Дело № 2-180/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кокса 31 мая 2018 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шатиной С.Н.,
при секретаре Иродовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай к Катовалову В.А. о возмещении ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай обратилось в суд с иском к Катовалову В.А. о возмещении ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений, в размере 51 493 рубля, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ находясь на участке местности, расположенном на расстоянии 2 километров в северном направлении от <адрес> Республики Алтай, в квартале № выдела № Мультинского участкового лесничества произвел незаконную рубку 2 сырорастущих деревьев породы лиственница и 9 сырорастущих деревьев породы береза, причинив лесному фонду Российской Федерации материальный ущерб в размере 51 493 рубля.
Представитель истца по доверенности Кудрявцев Г.М. обратился в суд с ходатайством о рассмотрении дела без их участия.
Ответчик Катовалов В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель третьего лица администрации МО «Усть-Коксинский район» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В судебном заседании установлено, что приговором Усть-Коксинского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Катовалов В.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты>
Вышеуказанным приговором суда установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Катовалов В.А., находясь на участке местности, расположенном на расстоянии 2 километров в северном направлении от <адрес> Республики Алтай, в квартале № выдела № Мультинского участкового лесничества, спилил, то есть произвел незаконную рубку 2 сырорастущих деревьев породы лиственница до степени прекращения роста, относящихся к категории защитных лесов, объемом 1,66 куб/м, и 9 сырорастущих деревьев породы береза до степени прекращения роста, объемом 5,62 куб/м, относящихся к категории защитных лесов.
Согласно ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В соответствии с разъяснением, данным в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении», суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.
Таким образом, выводы, содержащиеся в приговоре суда, в полном объеме обязательны для суда, рассматривающего гражданско-правовой спор. Факт причинения ущерба лесному фонду не оспорен ответчиком.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Поскольку объекты природы не имеют товарной стоимости, и к ним не применяется обычный способ оценки (дерево рассматривается не как древесина с установленной рыночной ценой, а как компонент природной среды, оказывающий влияние на окружающее пространство), возмещение вреда, причиненного лесонарушениями по утвержденным таксам и методикам, является повышенной имущественной ответственностью, установленной законодателем.
В силу ст. 100 Лесного кодекса РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона № 7-ФЗ).
Согласно п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49, по общему правилу, в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона № 7-ФЗ лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Из п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 следует, что утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 ЛК РФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»). В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
Равным образом указанные положения подлежат применению при расчете размера вреда, причиненного окружающей среде гражданами (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 года № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», утверждена методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства.
Согласно п. 2 приложения № 3 к Постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 года № 273 размер ущерба определяется в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, таксами для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, и таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам.
В п. 6 приложения № 3 к Постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 года № 273 указано, что при исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности.
Согласно п. 1 приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 года № 273 при незаконной рубке деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревья лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, размер ущерба применяется в 50-кратной стоимости древесины, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. Пунктом 9 приложения № 3 указанного Постановления установлено, что размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах и на особо защитных участках эксплуатационных лесов.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» утвержден размер ставки платы в рублях за 1 плотный кубический метр древесины породы лиственница в размере 65 рублей 88 копеек, породы береза – 41 рубль 22 копейки.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1350 от 14.12.2016 года «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством РФ» ставка платы за единицу объема лесных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, применяются в 2017 году с коэффициентом – 1,51.
Согласно п. 9 приложения № 3 к Постановлению Правительства РФ № 273 от 08.05.2007 года, размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается в 2 раза, так как нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах.
Согласно расчету ущерба, составленному на основании вышеуказанных такс и методик, общий ущерб от незаконной рубки ответчиком составил 51 493 рубля 60 копеек, из них за незаконную порубку деревьев породы лиственница – 16 513 рублей 48 копеек: 65,88 руб. (ставка платы за единицу объема древесины) *1,51 (коэффициент) * 50 (кратная стоимость древесины) * 2 (увеличение за порубку в защитных лесах) * 1,66 (масса древесины, куб.м); за незаконную рубку деревьев породы береза 34 980 рублей 12 копеек: 41,22 руб. (ставка платы за единицу объема древесины) *1,51 (коэффициент) * 50 (кратная стоимость древесины) * 2 (увеличение за порубку в защитных лесах) * 5,62 (масса древесины, куб. м).
В силу ч. 3 ст. 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.
Поскольку вред причинен умышленными действиями ответчика, суд исключает возможность уменьшения размера возмещения вреда.
Из положений п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 следует, что с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45, 46 ГПК РФ, статья 53 АПК РФ, статьи 5, 6, 11, 12, 66 Закона об охране окружающей среды), а также органы местного самоуправления, с учетом того что абзацем шестым статьи 3 Закона об охране окружающей среды на них возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай, утвержденного Постановления Правительства Республики Алтай от 21.05.2015 г. № 135, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции по реализации государственной политики по отдельным переданным полномочиям Российской Федерации в области лесных, водных отношений, экологической экспертизы. В пределах компетенции Министерства имеет право обращаться с исками в суды общей юрисдикции, в арбитражные суды, в правоохранительные органы с заявлениями от имени Правительства Республики Алтай, Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай по вопросам защиты отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области лесных, водных отношений, экологической экспертизы, а также в сферах регулирования отношений недропользования, отношений, связанных с охраной окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, имущественных и земельных отношений, в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами (пп. «п» п. 5 Положения).
Абзацем 2 п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
В результате незаконных действий ответчика причинен ущерб лесному фонду, который подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета МО «Усть-Коксинский район.
Согласно ст. 333.36 НК РФ истцы по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением, от уплаты государственной пошлины освобождены.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статьей 61.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что государственная пошлина подлежит зачислению в бюджет муниципального района. Соответственно, с ответчика подлежит также взысканию государственная пошлина в размере 1744 рубля 79 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ «░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 51 493 ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░ 040601001, ░░░ 0406004214, ░░░░░ 84640475, ░/░ 40101810500000010000, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░. ░░░░░-░░░░░░░, ░░░ 048405001, ░░░ 91911635030050000140.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░ 040401001, ░░░ 0404005572, ░░░░░ 84640475, ░/░ 4010181050000010000, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░. ░░░░░-░░░░░░░, ░░░ 048405001, ░░░ 182 108 030 100 110 00 110 (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.