, что, устанавливая срок исполнения судебного решения, суд не оценил доводы административного ответчика по продолжительности выполнения проектно-изыскательских и подрядных работ по устройству стационарного освещения, который составляет 26 месяцев с момента открытия финансирования. Просил отменить решения суда, принять новое решение, в котором заменить ненадлежащего ответчика на ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области», определить разумный срок исполнения решения суда.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора района Симакин Е.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области Королев С.В., апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.

Помощник прокурора Рязанской области Воробьева В.А. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 150 и части 1 статьи 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в его отсутствие.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены ввиду следующего.

Согласно части 2 статьи 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если оно привело к принятию неправильного решения.

Судебный акт подлежит безусловной отмене в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.

Пункт 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства, общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст) предусматривает стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области от 17.07.2007 № 184 «О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров» автомобильная дорога «Ермишь-Турмадеево-граница района», идентификационный номер 61 ОП РЗ 61К-034, является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения и находится в оперативном управлении ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области».

11.04.2022 года прокуратурой Ермишинского района Рязанской области проведена проверка законодательства о дорожной деятельности, по результатам которой установлено, что участок автомобильной дороги «Ермишь-Турмадеево-граница района», идентификационный № 61 ОП РЗ 61К-034, проходящий по д. Алехино Ермишинского района Рязанской области, а также за пределами д. Алехино на расстоянии от него 100 метров, не соответствует требованиям пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, поскольку на нем отсутствует стационарное электрическое освещение.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав нормы Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Положения «О министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области» (утв. Постановлением Правительства Рязанской области от 21.01.2009 № 7), "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст), Распоряжения Правительства Рязанской области от 11.09.2018 N 431-р «О создании государственного казенного учреждения Рязанской области "Дирекция дорог Рязанской области" путем его учреждения», пришел к выводу о том, что обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения на указанном участке дороги, а также деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию этих дорог должна обеспечиваться Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.

Установив, что несоответствие данной автомобильной дороги обязательным требованиям ГОСТа Р 52766-2007 свидетельствует о ненадлежащем выполнении административным ответчиком Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области своих публично-правовых обязанностей по содержанию и ремонту автомобильной дороги, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца.

Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами.

Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий (ст. 10 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).

Как следует из положений ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

На территории Рязанской области центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере транспорта, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности является Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (подпункт 1 пункта 1 раздела 1 Положения о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области № 7 от 21 января 2009 года).

    Пункт 5 вышеназванного Положения предусматривает, что Министерство осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими центральными и территориальными исполнительными органами государственной власти Рязанской области, органами государственной власти Рязанской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области, организациями независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.

В полномочия Министерства входит: подготовка предложений Правительству Рязанской области по утверждению нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог и правил расчета размера ассигнований областного бюджета на указанные цели с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог в соответствие с требованиями технических регламентов и по утверждению государственных программ в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Рязанской области; планирование транспортной и дорожной деятельности и разработка государственных программ в сфере транспорта, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Рязанской области, финансируемых за счет средств областного бюджета, субсидий федерального бюджета и иных источников; разработка нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог и правил расчета размера ассигнований областного бюджета на указанные цели с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог в соответствие с требованиями технических регламентов (раздел 3 Положения).

Также именно Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области осуществляет финансирование ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 7 распоряжения Правительства Рязанской области от 11.09.2018 №431-р).

Учитывая изложенное, принимая по внимание установленный статьёй 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» принцип программно-целевого подхода к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что незаконное бездействие по необеспечению оборудования в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарными источниками электрического освещения указанного участка автомобильной дороги допущено Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области. В связи с чем, обязанность по приведению этого участка автомобильной дороги в соответствие с указанными требованиями правомерно возложена на данное Министерство.

Доводы о создании распоряжением Правительства Рязанской области от 11.09.2018 г. № 431-р государственного казенного учреждения Рязанской области "Дирекция дорог Рязанской области" на правильность выводов суда не влияют и не могут повлечь отмену судебного решения.

Целью деятельности учреждения в соответствии с названным распоряжением является обеспечение реализации полномочий министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Рязанской области, что не прекращает полномочия Министерства в указанной сфере. Выбор способа осуществления государственным органом полномочий (делегирование полномочий, создание специализированной организации и прочее) не освобождает его от ответственности за неисполнение этих обязанностей. Разработка государственной программы с изменениями, предусматривающими проектирование освещения на указанном участке автомобильной дороги, определение объема и видов работ, размер необходимых на эти цели бюджетных средств находятся в компетенции Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.

Срок, установленный судом для устранения выявленных недостатков, отвечает принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. Министерством не представлены доказательства наличия обстоятельств, препятствующих исполнению решения в установленный судом срок. Кроме того, административный ответчик вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения в порядке ст. 189 КАС РФ.

Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 309 КАС РФ, суд апелляционной инстанции

    ОПРЕДЕЛИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░:

33а-2042/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Ермишинского района Рязанской области
Ответчики
МТ и АД Рязанской области
Другие
ГКУ Дирекция дорог Рязанской области
Суд
Рязанский областной суд
Судья
Логинова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.riz.sudrf.ru
11.07.2022Передача дела судье
10.08.2022Судебное заседание
10.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее