Дело № 2-08/13
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Мировой судья Горного судебного участка г. Воркуты Республики Коми Лубенец Н.В.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Н.,
с участием представителя ответчика по доверенности <Трегубовой Л.Т.1>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воркуте 04 февраля 2013 годагражданское дело по исковому заявлению <Шоличевой Л.Д.2> к Агентству Республики Коми по социальному развитию, Отделу опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Воркута о взыскании расходов на проезд детей, оставшихся без попечения родителей, к месту лечения и обратно,
установил:
Истец обратилась с иском к ответчикам, указав, что по договору о передаче детей на воспитание в приемную семью, несовершеннолетние: <ФИО3><ФИО4>, <ФИО5> воспитываются в приемной семье. Дети состоят на учете в детской поликлинике. В 2012 году ей были выделены путевки в санаторий для лечения детей в <АДРЕС> При обращении к ответчику за оплатой проездных билетов истцу отказано. В иске <Шоличева Л.Д.2> просит взыскать в ее пользу расходы по оплате проезда детей, оставшихся без попечения родителей к месту лечения и обратно в размере 19668 руб.
Истец <Шоличева Л.Д.2> в судебном заседании не участвовала, причины неявки не сообщила.
Представитель ответчика - Отдела опеки и попечительства <Трегубова Л.Т.1> иск не признала, просила в иске отказать.
Ответчик - Агентство РК по социальному развитию представителя в судебное заседание не направил, представил возражения по иску. В возражениях ответчик иск не признал, указав, что с 2012 года функции назначения и выплаты компенсаций на детей, оставшихся без попечения родителей, исполняют территориальные органы Агентства, на основании Постановления Правительства РК.
С учетом мнения стороны ответчика, гражданское дело рассмотрено в отсутствие истца, представителя Агентства РК по социальному развитию, согласно правилу статьи 167 ГПК РФ.
Заслушав возражения по иску <Трегубовой Л.Т.1>, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании приемная семья <Шоличевой Л.Д.2> была организована на основании постановления Главы МО «Город Воркута» от 31.06.2003 <НОМЕР> «Об организации приемной семьи <Шоличевой Л.Д.2>» и договора между УСЗН Агентства РК по социальному развитию по городу Воркута и <Шоличевой Л.Д.2> от <ДАТА2> <НОМЕР> о передаче детей на воспитание в приемную семью, приемному родителю.
Из договора усматривается, что на воспитание переданы: <ФИО3>, <ДАТА3> рождения, <ФИО6>, <ДАТА4> рождения., <ФИО5>, <ДАТА5> рождения.
Согласно п. 3.3. договора о приемной семье, органы опеки и попечительства обязаны предоставлять иные выплаты и социальные гарантии, установленными правовыми актами Республики Коми приемным семьям, в порядке, установленными указанными правовыми актами.
<ФИО3>, находилась в ФГУ «<ОБЕЗЛИЧЕНО> г. <АДРЕС> с <ДАТА><ДАТА> на санаторно-курортном лечении. <ФИО5>, <ФИО6> находилась в детском санатории в этот же период. Путевки были предоставлены истцу по медицинским показаниям, на основании справок МБУ «Детская городская поликлиника». Данное обстоятельство подтверждается материалами дела.
В соответствии п. 1.ст. 145 СК РФ, опека и попечительство устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей (п.1 ст. 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов, что аналогично ст. 1 ФЗ № 159 от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом из буквального толкования ч. 1ст. 121, ч. 1 ст. 145 СК РФ следует, что обязанность по защите прав и законных интересов детей возлагается на орган опеки и попечительства при условии отсутствия у ребенка обоих родителей, при перечислении причин, по которым такая обязанность на него возлагается, существительное «родителей» употребляется во множестве раз. В соответствии со ст. ст. 3,5, Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…» законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно (п.2 ст.7 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).
Аналогичное правило закреплено ст. 1 Закона РК от 28.09.2011 № 84-РЗ «О некоторых дополнительных социальных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей». При этом, согласно ст. 3 данного Закона, порядок, размер и условия предоставления социальных гарантий определяются Правительством Республики Коми.
В таких обстоятельствах, суд находит иск обоснованным, а требования стоимости проезда к месту лечения детей, оставшихся без попечения родителей и обратно подлежащими удовлетворению.
Определяя надлежащего ответчика по иску и размер подлежащей взысканию в пользу <Шоличевой Л.Д.2> дополнительных социальных гарантий, суд учитывает следующее.
<ДАТА9> Правительством Республики Коми принято Постановление № 62 об утверждении Положения о порядке, размере и условиях предоставления дополнительной социальной гарантии в виде возмещения расходов на проезд к месту лечения и обратно…, по которому, необходимые документы, вместе с заявлением, предоставляются в территориальный орган Агентства РК по социальному развитию, по месту жительства опекуна.
Отдел опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Воркута, является территориальным органом Агентства. Отдел обладает признаками юридического лица, имеет лицевые счета в банках, органах казначейства.
В соответствии с п.8 Положения о порядке, размере и условиях предоставления дополнительной социальной гарантии… и п.11 Положения о территориальном органе, утвержденного Приказом Агентства РК по социальному развитию от <ДАТА10> <НОМЕР>, отдел принимает решения о назначении выплат детям-сиротам, установленных законодательством ( расходов к месту лечения и обратно).
Следовательно, ответственность по заявленным <Шоличевой Л.Д.2> требованиям несет именно Отдел опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Воркута - территориальный орган Агентства РК по социальному развитию, в силу уставных задач и предусмотренных законодательством обязанностей.
В подтверждение произведенных расходов по проезду к месту лечения в Г. Липецк и обратно истцом представлены проездные документы на имя:
- Пермяковой Александры и Телешовой Снежаны, по маршруту Воркута-Москва, стоимостью каждый по 2440,10 руб., Телешова Сергея, стоимостью 921,30 руб. (плацкартный вагон, отправление <ДАТА11>);
- Пермяковой Александры, Телешовой Снежаны, Телешова Сергея по маршруту Липецк -Москва, стоимостью каждый по 1475,40 руб. (плацкартный вагон, отправление <ДАТА12>);
- Телешова Сергея, по маршруту Москва-Воркута, стоимостью 956,9 руб., Пермяковой Александры и Телешовой Снежаны, стоимостью 2541,70 руб. каждый (плацкартный вагон, отправление <ДАТА13>).
Суд также учитывает положения справку ООО «Профит-продукт» о стоимости проездных документов на проезд детей железнодорожным транспортом по маршруту Москва-Липецк. Стоимость проезда в плацкартном вагоне на июль 2012 года составляет 563,80 руб.
Согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги по возмещению расходов…, утвержденному приказом Агентства РК по социальному развитию от <ДАТА14> <НОМЕР>, возмещение расходов на проезд к месту лечения и обратно, в том числе в санаторно-курортные учреждения, детям-сиротам, производится исходя из фактически произведенных расходов на проезд, но не более стоимости проезда к месту лечения и обратно по кратчайшему маршруту следования железнодорожным транспортом (п.12 Административного регламента).
Всего расчет, возмещения расходов истца на проезд приемных детей к месту лечения и обратно составит: 2440,10 руб. * 2 + 921,30 руб. + 1475,40 руб. * 3 + 956,90 руб. + 2541,70 руб. * 2 + 563,80 руб. * 3 = 17959,40 руб.
Ответчик от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым мировыми судьями освобожден, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Отдела опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Воркута в пользу <Шоличевой Л.Д.2> затраченные на оплату проезда детей, оставшихся без попечения родителей к месту лечения и обратно денежные средства в сумме 17959 рублей 40 копеек.
Решение может быть обжаловано в Воркутинский городской суд Республики Коми через Горный судебный участок в течение месяца со дня его принятия.
Мировой судья Лубенец Н.В.