Решение по делу № 33-13386/2023 от 21.07.2023

УИД: 66RS0014-01-2023-000098-47

№ 2-280/2023 (№ 33-13386/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17.08.2023

г. Екатеринбург

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда
в составе председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Ершовой Т.Е., Сорокиной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковым К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончаровой Натальи Федоровны к Администрации МО Алапаевское о признании права на предоставление субсидии, признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, обязании предоставить субсидию,

по апелляционной жалобе истца

на решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 01.06.2023.

Заслушав доклад судьи Ершовой Т.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

26.01.2023 Гончарова Н.Ф., обратилась с иском к Администрации МО Алапаевское, в котором с учетом уточнения исковых требований просила признать за ней право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес> признании незаконным отказа Администрации МО Алапаевское от 13.12.2022 в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>9, обязании Администрации МО Алапаевское предоставить ей субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>9 с момента подачи искового заявления – с 26.01.2023.

В обоснование заявленных требований истец указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии № 07 от 06.05.2020 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу

В связи со сложившимися обстоятельствами истец была вынуждена заключить договор найма жилого помещения от 30.08.2022. Согласно заключенному договору истцу во временное владение и пользование за плату передана квартира, расположенная по адресу: по адресу: <адрес>. В силу п. 4.1, 4.2 договора найма на нанимателя возлагается обязанность оплачивать коммунальные услуги, капитальный ремонт, содержание жилья и другие услуги. Истом указанные услуги оплачиваются в полном объеме, что подтверждается представленными кассовыми чеками.

08.12.2022 истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>

По результатам рассмотрения заявления, ответчик принято решение об отказе в предоставлении субсидии по причине отсутствия у заявителя права на получение субсидии.

По мнению истца, отказ является незаконным, поскольку она оплачивает коммунальные услуги, тем самым несет расходы по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по договору найма жилого помещения.

Решением Алапаевского городского суда Свердловской области от 01.06.2023 исковые требования оставлены без удовлетворения.

С решением суда не согласилась истец, принесла на него апелляционную жалобу, в которой указала, что не согласна с решением суда, в связи с неправильным определением обстоятельств по делу и нарушением норм процессуального права.

В апелляционной жалобе истец указывает, что суд при вынесении решения не дал оценку вынужденному характеру проживания истца по договору найма, поскольку принадлежащее ей жилое помещение признано непригодным для проживания. Судом первой инстанции не принято во внимание, что согласно условиям заключенного договора найма на истце как нанимателе жилого помещения лежит обязанность оплачивать коммунальные услуги, капитальный ремонт и содержание жилья, которые она регулярно оплачивает. В связи с чем полагает, что имеет право на предоставление субсидии. То обстоятельство, что истец является получателем субсидии по адресу регистрации: <адрес>, не может являться основанием к предоставлению субсидии за жилое помещение предоставленное истцу по договору найма, поскольку субсидия по адресу регистрации предоставляется ей не в полном объеме, а только за услуги по электроэнергии, содержания жилья. Полагает, что действиями ответчика по отказу в предоставлении субсидии нарушены ее права.

В заседание суда апелляционной инстанции истец стороны не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. От истца поступила телефонограмма, в которой она просит рассмотреть дело по существу.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что 08.12.2022 Гончарова Н.Ф. обратилась в Администрацию МО Алапаевское с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» по адресу: <адрес> (л.д. 56-57, 118-119).

На основании договора найма жилого помещения от 30.08.2022, заключенного с Фокиной Е.В., жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предоставлено Гончаровой Н.Ф. в краткосрочный найм сроком на 9 месяцев (л.д. 17-18).

На основании <адрес>, предоставлено Гончаровой Н.Ф. в краткосрочный найм сроком на 7 месяцев (л.д. 158-159).

Из акта о проживании физического лица в жилом помещении от 15.12.2022 следует, что Гончарова Н.Ф. с 30.08.2022 проживает по адресу: <адрес>, по договору найма жилого помещения. Акт составлен со слов соседей (л.д.29).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости – квартиру по адресу: <адрес>2, Гончарова Н.Ф. является собственником данного жилого помещения (л.д. 25).

Из копии паспорта Гончаровой Н.Ф. следует, что она зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>, с 26.06.2015 (л.д. 24).

Как следует из справки Кировской сельской администрации № 773 от 28.12.2022, Гончарова Н.Ф., 03.08.1965 г. рождения, зарегистрирована с 26.06.2015 по адресу: <адрес>, состав семьи 1 человек, зарегистрирована одна (л.д. 26).

Как следует из заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 07 от 06.05.2020, жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, согласно постановлению Правительства РФ от 28 января 2006 № 47 «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.16).

Согласно Постановлению Администрации МО Алапаевское №393 от 19.05.2020 года «О признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу», многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 27-28).

Решением ответчика от 13.12.2022, Гончаровой Н.Ф. отказано в предоставлении государственной услуги по причине отсутствия у заявителя права на получение субсидии согласно п. 2.15.1 Административного регламента, утвержденного Постановлением Администрации МО Алапаевское от 28.09.2022 № 1350 «Предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (л.д. 6, 41).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции руководствовался ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", установив, что Гончарова Н.Ф. при обращении с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>, не приложила к нему документы, подтверждающие факт ее регистрации по вышеуказанному адресу, при этом имела регистрацию по месту постоянного жительства по адресу: <адрес> не нашел правовых оснований для предоставления истцу данного вида субсидии для оплаты жилищно-коммунальных услуг в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Кроме того, суд первой инстанции указал, что истцу решением от 21.10.2022 № 792 уже предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 01.10.2022 по 31.03.2023 за жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 160), от которой истец до настоящего времени не отказалась.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, об отсутствии оснований для признания незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из следующего.

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. ст. 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Согласно ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В п. 8 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" указан перечень документов, прилагаемый заявителем к заявлению на получение субсидии.

Подпунктом "а" пункта 8 вышеуказанных Правил прямо установлено, что в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, то для получения субсидии необходимо представление в уполномоченный орган заявления о предоставлении субсидии с приложением копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.

В соответствии с п. 24 Методических рекомендаций субсидия предоставляется по месту жительства заявителя с учетом особенностей, установленных подпунктом "а" пункта 8 Правил для заявителя, проходящего военную службу по контракту. Подтверждением места жительства заявителя является его регистрация по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713

Согласно 25 Методических рекомендаций, рекомендуется учитывать, что гражданин, пользующийся несколькими жилыми помещениями по основаниям, указанным в пунктах 3 и 5 Правил, может претендовать на субсидию для оплаты жилого помещения, в котором он зарегистрирован по месту жительства.

В силу п. 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, право на субсидии имеют, в том числе собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Субсидии предоставляются гражданам, указанным в п.3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей (п.4).

Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил, в том числе, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных п.48 настоящих Правил.

Согласно Правилам предоставление субсидии носит заявительный характер и возможно после представления в Центр государственных услуг "Мои документы" любого адрес заявления о предоставлении субсидии с приложением документов, подлежащих обязательному представлению для оформления субсидии.

В то же время Гончарова Н.Ф. представила в уполномоченный орган заключенный ею договор найма, подтверждающий основания пользования ею жилым помещением, в котором она в установленном порядке не зарегистрирована не по месту постоянного жительства, не по месту пребывания.

В силу положений ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания; регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

В подтверждение регистрации по адресу: <адрес> истцом представлен акт о проживании от 15.12.2022, подписанный соседями, который в силу вышеприведенных положений действующего законодательства не является доказательством, подтверждающим регистрацию истца по месту постоянного жительства.

При таких обстоятельствах уполномоченный орган правомерно отказал в удовлетворении заявления.

Судебная коллегия отмечает, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Однако в данном случае Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные законодателем полномочия по определению перечня необходимых документов, установило необходимость предоставления документов, подтверждающих основания пользования жилым помещением, в котором заявитель зарегистрирован по месту постоянного жительства. Указанный пункт Правил в установленном законом порядке недействительным признан не был; оценка его законности не относится к полномочиям районного суда.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что истцу по месту ее регистрации по адресу: <адрес> уже предоставлена субсидия для оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на период с 01.10.2022 по 31.03.2023, а действующее законодательство не предусматривает право гражданина, пользующегося несколькими жилыми помещениями на предоставление субсидии в отношении нескольких жилых помещений.

Судебная коллегия отмечает, что истец не лишена права на обращение с заявлением о предоставлении субсидии после 01.04.2023.

Отклоняя довод апелляционной жалобы истца о том, что достаточным основанием для предоставление субсидии является заключенный ей договор найма и доказательства несения расходов по оплате коммунальных услуг и содержания жилья, судебная коллегия отмечает, что на истца законом возложена обязанность предоставления документов, подтверждающих основания пользования жилым помещением, в котором заявитель зарегистрирован по месту постоянного жительства, поскольку указанная обязанность истцом не исполнена, доказательств регистрации по адресу: <адрес> не представлено, правовых оснований для предоставления субсидии, несмотря на подтверждение истцом несения расходов по оплате, не имелось.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба истца не содержит; другими лицами, участвующими в деле, решение суда не обжалуется.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции стороны истца изложенной в исковом заявлении и в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и правильно признаны ошибочными по мотивам, подробно изложенным в решении суда, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 01.06.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий: О.Г. Колесникова

Судьи Т.Е. Ершова

С.В. Сорокина

УИД: 66RS0014-01-2023-000098-47

№ 2-280/2023 (№ 33-13386/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17.08.2023

г. Екатеринбург

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда
в составе председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Ершовой Т.Е., Сорокиной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковым К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончаровой Натальи Федоровны к Администрации МО Алапаевское о признании права на предоставление субсидии, признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, обязании предоставить субсидию,

по апелляционной жалобе истца

на решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 01.06.2023.

Заслушав доклад судьи Ершовой Т.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

26.01.2023 Гончарова Н.Ф., обратилась с иском к Администрации МО Алапаевское, в котором с учетом уточнения исковых требований просила признать за ней право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес> признании незаконным отказа Администрации МО Алапаевское от 13.12.2022 в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>9, обязании Администрации МО Алапаевское предоставить ей субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>9 с момента подачи искового заявления – с 26.01.2023.

В обоснование заявленных требований истец указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии № 07 от 06.05.2020 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу

В связи со сложившимися обстоятельствами истец была вынуждена заключить договор найма жилого помещения от 30.08.2022. Согласно заключенному договору истцу во временное владение и пользование за плату передана квартира, расположенная по адресу: по адресу: <адрес>. В силу п. 4.1, 4.2 договора найма на нанимателя возлагается обязанность оплачивать коммунальные услуги, капитальный ремонт, содержание жилья и другие услуги. Истом указанные услуги оплачиваются в полном объеме, что подтверждается представленными кассовыми чеками.

08.12.2022 истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>

По результатам рассмотрения заявления, ответчик принято решение об отказе в предоставлении субсидии по причине отсутствия у заявителя права на получение субсидии.

По мнению истца, отказ является незаконным, поскольку она оплачивает коммунальные услуги, тем самым несет расходы по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по договору найма жилого помещения.

Решением Алапаевского городского суда Свердловской области от 01.06.2023 исковые требования оставлены без удовлетворения.

С решением суда не согласилась истец, принесла на него апелляционную жалобу, в которой указала, что не согласна с решением суда, в связи с неправильным определением обстоятельств по делу и нарушением норм процессуального права.

В апелляционной жалобе истец указывает, что суд при вынесении решения не дал оценку вынужденному характеру проживания истца по договору найма, поскольку принадлежащее ей жилое помещение признано непригодным для проживания. Судом первой инстанции не принято во внимание, что согласно условиям заключенного договора найма на истце как нанимателе жилого помещения лежит обязанность оплачивать коммунальные услуги, капитальный ремонт и содержание жилья, которые она регулярно оплачивает. В связи с чем полагает, что имеет право на предоставление субсидии. То обстоятельство, что истец является получателем субсидии по адресу регистрации: <адрес>, не может являться основанием к предоставлению субсидии за жилое помещение предоставленное истцу по договору найма, поскольку субсидия по адресу регистрации предоставляется ей не в полном объеме, а только за услуги по электроэнергии, содержания жилья. Полагает, что действиями ответчика по отказу в предоставлении субсидии нарушены ее права.

В заседание суда апелляционной инстанции истец стороны не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. От истца поступила телефонограмма, в которой она просит рассмотреть дело по существу.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что 08.12.2022 Гончарова Н.Ф. обратилась в Администрацию МО Алапаевское с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» по адресу: <адрес> (л.д. 56-57, 118-119).

На основании договора найма жилого помещения от 30.08.2022, заключенного с Фокиной Е.В., жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предоставлено Гончаровой Н.Ф. в краткосрочный найм сроком на 9 месяцев (л.д. 17-18).

На основании <адрес>, предоставлено Гончаровой Н.Ф. в краткосрочный найм сроком на 7 месяцев (л.д. 158-159).

Из акта о проживании физического лица в жилом помещении от 15.12.2022 следует, что Гончарова Н.Ф. с 30.08.2022 проживает по адресу: <адрес>, по договору найма жилого помещения. Акт составлен со слов соседей (л.д.29).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости – квартиру по адресу: <адрес>2, Гончарова Н.Ф. является собственником данного жилого помещения (л.д. 25).

Из копии паспорта Гончаровой Н.Ф. следует, что она зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>, с 26.06.2015 (л.д. 24).

Как следует из справки Кировской сельской администрации № 773 от 28.12.2022, Гончарова Н.Ф., 03.08.1965 г. рождения, зарегистрирована с 26.06.2015 по адресу: <адрес>, состав семьи 1 человек, зарегистрирована одна (л.д. 26).

Как следует из заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 07 от 06.05.2020, жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, согласно постановлению Правительства РФ от 28 января 2006 № 47 «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.16).

Согласно Постановлению Администрации МО Алапаевское №393 от 19.05.2020 года «О признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу», многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 27-28).

Решением ответчика от 13.12.2022, Гончаровой Н.Ф. отказано в предоставлении государственной услуги по причине отсутствия у заявителя права на получение субсидии согласно п. 2.15.1 Административного регламента, утвержденного Постановлением Администрации МО Алапаевское от 28.09.2022 № 1350 «Предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (л.д. 6, 41).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции руководствовался ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", установив, что Гончарова Н.Ф. при обращении с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>, не приложила к нему документы, подтверждающие факт ее регистрации по вышеуказанному адресу, при этом имела регистрацию по месту постоянного жительства по адресу: <адрес> не нашел правовых оснований для предоставления истцу данного вида субсидии для оплаты жилищно-коммунальных услуг в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Кроме того, суд первой инстанции указал, что истцу решением от 21.10.2022 № 792 уже предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 01.10.2022 по 31.03.2023 за жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 160), от которой истец до настоящего времени не отказалась.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, об отсутствии оснований для признания незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из следующего.

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. ст. 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Согласно ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В п. 8 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" указан перечень документов, прилагаемый заявителем к заявлению на получение субсидии.

Подпунктом "а" пункта 8 вышеуказанных Правил прямо установлено, что в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, то для получения субсидии необходимо представление в уполномоченный орган заявления о предоставлении субсидии с приложением копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.

В соответствии с п. 24 Методических рекомендаций субсидия предоставляется по месту жительства заявителя с учетом особенностей, установленных подпунктом "а" пункта 8 Правил для заявителя, проходящего военную службу по контракту. Подтверждением места жительства заявителя является его регистрация по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713

Согласно 25 Методических рекомендаций, рекомендуется учитывать, что гражданин, пользующийся несколькими жилыми помещениями по основаниям, указанным в пунктах 3 и 5 Правил, может претендовать на субсидию для оплаты жилого помещения, в котором он зарегистрирован по месту жительства.

В силу п. 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, право на субсидии имеют, в том числе собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Субсидии предоставляются гражданам, указанным в п.3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей (п.4).

Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил, в том числе, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных п.48 настоящих Правил.

Согласно Правилам предоставление субсидии носит заявительный характер и возможно после представления в Центр государственных услуг "Мои документы" любого адрес заявления о предоставлении субсидии с приложением документов, подлежащих обязательному представлению для оформления субсидии.

В то же время Гончарова Н.Ф. представила в уполномоченный орган заключенный ею договор найма, подтверждающий основания пользования ею жилым помещением, в котором она в установленном порядке не зарегистрирована не по месту постоянного жительства, не по месту пребывания.

В силу положений ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания; регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

В подтверждение регистрации по адресу: <адрес> истцом представлен акт о проживании от 15.12.2022, подписанный соседями, который в силу вышеприведенных положений действующего законодательства не является доказательством, подтверждающим регистрацию истца по месту постоянного жительства.

При таких обстоятельствах уполномоченный орган правомерно отказал в удовлетворении заявления.

Судебная коллегия отмечает, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Однако в данном случае Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные законодателем полномочия по определению перечня необходимых документов, установило необходимость предоставления документов, подтверждающих основания пользования жилым помещением, в котором заявитель зарегистрирован по месту постоянного жительства. Указанный пункт Правил в установленном законом порядке недействительным признан не был; оценка его законности не относится к полномочиям районного суда.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что истцу по месту ее регистрации по адресу: <адрес> уже предоставлена субсидия для оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на период с 01.10.2022 по 31.03.2023, а действующее законодательство не предусматривает право гражданина, пользующегося несколькими жилыми помещениями на предоставление субсидии в отношении нескольких жилых помещений.

Судебная коллегия отмечает, что истец не лишена права на обращение с заявлением о предоставлении субсидии после 01.04.2023.

Отклоняя довод апелляционной жалобы истца о том, что достаточным основанием для предоставление субсидии является заключенный ей договор найма и доказательства несения расходов по оплате коммунальных услуг и содержания жилья, судебная коллегия отмечает, что на истца законом возложена обязанность предоставления документов, подтверждающих основания пользования жилым помещением, в котором заявитель зарегистрирован по месту постоянного жительства, поскольку указанная обязанность истцом не исполнена, доказательств регистрации по адресу: <адрес> не представлено, правовых оснований для предоставления субсидии, несмотря на подтверждение истцом несения расходов по оплате, не имелось.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба истца не содержит; другими лицами, участвующими в деле, решение суда не обжалуется.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции стороны истца изложенной в исковом заявлении и в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и правильно признаны ошибочными по мотивам, подробно изложенным в решении суда, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 01.06.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий: О.Г. Колесникова

Судьи Т.Е. Ершова

С.В. Сорокина

33-13386/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Гончарова Наталья Федоровна
Ответчики
администрация МО Алапаевское
Другие
Фокина Екатерина Валерьевна
МКУ Расчетный центр МО Алапаевское
Суд
Свердловский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
25.07.2023Передача дела судье
17.08.2023Судебное заседание
22.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2023Передано в экспедицию
17.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее