АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курган Дело № А34-2549/2009
01 июля 2009 г.
Резолютивная часть решения оглашена 24 июня 2009 года
В полном объеме решение изготовлено 01 июля 2009 года
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Губановой Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зубковской Ю.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной регистрационной службы по Курганской области
к арбитражному управляющему Плотникову Юрию Васильевичу
о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя: представитель по доверенности Мишутина В.Г. от 23.09.2008 № 136.
от заинтересованного лица: арбитражный управляющий Плотников Ю.В.
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной регистрационной службы по Курганской области (далее – УФРС) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего Плотникова Юрия Васильевича на основании части 3 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - Кодекс).
В судебном заседании представитель заявителя на своих требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении. Суду пояснил, что процедура конкурсного производства в отношении муниципального предприятия «Петуховские тепловые сети» введена до вступления в силу новой редакции Закона о банкротстве, следовательно, в данном случае подлежит применению редакция Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Арбитражным управляющим представлен письменный отзыв на заявление, из которого следует, что в удовлетворении заявления УФРС арбитражный управляющий просит отказать в связи с отсутствием события административного правонарушения. В судебном заседании арбитражный управляющий представил пояснения в соответствии с доводами, изложенными в отзыве. Пояснил, что изменениями к законодательству о банкротстве от 30.12.2008 очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам конкретизирована пунктом 2 статьи 134 без ссылок на статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации. Отнесение расходов на вознаграждение конкурсного управляющего к шестой очереди является неправомочным.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Курганской области от 21.12.2005 по делу А34-3565/05 муниципальное предприятие «Петуховские тепловые сети» (далее МП «Петуховские тепловые сети») признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на 1 год. Конкурсным управляющим определением Арбитражного суда Курганской области от 21.12.2005 утвержден Плотников Юрий Васильевич.
30.04.2009 в Управление ФРС по Курганской области поступила жалоба Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области на ненадлежащее исполнение обязанностей конкурсным управляющим Плотниковым Ю.В. (л.д.16-17).
Ведущим специалистом-экспертом отдела по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих Управления Федеральной регистрационной службы по Курганской области при рассмотрении материалов, приложенных к жалобе налоговой инспекции № 5, установлено, что конкурсным управляющим нарушены: очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим обязательствам должника, установленная пунктом 3 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве); правила подготовки отчетов арбитражного управляющего, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299, принятые в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона о банкротстве.
21.05.2009 специалистом УФРС в отношении конкурсного управляющего Плотникова Ю.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 Кодекса. Указанный протокол составлен в отсутствие конкурсного управляющего, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении конкурсный управляющий извещен надлежащим образом (письмо УФРС № 06-06/3164, уведомление почтового органа о вручении Плотникову Ю.В. указанного письма, л.д. 14,15).
В протоколе об административном правонарушении от 21.05.2009 указано, что конкурсным управляющим нарушена очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника, установленная пунктом 3 статьи 134 Закона о банкротстве и 855 Гражданского кодекса Российской Федерации. Нарушение выразилось в том, что конкурсный управляющий Плотников Ю.В. не производил оплату авансовых платежей по единому социальному налогу в сроки, установленные пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, при оплате иных платежей.
Из протокола следует, что согласно статье 237 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для начисления единого социального налога определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. Объектом налогообложения признаются выплаты и другие вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца (пункт 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении материалов, как указано в протоколе, установлено, что 18.06.2008, 31.07.2008, 14.08.2008, 28.10.2008, 02.12.2008, 23.12.2008 Плотниковым Ю.В. была выплачена заработная плата, что подтверждается платежными ведомостями, представленными конкурсным управляющим. В силу пункта 4 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации у конкурсного управляющего возникла обязанность в срок до 15.07.2008, 15.08.2008, 15.09.2008, 15.11.2008, 15.01.2009, оплатить авансовые платежи по единому социальному налогу. Согласно отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника от 01.01.2009, выписке Макушинского отделения № 1686 Сбербанка России за период с 11.01.2008 по 31.12.2008 оплата авансовых платежей по единому социальному налогу Плотниковым Ю.В. не производилась. Однако в 3 квартале 2008 конкурсным управляющим производились расходы на техническое обслуживание и ремонт транспорта (шестая очередь), в 4 квартале 2008 выплачивалось вознаграждение конкурсному управляющему (шестая очередь), а также в течение 2008 года Плотниковым производились расходы на услуги связи, почтовые расходы (шестая очередь), что является нарушением пункта 3 статьи 134 Закона о банкротстве.
Данным протоколом, зафиксировано нарушение конкурсным управляющим пунктов 4, 12 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299 «Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего».
В протоколе указано, что отчеты конкурсного управляющего муниципального предприятия «Петуховские тепловые сети» Плотникова Ю.В. об использовании денежных средств должника по состоянию на 01.01.2008, 01.01.2009 не содержат сведений об основном счете должника, открытом в Макушинском отделении № 1686 Сбербанка России (подпункт «а» пункта 12 постановления); в разделе «Сведения о размерах поступивших и использованных денежных средств должника» в графе «расход» в одной строке напротив одной суммы даты произведенных расходов указаны периодами (например: 1 полугодие 2008, 2008 год, 4 квартал 2008), что не дает возможности кредиторам определить точную дату произведенного расхода, в то время как подпункт «в» пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299 закрепляет, что необходимо отражать сведения о каждом платеже (с обоснованием платежа).
На основании данного протокола в соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление Федеральной регистрационной службы по Курганской области обратилось в Арбитражный суд Курганской области с настоящим заявлением о привлечении конкурсного управляющего Плотникова Ю.В. к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (в старой редакции) очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника, определяется в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 134 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации и осуществляется арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве наряду с указанными в абзаце втором настоящего пункта обязанностями;
в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;
в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
Согласно пункту 3 статьи 134 Закона о банкротстве при рассмотрении жалобы кредитора по текущим платежам арбитражный суд при удовлетворении жалобы вправе определить размер и очередность удовлетворения требования кредитора по текущим платежам
В силу пункта 5 названного Федерального закона при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 1.7 Кодекса, производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по данному делу.
Таким образом, для лиц, виновных в совершении административного правонарушения установлены дополнительные гарантии. Норма, которая смягчает ответственность, как и норма, которая ее отменяет, распространяется на все неоконченные производства по данной категории дел.
Порядок введения нормы в действие регулируется ст. 54 Конституции Российской Федерации. В ней сказано: «1.Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. 2... Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».
Таким образом, суд приходит к выводу, что к спорным правоотношениям подлежит применению новая редакция статьи 134 Закона о банкротстве, вступившего в законную в силу 11.01.2009.
Как следует из материалов дела, конкурсным управляющим нарушены положения данной статьи Закона о банкротстве, устанавливающая очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника, а именно: не произведена уплата ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу в сроки, установленные статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации (не позднее 15-го числа следующего месяца), относящихся ко второй очереди. Вместе с тем, согласно отчету конкурсного управляющего на 01.01.2009, в 3 квартале 2008 конкурсным управляющим производились расходы на техническое обслуживание и ремонт транспорта, в течение 2008 года осуществлялись расходы на услуги связи, почтовые расходы (третья и четвертая очередь). Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела: платежные ведомости, отчет конкурсного управляющего на 01.01.2009, выписка Макушинского отделения 1686 Сбербанка России за период с 11.01.2008 по 31.12.2008 (статья 26.1 Кодекса, л.д. 21, 23-27, 33-44).
Требования к оформлению отчетности арбитражного управляющего определены в Общих правилах подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 229 (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
На основании п. 12 Правил отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника должен содержать: реквизиты основного счета должника; сведения о размере средств, поступивших на основной счет должника; сведения о каждом платеже (с обоснованием платежа) и об общем размере использованных денежных средств должника.
Установлено и материалами дела подтверждено, что отчеты конкурсного управляющего муниципального предприятия «Петуховские тепловые сети» Плотникова Ю.В. об использовании денежных средств должника по состоянию на 01.01.2008, 01.01.2009 не содержат сведений об основном счете должника, открытом в Макушинском отделении № 1686 Сбербанка России; в разделе «Сведения о размерах поступивших и использованных денежных средств должника» в графе «расход» в одной строке напротив одной суммы даты произведенных расходов указаны периодами (1 полугодие 2008, 2008 год, 4 квартал 2008, л.д. 21-22).
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
С учетом изложенных обстоятельств, суд усматривает в действиях арбитражного управляющего Плотникова Ю.В. состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть неправомерные действия при банкротстве, выразившиеся в невыполнении арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Факт совершения Плотниковым Ю.В. указанного административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 21.05.2009.
Установленные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» правила не выполнены арбитражным управляющим при осуществлении процедуры конкурсного производства. Протокол об административном правонарушении, фактические обстоятельства, установленные по данному делу, свидетельствуют о наличии причинно-следственной связи между неправомерными действиями арбитражного управляющего и невыполнением им процедуры банкротства, а также о виновности во вменяемом ему правонарушении.
В связи с указанными обстоятельствами, доводы заинтересованного лица, изложенные в отзыве и приведенные в судебном заседании, подлежат отклонению. Ссылка конкурсного управляющего на то, что счет предприятия был заблокирован инкассовыми поручениями налогового органа несостоятельна, поскольку, как следует из материалов, дела уплата авансовых платежей по единому социальному налогу в 2008 году конкурсным управляющим не производилась, оформленные платежные документы в связи с исполнением обязанности по уплате данных авансовых платежей в 2008 году не представлены. Устранение нарушений при оформлении отчетов не является основанием для освобождения от административной ответственности.
Материалы дела не содержат доказательств, что нарушение названных правил было вызвано обстоятельствами, находящимися вне контроля арбитражного управляющего при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей при осуществлении процедуры конкурсного производства.
На основании изложенного, заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 14.13 ч.3, 23.1 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд
решил:
Заявление Управления Федеральной регистрационной службы по Курганской области удовлетворить.
Привлечь конкурсного управляющего Плотникова Юрия Васильевича, 16.01.1946 года рождения, зарегистрированного по адресу: г. Курган, ул. К. Мяготина, дом № 48, кв. 29, зарегистрированного Администрацией города Кургана 06.05.1999 в качестве индивидуального предпринимателя, о чем налоговым органом 21.10.2004 внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным № 304450129500054, к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 2500 руб.
Реквизиты получателя платежа: Управление Федерального казначейства по Курганской области (Управление Федеральной регистрационной службы по Курганской области)
ИНН: 4501111750 КПП: 4501001001
Код ОКАТО: 37401000000
Номер счета получателя платежа: 40101810000000010002
Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Курганской обл., г. Курган
БИК: 043735001
Наименование платежа: Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба
Код бюджетной классификации: 321 1 16 90040 04 0000 140
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья Е.И. Губанова