Решение по делу № 2-578/2024 от 31.01.2024

Дело (номер)

УИД 33RS0(номер)-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 апреля 2024 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи

Петрухина М.В.

при секретаре

Долговой М.С.,

с участием представителя ответчика Гусевой А.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП округа Муром «Водопровод и канализация» об установлении санитарно-защитной зоны для очистных сооружений,

установил:

Владимирский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП округа Муром «Водопровод и канализация» об обязании МУП округа Муром «Водопровод и канализация» получить решение об установлении санитарно-защитной зоны для очистных сооружений, расположенных поселке фабрики им. П.Д. Войкова Муромского района, в срок до 01.06.2024.

Требования мотивированы тем, что природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности МУП округа Муром «Водопровод и канализация», эксплуатирующего очистные сооружения в поселке фабрики им. П.Д. Войкова Муромского района. Согласно Выписке из ЕГРЮЛ дополнительным видом деятельности МУП округа Муром «Водопровод и канализация» является сбор и обработка сточных вод.

В нарушение вышеназванных требований действующего законодательства в поселке фабрики им. П.Д. Войкова Муромского района проект организации санитарно-защитной зоны, подтвержденный результатами натурных исследований и измерений для очистных сооружений не разработан, санитарно-защитная зона не установлена.

С целью понуждения предприятия устранить допущенные нарушения природоохранной прокуратурой вносилось представление, однако нарушения до настоящего времени не устранены, что подтверждается ответом управления Роспотребнадзора по Владимирской области от 11.01.2024 № 33-00-06/06-72-2024.

Осуществление предприятием деятельности, в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны, создает угрозу вредного воздействия на здоровье населения, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Прокурор, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика МУП округа Муром «Водопровод и канализация» Гусева А.Н. в судебном заседании возражала относительно срока получения решения об установлении санитарно-защитной зоны. Дополнительно пояснила, что 29.03.2024 между МУП округа Муром «Водопровод и канализация» и ИП Ретивовой И.В. заключен договор на разработку санитарно-защитной зоны по спорному объекту, обязательства по которому до настоящего времени не исполнены.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Владимирской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился.

Заслушав объяснения представителя ответчика, проверив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.10.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, среди прочего, посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Статья 8 Федерального закона № 52-ФЗ гарантирует гражданам РФ право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного

воздействия на человека.

В силу ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ч. 3. ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-
эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил, утвержденных данным постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Пунктом 1 Правил предусмотрено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно п. 14 Правил к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологический экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

В силу п. 17 Правил уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления данного заявления принимает решение об установлении санитарно-защитной зоны и направляет принятое решение заявителю либо направляет заявителю уведомление об отказе в принятии соответствующего решения с мотивированным обоснованием.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 утвержден СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В силу п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Очистные сооружения входят в санитарный классификатор объектов, для которых устанавливаются санитарно-защитные зоны.

Установлено, что природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности МУП округа Муром «Водопровод и канализация», эксплуатирующего очистные сооружения в поселке фабрики им. П.Д. Войкова Муромского района.

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ дополнительным видом деятельности МУП округа Муром «Водопровод и канализация» является сбор и обработка сточных вод.

С указанной целью предприятием эксплуатируются очистные сооружения в поселке фабрики им. П.Д. Войкова Муромского района, в процессе работы которых осуществляется выброс в атмосферный воздух вредных веществ.

В нарушение вышеназванных требований действующего законодательства в поселке фабрики им. П.Д. Войкова Муромского района проект организации санитарно-защитной зоны, подтвержденный результатами натурных исследований и измерений для очистных сооружений не разработан, санитарно-защитная зона не установлена, что не оспаривалось представителем ответчика в ходе рассмотрения дела.

С целью понуждения предприятия устранить допущенные нарушения, природоохранной прокуратурой вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства от 23.08.2023. Однако нарушения ответчиком до настоящего времени не устранены, что подтверждается ответом управления Роспотребнадзора по Владимирской области от 11.01.2024 № 33-00-06/06-72-2024.

Осуществление ответчиком деятельности в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны создает угрозу вредного воздействия на здоровье населения, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, деятельность МУП округа Муром «Водопровод и канализация» нарушает гарантированное ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» право каждого на благоприятную окружающую среду и среду обитания, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного производственной или иной деятельностью, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.

Названные обстоятельства создают угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, которые могут находиться рядом с опасным производственным объектом, в связи с чем суд находит иск Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению.

В силу ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд должен указать в решении суда в течение какого времени оно должно быть исполнено.

Истец просил обязать ответчика совершить действия в срок до 01.06.2024.

Принимая во внимание объем работ и затрат, связанных с установлением санитарно-защитной зоны для очистных сооружений, а также учитывая, что в представлении прокурора от 23.08.2023 ответчику предлагалось принять меры к устранению выявленных нарушений, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности получения решения об установлении санитарно-защитной зоны для очистных сооружений в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 103 ГПК РФ с МУП округа Муром «Водопровод и канализация» в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП округа Муром «Водопровод и канализация» об установлении санитарно-защитной зоны для очистных сооружений удовлетворить.

Обязать МУП округа Муром «Водопровод и канализация» (ОГРН 1023302154303) получить в Управлении Роспотребнадзора по Владимирской области решение об установлении санитарно-защитной зоны для очистных сооружений, расположенных поселке фабрики им. П.Д. Войкова Муромского района Владимирской области, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с МУП округа Муром «Водопровод и канализация» (ОГРН 1023302154303) в доход бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором апелляционное представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 8 апреля 2024 г.

Председательствующий судья                                                  М.В. Петрухин

Дело (номер)

УИД 33RS0(номер)-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 апреля 2024 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи

Петрухина М.В.

при секретаре

Долговой М.С.,

с участием представителя ответчика Гусевой А.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП округа Муром «Водопровод и канализация» об установлении санитарно-защитной зоны для очистных сооружений,

установил:

Владимирский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП округа Муром «Водопровод и канализация» об обязании МУП округа Муром «Водопровод и канализация» получить решение об установлении санитарно-защитной зоны для очистных сооружений, расположенных поселке фабрики им. П.Д. Войкова Муромского района, в срок до 01.06.2024.

Требования мотивированы тем, что природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности МУП округа Муром «Водопровод и канализация», эксплуатирующего очистные сооружения в поселке фабрики им. П.Д. Войкова Муромского района. Согласно Выписке из ЕГРЮЛ дополнительным видом деятельности МУП округа Муром «Водопровод и канализация» является сбор и обработка сточных вод.

В нарушение вышеназванных требований действующего законодательства в поселке фабрики им. П.Д. Войкова Муромского района проект организации санитарно-защитной зоны, подтвержденный результатами натурных исследований и измерений для очистных сооружений не разработан, санитарно-защитная зона не установлена.

С целью понуждения предприятия устранить допущенные нарушения природоохранной прокуратурой вносилось представление, однако нарушения до настоящего времени не устранены, что подтверждается ответом управления Роспотребнадзора по Владимирской области от 11.01.2024 № 33-00-06/06-72-2024.

Осуществление предприятием деятельности, в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны, создает угрозу вредного воздействия на здоровье населения, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Прокурор, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика МУП округа Муром «Водопровод и канализация» Гусева А.Н. в судебном заседании возражала относительно срока получения решения об установлении санитарно-защитной зоны. Дополнительно пояснила, что 29.03.2024 между МУП округа Муром «Водопровод и канализация» и ИП Ретивовой И.В. заключен договор на разработку санитарно-защитной зоны по спорному объекту, обязательства по которому до настоящего времени не исполнены.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Владимирской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился.

Заслушав объяснения представителя ответчика, проверив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.10.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, среди прочего, посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Статья 8 Федерального закона № 52-ФЗ гарантирует гражданам РФ право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного

воздействия на человека.

В силу ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ч. 3. ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-
эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил, утвержденных данным постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Пунктом 1 Правил предусмотрено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно п. 14 Правил к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологический экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

В силу п. 17 Правил уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления данного заявления принимает решение об установлении санитарно-защитной зоны и направляет принятое решение заявителю либо направляет заявителю уведомление об отказе в принятии соответствующего решения с мотивированным обоснованием.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 утвержден СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В силу п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Очистные сооружения входят в санитарный классификатор объектов, для которых устанавливаются санитарно-защитные зоны.

Установлено, что природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности МУП округа Муром «Водопровод и канализация», эксплуатирующего очистные сооружения в поселке фабрики им. П.Д. Войкова Муромского района.

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ дополнительным видом деятельности МУП округа Муром «Водопровод и канализация» является сбор и обработка сточных вод.

С указанной целью предприятием эксплуатируются очистные сооружения в поселке фабрики им. П.Д. Войкова Муромского района, в процессе работы которых осуществляется выброс в атмосферный воздух вредных веществ.

В нарушение вышеназванных требований действующего законодательства в поселке фабрики им. П.Д. Войкова Муромского района проект организации санитарно-защитной зоны, подтвержденный результатами натурных исследований и измерений для очистных сооружений не разработан, санитарно-защитная зона не установлена, что не оспаривалось представителем ответчика в ходе рассмотрения дела.

С целью понуждения предприятия устранить допущенные нарушения, природоохранной прокуратурой вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства от 23.08.2023. Однако нарушения ответчиком до настоящего времени не устранены, что подтверждается ответом управления Роспотребнадзора по Владимирской области от 11.01.2024 № 33-00-06/06-72-2024.

Осуществление ответчиком деятельности в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны создает угрозу вредного воздействия на здоровье населения, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, деятельность МУП округа Муром «Водопровод и канализация» нарушает гарантированное ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» право каждого на благоприятную окружающую среду и среду обитания, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного производственной или иной деятельностью, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.

Названные обстоятельства создают угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, которые могут находиться рядом с опасным производственным объектом, в связи с чем суд находит иск Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению.

В силу ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд должен указать в решении суда в течение какого времени оно должно быть исполнено.

Истец просил обязать ответчика совершить действия в срок до 01.06.2024.

Принимая во внимание объем работ и затрат, связанных с установлением санитарно-защитной зоны для очистных сооружений, а также учитывая, что в представлении прокурора от 23.08.2023 ответчику предлагалось принять меры к устранению выявленных нарушений, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности получения решения об установлении санитарно-защитной зоны для очистных сооружений в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 103 ГПК РФ с МУП округа Муром «Водопровод и канализация» в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП округа Муром «Водопровод и канализация» об установлении санитарно-защитной зоны для очистных сооружений удовлетворить.

Обязать МУП округа Муром «Водопровод и канализация» (ОГРН 1023302154303) получить в Управлении Роспотребнадзора по Владимирской области решение об установлении санитарно-защитной зоны для очистных сооружений, расположенных поселке фабрики им. П.Д. Войкова Муромского района Владимирской области, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с МУП округа Муром «Водопровод и канализация» (ОГРН 1023302154303) в доход бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором апелляционное представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 8 апреля 2024 г.

Председательствующий судья                                                  М.В. Петрухин

Дело (номер)

УИД 33RS0(номер)-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 апреля 2024 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи

Петрухина М.В.

при секретаре

Долговой М.С.,

с участием представителя ответчика Гусевой А.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП округа Муром «Водопровод и канализация» об установлении санитарно-защитной зоны для очистных сооружений,

установил:

Владимирский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП округа Муром «Водопровод и канализация» об обязании МУП округа Муром «Водопровод и канализация» получить решение об установлении санитарно-защитной зоны для очистных сооружений, расположенных поселке фабрики им. П.Д. Войкова Муромского района, в срок до 01.06.2024.

Требования мотивированы тем, что природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности МУП округа Муром «Водопровод и канализация», эксплуатирующего очистные сооружения в поселке фабрики им. П.Д. Войкова Муромского района. Согласно Выписке из ЕГРЮЛ дополнительным видом деятельности МУП округа Муром «Водопровод и канализация» является сбор и обработка сточных вод.

В нарушение вышеназванных требований действующего законодательства в поселке фабрики им. П.Д. Войкова Муромского района проект организации санитарно-защитной зоны, подтвержденный результатами натурных исследований и измерений для очистных сооружений не разработан, санитарно-защитная зона не установлена.

С целью понуждения предприятия устранить допущенные нарушения природоохранной прокуратурой вносилось представление, однако нарушения до настоящего времени не устранены, что подтверждается ответом управления Роспотребнадзора по Владимирской области от 11.01.2024 № 33-00-06/06-72-2024.

Осуществление предприятием деятельности, в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны, создает угрозу вредного воздействия на здоровье населения, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Прокурор, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика МУП округа Муром «Водопровод и канализация» Гусева А.Н. в судебном заседании возражала относительно срока получения решения об установлении санитарно-защитной зоны. Дополнительно пояснила, что 29.03.2024 между МУП округа Муром «Водопровод и канализация» и ИП Ретивовой И.В. заключен договор на разработку санитарно-защитной зоны по спорному объекту, обязательства по которому до настоящего времени не исполнены.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Владимирской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился.

Заслушав объяснения представителя ответчика, проверив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.10.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, среди прочего, посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Статья 8 Федерального закона № 52-ФЗ гарантирует гражданам РФ право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного

воздействия на человека.

В силу ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ч. 3. ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-
эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил, утвержденных данным постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Пунктом 1 Правил предусмотрено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно п. 14 Правил к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологический экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

В силу п. 17 Правил уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления данного заявления принимает решение об установлении санитарно-защитной зоны и направляет принятое решение заявителю либо направляет заявителю уведомление об отказе в принятии соответствующего решения с мотивированным обоснованием.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 утвержден СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В силу п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Очистные сооружения входят в санитарный классификатор объектов, для которых устанавливаются санитарно-защитные зоны.

Установлено, что природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности МУП округа Муром «Водопровод и канализация», эксплуатирующего очистные сооружения в поселке фабрики им. П.Д. Войкова Муромского района.

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ дополнительным видом деятельности МУП округа Муром «Водопровод и канализация» является сбор и обработка сточных вод.

С указанной целью предприятием эксплуатируются очистные сооружения в поселке фабрики им. П.Д. Войкова Муромского района, в процессе работы которых осуществляется выброс в атмосферный воздух вредных веществ.

В нарушение вышеназванных требований действующего законодательства в поселке фабрики им. П.Д. Войкова Муромского района проект организации санитарно-защитной зоны, подтвержденный результатами натурных исследований и измерений для очистных сооружений не разработан, санитарно-защитная зона не установлена, что не оспаривалось представителем ответчика в ходе рассмотрения дела.

С целью понуждения предприятия устранить допущенные нарушения, природоохранной прокуратурой вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства от 23.08.2023. Однако нарушения ответчиком до настоящего времени не устранены, что подтверждается ответом управления Роспотребнадзора по Владимирской области от 11.01.2024 № 33-00-06/06-72-2024.

Осуществление ответчиком деятельности в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны создает угрозу вредного воздействия на здоровье населения, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, деятельность МУП округа Муром «Водопровод и канализация» нарушает гарантированное ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» право каждого на благоприятную окружающую среду и среду обитания, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного производственной или иной деятельностью, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.

Названные обстоятельства создают угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, которые могут находиться рядом с опасным производственным объектом, в связи с чем суд находит иск Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению.

В силу ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд должен указать в решении суда в течение какого времени оно должно быть исполнено.

Истец просил обязать ответчика совершить действия в срок до 01.06.2024.

Принимая во внимание объем работ и затрат, связанных с установлением санитарно-защитной зоны для очистных сооружений, а также учитывая, что в представлении прокурора от 23.08.2023 ответчику предлагалось принять меры к устранению выявленных нарушений, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности получения решения об установлении санитарно-защитной зоны для очистных сооружений в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 103 ГПК РФ с МУП округа Муром «Водопровод и канализация» в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП округа Муром «Водопровод и канализация» об установлении санитарно-защитной зоны для очистных сооружений удовлетворить.

Обязать МУП округа Муром «Водопровод и канализация» (ОГРН 1023302154303) получить в Управлении Роспотребнадзора по Владимирской области решение об установлении санитарно-защитной зоны для очистных сооружений, расположенных поселке фабрики им. П.Д. Войкова Муромского района Владимирской области, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с МУП округа Муром «Водопровод и канализация» (ОГРН 1023302154303) в доход бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором апелляционное представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 8 апреля 2024 г.

Председательствующий судья                                                  М.В. Петрухин

2-578/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Владимирский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МУП "Водоканал"
Другие
Управление Роспотребнадзора по Владимирской области
Суд
Муромский городской суд Владимирской области
Судья
Петрухин Марек Викторович
Дело на сайте суда
muromsky.wld.sudrf.ru
31.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2024Передача материалов судье
02.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.02.2024Подготовка дела (собеседование)
29.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2024Судебное заседание
08.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее