№2а-708/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 февраля 2021 года г. Астрахань
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Иноземцевой Э.В.,
при секретаре Фатхулоевой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации <адрес> к ведущему дознавателю отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по городу Астрахани УФССП России по <адрес> <ФИО>1, УФССП России по <адрес> о признании незаконным представления,
у с т а н о в и л :
Административный истец администрация <адрес> обратилась в суд с иском к ведущему дознавателю отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по городу Астрахани УФССП России по <адрес> <ФИО>1 о признании незаконным представления, указав, что <дата> вынесено представление ведущего дознавателя отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по <адрес> в адрес администрации <адрес> о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления по уголовному делу <номер>, возбужденного <дата> в отношении <ФИО>3, по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК РФ. Основанием для вынесения представления явилось недостаточность эффективной со стороны администрации района профилактической и разъяснительной работы с населением о необходимости трудоустройства или обращения в центр занятости населения с целью получения помощи в поиске работы, а также предотвращения и пресечения преступлений, выявления обстоятельств, способствующих совершению, и принятии мер к устранению данных обстоятельств преступления, а именно, не занятость населения, отсутствие рабочих мест для граждан, в том числе отсутствие профилактической и разъяснительной работы со стороны администрации района в сфере защиты прав несовершеннолетних детей, нетрудоспособных детей, детей, достигших восемнадцатилетнего возраста. <адрес> с данным представлением не согласна и считает его незаконным. Трудоустройство гражданина носит заявительный характер, организация рабочих мест комиссией <ФИО>3 не представляется возможным. У администрации <адрес> отсутствуют правовые полномочия по принятию мер и обсуждению данного представления на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по проведению профилактической и разъяснительной работы с населением о необходимости трудоустройства или обращения в центр занятости населения с целью получения помощи в поиске работы, а также предотвращения и пресечения преступлений, выявления обстоятельств, способствующих их совершению и принятию мер к устранению данных обстоятельств. Обращаясь в суд, административный истец просит представление дознавателя отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по <адрес> признать незаконным.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечен в качестве административного ответчика УФССП России по <адрес>.
Представитель административного истца, администрации <адрес>, в судебное заседание явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется расписка.
В судебное заседание административный ответчик ведущий дознаватель ОСП по ВАП по <адрес> УФССП России по <адрес> <ФИО>1, представитель УФССП России по <адрес> не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежаще, в деле имеются расписка и уведомление, причина неявки суду неизвестна.
Суд принял решение рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Суд, исследовав материалы дела, приходит следующему выводу.
Согласно статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частями 9,11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что в адрес Главы администрации <адрес> ведущим дознавателем Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по <адрес> УФССП России по <адрес> <ФИО>1 вынесено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений) из которого следует, что в производстве дознания находится уголовное дело, возбужденное <дата> в отношении <ФИО>3 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ – неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда средств на содержание несовершеннолетних детей, если это деяние совершено неоднократно.
По мнению органов дознания, обстоятельства совершения преступления свидетельствуют о проведении уполномоченными органами (отделами) администрации района не достаточно эффективной профилактической и разъяснительной работы с населением о необходимости трудоустройства или обращения в центр занятости населения с целью получения помощи в поиске работы, как механизм предотвращения и пресечения преступлений, выявления обстоятельств, способствующих их совершению, и принятия мер к устранению данных обстоятельств.
В связи с этим, предложено вынести представление на обсуждение собрания, совещания (очередного, оперативного) в администрации <адрес>, в том числе с участием комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Указать уполномоченным органам (отделам) администрации района на необходимость усиления профилактической и разъяснительной работы среди населения указанной категории, принять меры к доступности информации о возможных вакансиях (путях) трудоустройства или обращения в уполномоченные органы с целью получения помощи в трудоустройстве.
Оспаривая данное представление, администрация района указывает на те обстоятельства, что не является лицом, уполномоченным на проведение профилактических бесед с гражданами, а также их трудоустройства.
Между тем, согласно Положению об администрации <адрес>, утвержденному Городской Думой от <дата> <номер>, администрация района обеспечивает деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также административной комиссии (п. 2.133).
Согласно ст. 11 Федерального закона от <дата> N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:
1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
3) рассматривают вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от <дата> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", и иные вопросы, связанные с их обучением;
4) обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
6) подготавливают и направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования;
7) осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно Постановлению <адрес> от <дата> <номер>-П «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес>» утвержден регламент работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, из которого следует, что комиссия рассматривает материалы (дела), содержащие информацию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (п. 4.2).
Таким образом, исходя из данных законоположений следует, что в администрации района осуществляет свою деятельность комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая рассматривает материалы (дела), содержащую информацию, в том числе, о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних.
Исследовав представление ведущего дознавателя, суд приходит к выводу, что содержащая информация в нем содержит вопросы, которые входят в компетенцию комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации <адрес>.
Таким образом, оснований полагать, что ведущим дознавателем нарушены требования действующего законодательства, у суда не имеется.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из содержания ст. 226 КАС РФ для признания действий дознавателя незаконными необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Доказательств того, что представление дознавателя нарушает права и законные интересы в административного истца, создает угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов, как истца, так и других лиц в сфере осуществления администрацией возложенных на нее обязанностей, суду не представлено.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 222-226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск администрации <адрес> к ведущему дознавателю отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по городу Астрахани УФССП России по <адрес> <ФИО>1, УФССП России по <адрес> о признании незаконным представления, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца, через районный суд.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья Иноземцева Э.В.