Решение по делу № 2-1250/2024 (2-13069/2023;) от 07.11.2023

Дело № 2-1250/2024 (2-13069/2023)

УИД 03RS0003-01-2023-012144-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2023 года г. Уфа

Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи ФИО8,

при ведении протокола помощником судьи ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО6 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

ФИО6 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки.

В обоснование исковых требований истец указала, что истец и ФИО7 состояли в зарегистрированном браке, который ДД.ММ.ГГГГ расторгнут. От указанного брака имеется двое детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Также у истца имеется двое детей от второго брака: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 29 августа 2023 года удовлетворены исковые требования заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах Российской Федерации, к ФИО7, ФИО6, о взыскании средств материнского (семейного) капитала, солидарно взысканы израсходованные средства материнского (семейного) капитала в размере 343000 рублей. Денежные средства, взысканные решением суда, перечислены (возвращены) в полном объеме в Пенсионный фонд.

Согласно выписки из ЕГРН, 30 сентября 2022 года Управлением Росреестра по Республике Башкортостан зарегистрировано право собственности ФИО6 на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, <адрес>, <адрес>. Данная квартира была приобретена с использованием кредитных средств ПАО Сбербанк.

Истец указывает, что в настоящее время она находится в затруднительном материальном положении, в декретном отпуске и не имеет доходов, что сказывается на финансовом положении семьи, создает трудности для оплаты кредитов, в связи с чем, ею принято решение использовать возвращенный материнский капитал для погашения ипотеки.

15 июля 2023 года истцом было подано обращение в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о зачислении возвращенных средств материнского капитала на лицевой счет.

25 августа 2023 года на обращение истца ответчик указал, что правовые основания для возврата денежных средств отсутствуют, для того, чтобы перечисленные средства были учтены на лицевом счете владельца государственного сертификата, требуется решение суда.

На основании изложенного, истец просит суд восстановить право ФИО6 на дополнительные меры государственной поддержки в виде распоряжения средствами материнского (семейного) капитала; обязать ответчика восстановить в финансовой части индивидуального лицевого счета ФИО6 средства материнского (семейного) капитала в размере 343000 рублей, возвращенные 08 сентября 2023 года и 05 октября 2023 года с правом распоряжения.

Истец ФИО6 в судебное заседание не явилась, судом извещена надлежащим образом, направила суду письменное ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, судом извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица Администрация городского округа г. Салават Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, судом извещены надлежащим образом.

Третьи лица ФИО7, ФИО1 в судебное заседание не явились, судом извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон.

Изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 1 статьи 39). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ, установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей, право на получение которых согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 3 указанного Закона возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе и у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года, независимо от места их жительства.

Согласно статье 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, являются меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Материнским (семейным) капиталом признаются средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 7 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 7 указанного Федерального закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов; получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 1).

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий (пункт 1 части 3).

В случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок после перечисления им в полном объеме средств материнского (семейного) капитала уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки (часть 7).

В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае: прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка); несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона; наличия информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (часть 2 статьи 8 указанного Федерального закона).

Данный перечень причин отказа исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 21 октября 2010 года истец ФИО11 (ФИО6) Е.С. обратилась в Пенсионный фонд в <адрес> с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, предоставленного ей на основании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от 09 июня 2010 года серии МК-III на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между ООО «УралКапиталБанк» и ФИО11 (ФИО6) Е.С.

К заявлению приложено письменное обязательство ФИО7 и ФИО11 (ФИО6) Е.С. от 19 октября 2010 года, согласно которому они обязуются в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, <адрес>, оформить его в общую долевую собственность несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО1

Решением Пенсионного органа удовлетворено заявление ФИО11 (ФИО6) Е.С., денежные средства в размере 343000 рублей перечислены в счет погашения основного долга и уплаты процентов по кредитному договору.

Из материалов дела следует, что ФИО11 (ФИО6) Е.С. и ФИО7 не исполнили свои обязательства по оформлению жилого помещения в общую долевую собственность несовершеннолетних. Право собственности на жилое помещение по адресу: Республика Башкортостан, <адрес>, прекращено 20 января 2011 года.

Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 29 августа 2023 года по делу исковые требования заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах Российской Федерации, к ФИО7, ФИО6, о взыскании средств материнского (семейного) капитала удовлетворены, с ФИО7. ФИО6 в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан солидарно взысканы израсходованные средства материнского (семейного) капитала в размере 343000 рублей.

Денежные средства, взысканные решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 29 августа 2023 года по делу , перечислены (возвращены) в полном объеме в Пенсионный фонд, что подтверждается чек-ордерами ПАО Сбербанк от 08 сентября 2023 года на сумму 171500 рублей, от 05 октября 2023 года на суму 171500 рублей.

Также по договору купли-продажи с использованием кредитных средств банка от 29 сентября 2022 года следует, что ФИО6 приобретена в общую совместную собственность квартира, расположенная по адресу: Республика Башкортостан, <адрес>А, <адрес>, общей площадью 80,2 кв.м., кадастровый . Указанная квартира приобретена, в том числе с использованием кредитных средств ПАО Сбербанк, предоставленных по кредитному договору от 29 сентября 2022 года. Сумма кредита составила 3800000 рублей, процентная ставка 10,90%, сроком возврата кредита 360 месяцев.

Согласно выписки из ЕГРН от 30 сентября 2022 года зарегистрировано право собственности ФИО6 на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, <адрес>А, <адрес>. Данная квартира была приобретена с использованием кредитных средств ПАО Сбербанк.

15 июля 2023 года истцом было подано обращение в Пенсионный фонд о зачислении возвращенных средств материнского капитала на лицевой счет.

25 августа 2023 года ответчик письмом за исх. л на обращение истца указал, что на основании решения суда о возврате средств МСК, возвращенные средства будут приняты к учету на лицевом счете истца в Федеральном регионе со статусом «Без права распоряжения». После возврата средств, истцу следует обратиться в суд с целью восстановления права на МСК. На основании решения суда о восстановлении права, право истца будет восстановлено, возвращенные средства зачислены на лицевой счет истца и станут доступны для дальнейшего распоряжения.

Истец указывает, что в настоящее время она находится в затруднительном материальном положении, в декретном отпуске и не имеет доходов, что сказывается на финансовом положении семьи, создает трудности для оплаты кредитов, в связи с чем, ею принято решение возвращенный материнский капитал использовать для погашения ипотеки.

При таких обстоятельствах, поскольку средствами материнского (семейного) капитала ФИО6 не распорядилась, последние возвращены в пенсионный орган, в связи с чем, цели создания государством условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, достигнуты не были, право лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, не может считаться прекращенным.

При этом отсутствие в законодательстве нормы, предусматривающей возобновление права на меры государственной поддержки в связи с возвратом ранее перечисленных средств в федеральный бюджет и реализацией права на их получение, не может ограничивать права родителя и его детей на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, в связи с чем требования истца о восстановлении права на государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, подлежит удовлетворению.

Из Выписки из финансовой части лицевого счета лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки на ФИО5 следует, что по состоянию на 01 декабря 2023 года на указанном лицевом счете имеются средства материнского (семейного) капитала в сумме 343000 рублей без права распоряжения.

Истец распорядилась средствами материнского (семейного) капитала, однако, возвратив их пенсионному органу, право на него не утратила, поскольку по смыслу статей 3 и 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не имеется оснований полагать, что право истца при возврате материнского (семейного) капитала прекратилось по основаниям, предусмотренным статьей 3 указанного Федерального закона, она не может его реализовать по предусмотренным частью 2 статьи 8 указанного Федерального закона основаниям.

Таким образом, по мнению суда, законных оснований для лишения истца права на меры государственной поддержки ответчиком не приведено, наличие таких положений законом, не предусмотрено.

В силу частей первой и второй статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства материнского (семейного) капитала переводятся из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Средства материнского (семейного) капитала, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается направление соответствующих денежных средств на основании заявлений о распоряжении лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Граждане, чьи средства материнского (семейного) капитала по тем или иным причинам были возвращены в бюджет, имеют право обратиться в суд для решения вопроса о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки и учете этих средств в финансовой части индивидуального лицевого счета.

Учету в финансовой части индивидуального лицевого счета владельца сертификата подлежат денежные средства материнского (семейного) капитала, возвращенные в бюджет лицом, на счет которого они были перечислены. Если денежные средства возвращены не полностью, учету на лицевом счете подлежит только сумма фактически возвращенных средств. Таким образом, восстановленное право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано владельцем сертификата только в объеме возвращенных в бюджет средств материнского (семейного) капитала, выплаченных ранее.

Распоряжением Правления ПФР от 12 марта 2014 г. № 94р «Об утверждении Регламента организации работы с делами лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки», действовавшим до октября 2021 года, предусматривалась возможность возобновления дела по выплате материнского капитала в случае поступления в пенсионный орган решения суда о восстановлении права лица на материнский капитал. Такая же возможность предусмотрена действующим на момент разрешения настоящего спора судом распоряжением Правления ПФР от 06 октября 2021 г. № 593р «Об организации работы ПФР и его территориальных органов с электронными делами лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки».

В соответствии с пунктом 18 Порядка организации работы Фонда социального и пенсионного страхования РФ и его территориальных приказом от органов с электронными делами лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, утвержденного приказом от 27 апреля 2023 г. № 752, при восстановлении права лица на дополнительные меры государственной поддержки снятое с учета электронное дело переводится в статус «действующее» в случаях:

1) возврата ранее направленных на основании решения об удовлетворении заявления о распоряжении из кредитной организации, образовательной организации (индивидуального предпринимателя), публично-правовой компании «Фонд развития территорий» средств (части средств) материнского (семейного) капитала;

2) поступления документов (сведений), подтверждающих восстановление в праве на дополнительные меры государственной поддержки в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Исходя из приведенного правового регулирования юридически значимым обстоятельством по настоящему спору является установленный факт возвращения в Пенсионный фонд России ранее выданных истице средств материнского капитала, в том числе, по причинам, которые прямо не указаны в законе в качестве оснований для возвращения капитала.

Таким образом, из анализа указанных норм права следует, что повторное распоряжение средствами материнского капитала возможно только при наличии фактического поступления ранее выданных средств материнского (семейного) капитала в бюджет Пенсионного фонда, поскольку данная сумма выделяется конкретному лицу и носит именной характер.

Поскольку, истцом произведен возврат средств материнского (семейного) капитала, в итоге улучшение жилищных условий семьи истца в результата использования средств материнского (семейного) капитала не произошло, в связи с чем, цель направления средств материнского капитала не была достигнута, следовательно, право ФИО6 на дополнительные меры государственной поддержки подлежит восстановлению, а средства материнского капитала подлежат зачислению на лицевой счет ФИО6

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения требований истца, а именно восстановлении права ФИО6 на получение дополнительных мер государственной поддержки и возложении обязанности на пенсионный орган по переводу денежных средств на лицевой счет с учетом индексации.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО6 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки – удовлетворить.

Восстановить право ФИО6 на дополнительные меры государственной поддержки в виде распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (ИНН 0278055355) восстановить в финансовой части индивидуального лицевого счета ФИО6 (СНИЛС ) средства материнского (семейного) капитала в размере 343000 рублей, возвращенные 08 сентября 2023 года и 05 октября 2023 года с правом распоряжения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 18 января 2024 года.

Судья Т.Н. Искандарова

Дело № 2-1250/2024 (2-13069/2023)

УИД 03RS0003-01-2023-012144-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2023 года г. Уфа

Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи ФИО8,

при ведении протокола помощником судьи ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО6 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

ФИО6 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки.

В обоснование исковых требований истец указала, что истец и ФИО7 состояли в зарегистрированном браке, который ДД.ММ.ГГГГ расторгнут. От указанного брака имеется двое детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Также у истца имеется двое детей от второго брака: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 29 августа 2023 года удовлетворены исковые требования заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах Российской Федерации, к ФИО7, ФИО6, о взыскании средств материнского (семейного) капитала, солидарно взысканы израсходованные средства материнского (семейного) капитала в размере 343000 рублей. Денежные средства, взысканные решением суда, перечислены (возвращены) в полном объеме в Пенсионный фонд.

Согласно выписки из ЕГРН, 30 сентября 2022 года Управлением Росреестра по Республике Башкортостан зарегистрировано право собственности ФИО6 на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, <адрес>, <адрес>. Данная квартира была приобретена с использованием кредитных средств ПАО Сбербанк.

Истец указывает, что в настоящее время она находится в затруднительном материальном положении, в декретном отпуске и не имеет доходов, что сказывается на финансовом положении семьи, создает трудности для оплаты кредитов, в связи с чем, ею принято решение использовать возвращенный материнский капитал для погашения ипотеки.

15 июля 2023 года истцом было подано обращение в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о зачислении возвращенных средств материнского капитала на лицевой счет.

25 августа 2023 года на обращение истца ответчик указал, что правовые основания для возврата денежных средств отсутствуют, для того, чтобы перечисленные средства были учтены на лицевом счете владельца государственного сертификата, требуется решение суда.

На основании изложенного, истец просит суд восстановить право ФИО6 на дополнительные меры государственной поддержки в виде распоряжения средствами материнского (семейного) капитала; обязать ответчика восстановить в финансовой части индивидуального лицевого счета ФИО6 средства материнского (семейного) капитала в размере 343000 рублей, возвращенные 08 сентября 2023 года и 05 октября 2023 года с правом распоряжения.

Истец ФИО6 в судебное заседание не явилась, судом извещена надлежащим образом, направила суду письменное ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, судом извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица Администрация городского округа г. Салават Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, судом извещены надлежащим образом.

Третьи лица ФИО7, ФИО1 в судебное заседание не явились, судом извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон.

Изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 1 статьи 39). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ, установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей, право на получение которых согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 3 указанного Закона возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе и у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года, независимо от места их жительства.

Согласно статье 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, являются меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Материнским (семейным) капиталом признаются средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 7 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 7 указанного Федерального закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов; получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 1).

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий (пункт 1 части 3).

В случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок после перечисления им в полном объеме средств материнского (семейного) капитала уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки (часть 7).

В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае: прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка); несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона; наличия информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (часть 2 статьи 8 указанного Федерального закона).

Данный перечень причин отказа исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 21 октября 2010 года истец ФИО11 (ФИО6) Е.С. обратилась в Пенсионный фонд в <адрес> с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, предоставленного ей на основании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от 09 июня 2010 года серии МК-III на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между ООО «УралКапиталБанк» и ФИО11 (ФИО6) Е.С.

К заявлению приложено письменное обязательство ФИО7 и ФИО11 (ФИО6) Е.С. от 19 октября 2010 года, согласно которому они обязуются в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, <адрес>, оформить его в общую долевую собственность несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО1

Решением Пенсионного органа удовлетворено заявление ФИО11 (ФИО6) Е.С., денежные средства в размере 343000 рублей перечислены в счет погашения основного долга и уплаты процентов по кредитному договору.

Из материалов дела следует, что ФИО11 (ФИО6) Е.С. и ФИО7 не исполнили свои обязательства по оформлению жилого помещения в общую долевую собственность несовершеннолетних. Право собственности на жилое помещение по адресу: Республика Башкортостан, <адрес>, прекращено 20 января 2011 года.

Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 29 августа 2023 года по делу исковые требования заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах Российской Федерации, к ФИО7, ФИО6, о взыскании средств материнского (семейного) капитала удовлетворены, с ФИО7. ФИО6 в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан солидарно взысканы израсходованные средства материнского (семейного) капитала в размере 343000 рублей.

Денежные средства, взысканные решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 29 августа 2023 года по делу , перечислены (возвращены) в полном объеме в Пенсионный фонд, что подтверждается чек-ордерами ПАО Сбербанк от 08 сентября 2023 года на сумму 171500 рублей, от 05 октября 2023 года на суму 171500 рублей.

Также по договору купли-продажи с использованием кредитных средств банка от 29 сентября 2022 года следует, что ФИО6 приобретена в общую совместную собственность квартира, расположенная по адресу: Республика Башкортостан, <адрес>А, <адрес>, общей площадью 80,2 кв.м., кадастровый . Указанная квартира приобретена, в том числе с использованием кредитных средств ПАО Сбербанк, предоставленных по кредитному договору от 29 сентября 2022 года. Сумма кредита составила 3800000 рублей, процентная ставка 10,90%, сроком возврата кредита 360 месяцев.

Согласно выписки из ЕГРН от 30 сентября 2022 года зарегистрировано право собственности ФИО6 на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, <адрес>А, <адрес>. Данная квартира была приобретена с использованием кредитных средств ПАО Сбербанк.

15 июля 2023 года истцом было подано обращение в Пенсионный фонд о зачислении возвращенных средств материнского капитала на лицевой счет.

25 августа 2023 года ответчик письмом за исх. л на обращение истца указал, что на основании решения суда о возврате средств МСК, возвращенные средства будут приняты к учету на лицевом счете истца в Федеральном регионе со статусом «Без права распоряжения». После возврата средств, истцу следует обратиться в суд с целью восстановления права на МСК. На основании решения суда о восстановлении права, право истца будет восстановлено, возвращенные средства зачислены на лицевой счет истца и станут доступны для дальнейшего распоряжения.

Истец указывает, что в настоящее время она находится в затруднительном материальном положении, в декретном отпуске и не имеет доходов, что сказывается на финансовом положении семьи, создает трудности для оплаты кредитов, в связи с чем, ею принято решение возвращенный материнский капитал использовать для погашения ипотеки.

При таких обстоятельствах, поскольку средствами материнского (семейного) капитала ФИО6 не распорядилась, последние возвращены в пенсионный орган, в связи с чем, цели создания государством условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, достигнуты не были, право лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, не может считаться прекращенным.

При этом отсутствие в законодательстве нормы, предусматривающей возобновление права на меры государственной поддержки в связи с возвратом ранее перечисленных средств в федеральный бюджет и реализацией права на их получение, не может ограничивать права родителя и его детей на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, в связи с чем требования истца о восстановлении права на государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, подлежит удовлетворению.

Из Выписки из финансовой части лицевого счета лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки на ФИО5 следует, что по состоянию на 01 декабря 2023 года на указанном лицевом счете имеются средства материнского (семейного) капитала в сумме 343000 рублей без права распоряжения.

Истец распорядилась средствами материнского (семейного) капитала, однако, возвратив их пенсионному органу, право на него не утратила, поскольку по смыслу статей 3 и 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не имеется оснований полагать, что право истца при возврате материнского (семейного) капитала прекратилось по основаниям, предусмотренным статьей 3 указанного Федерального закона, она не может его реализовать по предусмотренным частью 2 статьи 8 указанного Федерального закона основаниям.

Таким образом, по мнению суда, законных оснований для лишения истца права на меры государственной поддержки ответчиком не приведено, наличие таких положений законом, не предусмотрено.

В силу частей первой и второй статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства материнского (семейного) капитала переводятся из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Средства материнского (семейного) капитала, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается направление соответствующих денежных средств на основании заявлений о распоряжении лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Граждане, чьи средства материнского (семейного) капитала по тем или иным причинам были возвращены в бюджет, имеют право обратиться в суд для решения вопроса о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки и учете этих средств в финансовой части индивидуального лицевого счета.

Учету в финансовой части индивидуального лицевого счета владельца сертификата подлежат денежные средства материнского (семейного) капитала, возвращенные в бюджет лицом, на счет которого они были перечислены. Если денежные средства возвращены не полностью, учету на лицевом счете подлежит только сумма фактически возвращенных средств. Таким образом, восстановленное право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано владельцем сертификата только в объеме возвращенных в бюджет средств материнского (семейного) капитала, выплаченных ранее.

Распоряжением Правления ПФР от 12 марта 2014 г. № 94р «Об утверждении Регламента организации работы с делами лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки», действовавшим до октября 2021 года, предусматривалась возможность возобновления дела по выплате материнского капитала в случае поступления в пенсионный орган решения суда о восстановлении права лица на материнский капитал. Такая же возможность предусмотрена действующим на момент разрешения настоящего спора судом распоряжением Правления ПФР от 06 октября 2021 г. № 593р «Об организации работы ПФР и его территориальных органов с электронными делами лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки».

В соответствии с пунктом 18 Порядка организации работы Фонда социального и пенсионного страхования РФ и его территориальных приказом от органов с электронными делами лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, утвержденного приказом от 27 апреля 2023 г. № 752, при восстановлении права лица на дополнительные меры государственной поддержки снятое с учета электронное дело переводится в статус «действующее» в случаях:

1) возврата ранее направленных на основании решения об удовлетворении заявления о распоряжении из кредитной организации, образовательной организации (индивидуального предпринимателя), публично-правовой компании «Фонд развития территорий» средств (части средств) материнского (семейного) капитала;

2) поступления документов (сведений), подтверждающих восстановление в праве на дополнительные меры государственной поддержки в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Исходя из приведенного правового регулирования юридически значимым обстоятельством по настоящему спору является установленный факт возвращения в Пенсионный фонд России ранее выданных истице средств материнского капитала, в том числе, по причинам, которые прямо не указаны в законе в качестве оснований для возвращения капитала.

Таким образом, из анализа указанных норм права следует, что повторное распоряжение средствами материнского капитала возможно только при наличии фактического поступления ранее выданных средств материнского (семейного) капитала в бюджет Пенсионного фонда, поскольку данная сумма выделяется конкретному лицу и носит именной характер.

Поскольку, истцом произведен возврат средств материнского (семейного) капитала, в итоге улучшение жилищных условий семьи истца в результата использования средств материнского (семейного) капитала не произошло, в связи с чем, цель направления средств материнского капитала не была достигнута, следовательно, право ФИО6 на дополнительные меры государственной поддержки подлежит восстановлению, а средства материнского капитала подлежат зачислению на лицевой счет ФИО6

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения требований истца, а именно восстановлении права ФИО6 на получение дополнительных мер государственной поддержки и возложении обязанности на пенсионный орган по переводу денежных средств на лицевой счет с учетом индексации.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО6 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки – удовлетворить.

Восстановить право ФИО6 на дополнительные меры государственной поддержки в виде распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (ИНН 0278055355) восстановить в финансовой части индивидуального лицевого счета ФИО6 (СНИЛС ) средства материнского (семейного) капитала в размере 343000 рублей, возвращенные 08 сентября 2023 года и 05 октября 2023 года с правом распоряжения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 18 января 2024 года.

Судья Т.Н. Искандарова

2-1250/2024 (2-13069/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Плетюхина Елена Сергеевна
Ответчики
Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан
Другие
Касьянов Сергей Дмитриевич
Администрация ГО г. Салават
Касьянова Ксения Сергеевна
Суд
Кировский районный суд г. Уфы
Судья
Искандарова Т.Н.
Дело на сайте суда
kirovsky.bkr.sudrf.ru
07.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2023Передача материалов судье
10.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2023Подготовка дела (собеседование)
05.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2024Судебное заседание
11.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее