Гр. дело № 2-412/2023
УИД 22RS0061-01-2023-000442-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Целинное 24 октября 2023 года
Целинный районный суд Алтайского края в составе судьи Сидоровой Н.А.
при секретаре Пастуховой М.В.
с участием истца Корецкой Ж.А.
представителя ответчика Горбуновой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Корецкой Ж.А. к Краевому государственному бюджетному общеобразовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Воеводская общеобразовательная школа-интернат» о возложении обязанности по назначению и выплате социальной доплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику, в котором просит возложить на КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа-интернат» назначить и произвести ежемесячные денежные выплаты Корецкой Ж.А., предусмотренные законом Алтайского края от 31.12.2004 № 77-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» за период с <дата> по <дата> (за исключением периода с <дата> по <дата>).
В обоснование заявленных исковых требований Корецкая Ж.А. сослалась на то, что проживает в сельской местности, зарегистрирована по адресу: <адрес> с <дата>.
С <дата> по настоящее время (за исключением периода с <дата> по <дата>) истец работает в качестве медицинской сестры в КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа-интернат».
Обратившись по месту работы с требованием о назначении ежемесячной денежной выплаты, как специалисту, проживающему и работающему в сельской местности, работодатель от возложенной на него обязанности уклонился.
Постановлением АКСНД от 29.12.2004 № 549 принят закон Алтайского края от 31.12.2004 № 77-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», вступивший в силу с 01.01.2005, определяющий меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края. Действие настоящего закона распространяется, в том числе на специалистов образовательных организаций, за исключением педагогических работников (ч. 2 ст. 1).
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона Алтайского края № 77-ЗС, перечень должностей специалистов, работающих в краевых государственных и муниципальных учреждениях (организациях), финансируемых из краевого и местных бюджетов, и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим законом, устанавливается Правительством Алтайского края.
В свою очередь, в пункте 1 Перечня, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 24.03.2005 № 153 «О реализации закона Алтайского края от 31.12.2004 № 77-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» предусмотрены граждане – специалисты образовательных организаций и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающих социальные услуги: врач-специалист, медицинская сестра (включая старшую).
Категориям граждан, указанным в части 1 статьи 2 настоящего закона предоставляется ежемесячная денежная выплата. Размер ежемесячной денежной выплаты устанавливается законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Ежемесячная денежная выплата специалистам, работающим в краевых государственных образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях (организациях) культуры, государственной ветеринарной службы Алтайского края, назначается и выплачивается по месту работы в порядке, устанавливаемом Правительством Алтайского края (ч. 3 ст. 2).
Ежемесячная денежная выплата специалистам муниципальных образовательных организаций, учреждений (организаций) культуры назначается по мету работы, гражданам, вышедшим на пенсию, - уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения (далее - орган социальной защиты населения) в порядке, устанавливаемом Правительством Алтайского края (ч. 4 ст. 2).
Ежемесячная денежная выплата назначается: с месяца поступления на работу в должности, указанной в Перечне должностей специалистов, работающих в краевых государственных и муниципальных учреждениях (организациях), финансируемых из краевого и местных бюджетов, и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим законом, - работающим гражданам, указанным в пунктах 1-5 части 2 статьи 1 настоящего закона; с месяца обращения со всеми необходимыми документами – гражданам, указанным в пунктах 6, 6.1 и 7 части 2 статьи 1 настоящего закона (ч. 5 ст. 2).
Расходы на обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер (ч. 1 ст. 3).
Средства на реализацию настоящего закона предусматриваются в законе Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период (ч. 2 ст. 3).
Финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки специалистам, указанным в пунктах 1, 2, 4, 5 части 2 статьи 1 настоящего закона, работающим в краевых учреждениях, организациях производится через уполномоченные органы исполнительной власти Алтайского края в сфере образования, здравоохранения, культуры, ветеринарии (ч. 3 ст. 3).
Финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения: 1) специалистам, указанным в пунктах 1,2,4 части 1 статьи 1 настоящего закона, работающим в муниципальных учреждениях, организациях (ч. 4 ст. 3).
Согласно п. 21 Порядка предоставления ежемесячной выплаты отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края № 123 от 16.04.2018, ежемесячная денежная выплата, своевременно не полученная сельским специалистом, сельским специалистом предпенсионного возраста, пенсионером по вине органов (организаций), предоставляющих ее, выплачивается за истекший период без ограничения срока.
Как следует из вышеприведенных норм, истец на момент принятия законодательства о предоставлении вышеуказанной ежемесячной денежной доплаты, уже относилась в категории лиц, имеющих на это право, то есть являлась специалистом образовательной организации и работала в качестве медицинской сестры, проживая в сельской местности, всеми необходимыми сведениями работодатель обладал, то есть сведениями о трудоустройстве и месте регистрации. Соответственно, каких-либо препятствий для своевременного решения вопроса о назначении и выплате данной денежной доплаты у ответчика не имелось. В этой связи, не назначение и не выплата ежемесячной денежной доплаты истцу связаны исключительно с неправомерным бездействием работодателя.
Определением Целинного районного суда Алтайского края от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования и науки Алтайского края.
Истец Корецкая Ж.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивает по изложенным в иске основаниям.
Представитель истца Зенкина О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения была надлежащим образом уведомлена, об отложении судебного заседания не просила.
Присутствуя в предыдущих судебных заседаниях, истец Корецкая Ж.А., а также ее представитель Зенкина О.А. поясняли, что с учетом того, что невыплата социальной доплаты имела место по вине работодателя, последний должен провести выплату за весь период ее работы, начиная с <дата> по <дата>. В период своей работы она обращалась к работодателю устно, ей в выплате было также устно отказано, со ссылкой на то, что ее супруг получает льготы как педагогический работник. Письменное заявление работодателем было отобрано лишь <дата>, уже в период судебного разбирательства.
Представитель ответчика – КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа – интернат» Горбунова Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, заявила о пропуске истцом срока исковой давности, сославшись на доводы отзыва на иск, согласно которому исходя из условий абзаца 1 пункта 2 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 16.04.2018 № 123, ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается по месту работы. В соответствии с пунктом 1 части 6 Порядка для назначения ежемесячной денежной выплаты сельские специалисты представляют по месту работы заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты и документ, удостоверяющий личность. Заявление о выплате ежемесячных денежных выплат от истца поступило только 15.09.2023. Закон Алтайского края № 77-ЗС вступил в силу с 01.01.2005 (статья 4), информация о вступлении в силу нормативных правовых актов является общедоступной. В соответствии с ч. 2 ст. 31 закона Алтайского края от 09.11.2006 «О правотворческой деятельности» устав (Основной Закон) Алтайского края, законы Алтайского края, подписанные Губернатором Алтайского края, подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней со дня поступления их Губернатору Алтайского края для обнародования, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации. Закон № 77-ЗС являлся общедоступным, следовательно, позволял истцу узнать о нарушении права, имевшем место, по его мнению, с начала вступления его в законную силу. В связи с чем, к требованиям по назначению и выплате истцу ежемесячных денежных выплат, предусмотренных Законом № 77-ЗС, за период с 01.01.2005 по 31.12.2022 (за исключением периода с 01.02.2012 по 23.07.2012) необходимо применить последствия пропуска срока исковой давности. Также Горбунова Т.В. подтвердила, что журнал учета входящей корреспонденции в учреждении фактически не ведется, имеется журнал регистрации исходящих документов. Пояснила, что выплату указанной социальной доплаты истцу возможно произвести не более, чем за три года до обращения в суд.
Представитель третьего лица – Министерства образования и науки Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был надлежащим образом уведомлен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на иск, в котором указал следующее. В соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 1 Закона № 77-ЗС действие закона распространяется на специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающих социальные услуги, за исключением педагогических работников. Пунктом 1 Перечня должностей специалистов, работающих в краевых государственных и муниципальных учреждениях (организациях), финансируемых из краевого и местных бюджетов и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеющих право на получение мер социальной поддержки, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 24.03.2005 № 153, предусмотрено, что к специалистам образовательных организаций и организаций для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающих социальные услуги, относятся библиотекарь, заведующий библиотекой, врач-специалист, медицинская сестра (включая старшую).
Согласно пункту 27 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, утвержденного постановлением № 123 Правительства Алтайского края от 16.04.2018 (далее - Порядок) финансирование расходов на предоставление ежемесячной денежной выплаты сельским специалистам, работающим в краевых государственных образовательных организациях (за исключением педагогических работников), краевых государственных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающих социальные услуги (за исключением педагогических работников), краевых государственных медицинских организациях, краевых государственных учреждениях (организациях) культуры и государственной ветеринарной службы Алтайского края, производится через Министерство здравоохранения Алтайского края (Минздрав Алтайского края), Министерство образования и науки Алтайского края (Минобрнауки Алтайского края), Министерство культуры Алтайского края (Минкультуры Алтайского края), управление ветеринарии Алтайского края.
Финансовое обеспечение ежемесячной денежной выплаты осуществляется за счет средств краевого бюджета.
В краевых подведомственных Министерству учреждениях мера социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, предусмотрена в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Согласно пункту 9 Положения об условиях, порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении государственных учреждений Алтайского края, утвержденного постановлением № 246 Администрации Алтайского края от 05.05.2011 (далее – Положение) финансовое обеспечение выполнения государственного задания краевыми бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии из краевого бюджета.
Предоставление краевому бюджетному или автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого учреждением и органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя краевого бюджетного или автономного учреждения (пункт 16 Положения).
В соответствии с Порядком составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности краевых государственных бюджетных (автономных) учреждений, в отношении которых Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя, утвержденным приказом Министерства от 27.04.2020 № 19-П, план финансово-хозяйственной деятельности составляется учреждением и утверждается руководителем краевого государственного бюджетного учреждения. Плановые показатели по поступлениям и выплатам формируются учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в разрезе соответствующих показателей, содержащихся в разделе I «Поступления и выплаты».
Плановые показатели по поступлениям и выплатам, осуществляемым за счет субсидий из краевого бюджета, формируются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Учитывая изложенное, при составлении и ведении плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетное учреждение имеет право самостоятельно перераспределять средства субсидии на выполнение государственного задания по видам расходов в зависимости от потребности бюджетного учреждения.
Согласно пункту 31 Порядка Министерство ежеквартально представляет в Министерство финансов Алтайского края отчет о расходах на выплату ежемесячной денежной выплаты до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Для предоставления данного отчета Министерство ежеквартально собирает с подведомственных учреждений информацию о количестве работающих граждан, относящихся к категории, предусмотренной законом № 77-ЗС, а также о расходах на выплату ежемесячной денежной выплаты.
Согласно отчетам, предоставленным ответчиком Министерству, о расходах на выплату ежемесячной денежной выплаты, связанной с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности за 2021 и 2022 годы, граждане, имеющие право на социальную поддержку, в учреждении отсутствуют.
Порядок не предусматривает каких-либо контрольных функций со стороны Министерства по отношению к подведомственным организациям по соблюдению ими положений Закона № 77-ЗС.
Представитель третьего лица - КГКУ «Управление социальной защиты населения по Целинному и Ельцовскому районам» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был надлежаще и своевременно уведомлен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что с исковыми требованиями согласен.
Изучив материалы дела, выслушав истца Корецкую Ж.А., представителя ответчика Горбунову Т.В., проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, определенных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно подпункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Закон Алтайского края № 77-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» от 31.12.2004, вступивший в силу с 01.01.2005, определяет меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в краевых государственных и муниципальных учреждениях (организациях), финансируемых из краевого и местного бюджетов, и проживающих по месту жительства или по месту пребывания (за исключением имеющих документально подтвержденное место жительства в других субъектах Российской Федерации) в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
В соответствии с пунктами 1, 1.1 части 2 статьи 1 Закона № 77-ЗС действие закона распространяется на специалистов образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающих социальные услуги, за исключением педагогических работников.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона № 77-ЗС перечень должностей специалистов, работающих в краевых государственных и муниципальных учреждениях (организациях), финансируемых из краевого и местного бюджетов, и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим законом, устанавливается Правительством Алтайского края.
Пунктом 1 Перечня должностей специалистов, работающих в краевых государственных и муниципальных учреждениях (организациях), финансируемых из краевого и местных бюджетов и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеющих право на получение мер социальной поддержки, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 24.03.2005 № 153, предусмотрено, что к специалистам образовательных организаций и организаций для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающих социальные услуги, относятся библиотекарь, заведующий библиотекой, врач-специалист, медицинская сестра (включая старшую). Исходя из содержания ч.ч. 3, 5 ст. 2 названного закона ежемесячная денежная выплата специалистам, работающим в краевых государственных образовательных организациях, организациях для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающих социальные услуги, за исключением педагогических работников, медицинских организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях (организациях) культуры, государственной ветеринарной службы Алтайского края, назначается и выплачивается по месту работы в порядке – устанавливаемом Правительством Алтайского края. Ежемесячная денежная выплата назначается: с месяца поступления на работу в должности, указанной в Перечне должностей специалистов, работающих в краевых государственных и муниципальных учреждениях (организациях), финансируемых из краевого и местных бюджетов, и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим законом, - работающим гражданам, указанным в пунктах 1-5 части 2 статьи 1 настоящего закона; с месяца обращения со всеми необходимыми документами – гражданам, указанным в пунктах 6, 6.1 и 7 части 2 статьи 1 настоящего закона.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 3 Закона Алтайского края № 77-ЗС расходы по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер.
Средства на реализацию Закона № 77-ЗС предусматриваются в законе Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки специалистам, указанных в пунктах 1, 1.1, 2, 4, 5 части 2 статьи 1 Закона № 77-ЗС, работающим в краевых учреждениях, организациях производится через уполномоченные органы исполнительной власти Алтайского края в сфере образования, здравоохранения, культуры, ветеринарии.
Согласно пункту 27 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, утвержденного постановлением № 123 Правительства Алтайского края от 16.04.2018 (далее - Порядок) финансирование расходов на предоставление ежемесячной денежной выплаты сельским специалистам, работающим в краевых государственных образовательных организациях (за исключением педагогических работников), краевых государственных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающих социальные услуги (за исключением педагогических работников), краевых государственных медицинских организациях, краевых государственных учреждениях (организациях) культуры и государственной ветеринарной службы Алтайского края, производится через Министерство здравоохранения Алтайского края (Минздрав Алтайского края), Министерство образования и науки Алтайского края (Минобрнауки Алтайского края), Министерство культуры Алтайского края (Минкультуры Алтайского края), управление ветеринарии Алтайского края.
Финансовое обеспечение ежемесячной денежной выплаты осуществляется за счет средств краевого бюджета.
В краевых подведомственных Министерству учреждениях мера социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, предусмотрена в субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Согласно пункту 9 Положения об условиях, порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении государственных учреждений Алтайского края, утвержденного постановлением № 246 Администрации Алтайского края от 05.05.2011 (далее – Положение) финансовое обеспечение выполнения государственного задания краевыми бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии из краевого бюджета.
Предоставление краевому бюджетному или автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого учреждением и органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя краевого бюджетного или автономного учреждения (пункт 16 Положения).
В соответствии с Порядком составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности краевых государственных бюджетных (автономных) учреждений, в отношении которых Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя, утвержденном приказом Министерства от 27.04.2020 № 19-П, план финансово-хозяйственной деятельности составляется учреждением и утверждается руководителем краевого государственного бюджетного учреждения. Плановые показатели по поступлениям и выплатам формируются учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в разрезе соответствующих показателей, содержащихся в разделе I «Поступления и выплаты».
Плановые показатели по поступлениям и выплатам, осуществляемым за счет субсидий из краевого бюджета, формируются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
При составлении и ведении плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетное учреждение имеет право самостоятельно перераспределять средства субсидии на выполнение государственного задания по видам расходов в зависимости от потребности бюджетного учреждения.
Согласно пункту 31 Порядка Министерство ежеквартально представляет в Министерство финансов Алтайского края отчет о расходах на выплату ежемесячной денежной выплаты до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Для предоставления данного отчета Министерство ежеквартально собирает с подведомственных учреждений информацию о количестве работающих граждан, относящихся к категории, предусмотренной законом № 77-ЗС, а также о расходах на выплату ежемесячной денежной выплаты.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Корецкая Ж.А. была принята на работу в качестве медицинской сестры в КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа - интернат» с <дата>, что подтверждается приказом директора школы <номер> от <дата>. <дата> она была уволена по ст. 80 ТК РФ по собственному желанию с <дата> (приказ директора школы <номер> от <дата>). <дата> на основании приказа директора школа <номер> истец с <дата> была вновь принята в указанное образовательное учреждение медицинской сестрой. Аналогичные сведения содержатся в трудовой книжке Корецкой Ж.А. Также в ходе судебного разбирательства было установлено, что в период работы в КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа – интернат» истец проживала и проживает в сельской местности и с <дата> зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Из показаний свидетеля ФИО5 – главного бухгалтера школы –интернат, допрошенной в ходе судебного заседания <дата>, усматривается, что книга входящей корреспонденции в учреждении велась эпизодически. Заявлений о назначении ежемесячной денежной выплаты по закону Алтайского края № 77-ЗС Корецкой Ж.А. не подавалось. В устной форме она интересовалась пособиями по линии социальной защиты. Однако, в соцзащите им пояснили, что соответствующим правом на получение пособия может пользоваться только один из супругов. Муж Корецкой Ж.А. работает в школе-интернат педагогом, и поскольку у педагога пособие больше, пособие оставили ему. В апреле 2023 года Корецкая Ж.А. сообщила, что имеет право на выплату как медик. Они стали этот вопрос выяснять и установили, что у нее, действительно, это право имеется. В апреле ей выплатили пособие, начиная с января 2023 года, и в последующем оплата производится ежемесячно.
Суду представлено заявление Корецкой Ж.А., датированное <дата>, о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты, связанной с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, которое было адресовано директору КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа-интернат».
Приказом <номер> директора КГБОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Воеводская общеобразовательная школа-интернат» от <дата> Корецкой Ж.А. с <дата> назначена ежемесячная денежная выплата в размере <данные изъяты> рублей. С <дата> по настоящее время выплата истцу названных средств произведена в полном объеме.
В то же время, суд приходит к выводу, что на дату вступления в силу закона Алтайского края № 77-ЗС истец уже состояла в должности медицинской сестры в образовательной организации, и, проживая в сельской местности, имела право на получение соответствующих ежемесячных выплат, предусмотренных указанным законом. Анализируя нормы приведенного закона, в том числе, положения ч. 5 ст. 2 закона, суд, вопреки доводам стороны ответчика, приходит к выводу, что для назначения соответствующих выплат, у образовательной организации имелись все необходимые сведения, следовательно, назначение указанных выплат не ставится в зависимость от обращения Корецкой Ж.А. с соответствующим заявлением.
Вместе с тем, исходя из данных представленных Министерством образования и науки Алтайского края, согласно отчетам, предоставленным ответчиком Министерству о расходах на выплату ежемесячной денежной выплаты, связанной с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности за 2021 и 2022 годы, граждане, имеющие право на социальную поддержку, в учреждении отсутствовали.
Согласно п.п. 20-21 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, утвержденного постановлением № 123 Правительства Алтайского края от 16.04.2018, назначенные суммы ежемесячной денежной выплаты, не востребованные своевременно, выплачиваются за истекшее время, но не более чем за 3 года, предшествующие обращению за ее получением. Ежемесячная денежная выплата, своевременно не полученная сельским специалистом, сельским специалистом предпенсионного возраста, пенсионером по вине органов (организаций), предоставляющих ее, выплачивается за истекший период без ограничения срока.
В то же время, суд приходит к выводу, что доводы стороны ответчика о пропуске истцом срока исковой давности заслуживают внимания.
В силу ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (ч.ч. 1,2 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу (п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43).
Пунктом 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Исходя из содержания ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Из положений п. 15 Постановления № 43 Пленума Верховного суда РФ от 29.09.2015 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Учитывая вышеизложенное, поскольку Закон № 77-ЗС являлся общедоступным, следовательно, позволял истцу узнать о нарушении права с начала вступления его в законную силу, в связи с чем, о невыплате соответствующих сумм, причитающихся Корецкой Ж.А., она узнала либо должна была узнать после невыплаты ей каждой ежемесячной суммы. Соответственно, принимая во внимание, что ходатайства о восстановлении пропущенного срока исковой давности, а также доказательств уважительности причин пропуска этого срока, стороной истца не заявлено, к требованиям по назначению и выплате ежемесячных денежных выплат, предусмотренных Законом № 77-ЗС, за период с 01.01.2005 по 07.08.2020 необходимо применить последствия пропуска срока исковой давности, отказав в удовлетворении иска в указанной части.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права срок исковой давности не течет на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита (пункт 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе в случаях, когда суд счел подлежащими применению при разрешении спора иные нормы права, чем те, на которые ссылался истец в исковом заявлении, а также при изменении истцом избранного им способа защиты права или обстоятельств, на которых он основывает свои требования (часть 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В силу пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что в случае замены ненадлежащего ответчика надлежащим исковая давность по требованию к надлежащему ответчику не течет с момента заявления ходатайства истцом или выражения им согласия на такую замену (статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных выше норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению выбор ответчика является действием стороны, порождающей для нее правовые последствия для исчисления исковой давности, до предъявления иска к надлежащему ответчику исковая давность продолжает течь. Требования к каждому из ответчиков являются самостоятельными, что предполагает применение норм об исковой давности к каждому из них. Таким образом, в случае замены ненадлежащего ответчика надлежащим исковая давность по требованию к надлежащему ответчику не течет с момента заявления ходатайства истцом или выражения им согласия на такую замену.
Учитывая вышеизложенное, и принимая во внимание, что изначально Корецкой Ж.А., путем направления соответствующего искового заявления почтовой связью <дата>, ею было предъявлено исковое заявление к КГКУ «Управление социальной защиты населения по Целинному и Ельцовскому районам», то есть к ненадлежащему ответчику, и <дата> в ходе собеседования по делу, путем предъявления уточненного искового заявления, произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа-интернат», суд удовлетворяет исковые требования о понуждении ответчика назначить и произвести Корецкой Ж.А. ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные законом Алтайского края № 77-ЗС от 31.12.2004 «О мерах социальной поддержи отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» за 3 предшествующих года, то есть по выплатам, срок давности по которым не пропущен, а именно за период с <дата> по <дата>, учитывая, что выплаты за период с <дата> по настоящее время производятся в установленном законом № 77-ЗС порядке. Применяя к установленным судом правоотношениям общий срок исковой давности, составляющий 3 года, суд учитывает, что соответствующие выплаты носят целевой социальный характер, предусмотрены законом Алтайского края № 77-ЗС и направлены на социальную поддержку отдельных категорий граждан, работающих в краевых и муниципальных учреждениях и проживающих в сельской местности, и не относятся к заработной плате.
Истцом понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, что подтверждается соответствующим чеком-ордером от <дата>. Исходя из положений ст. 98 ГПК РФ, учитывая, что требования истца частично удовлетворены, данные расходы признаются подлежащими взысканию с ответчика в пользу Корецкой Ж.А. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Корецкой Ж.А. к Краевому государственному бюджетному общеобразовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Воеводская общеобразовательная школа-интернат» удовлетворить частично.
Обязать Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Воеводская общеобразовательная школа-интернат» (ОГРН 1022202915305, ИНН 2287002762) назначить и произвести Корецкой Жанне Александровне (<данные изъяты>) ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные законом Алтайского края № 77-ЗС от 31.12.2004 «О мерах социальной поддержи отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» за период с <дата> по <дата>.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований Корецкой Жанне Александровне отказать.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Воеводская общеобразовательная школа-интернат» (ОГРН 1022202915305, ИНН 2287002762) в пользу Корецкой Жанны Александровны (<данные изъяты>) понесенные судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Целинный районный суд Алтайского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 31.10.2023 года.
Судья подпись