Решение по делу № 2-2182/2024 от 15.04.2024

56RS0009-01-2024-002667-49, 2-2182/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июля 2024 года г. Оренбург

Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Ботвиновской Е.А., при секретаре Плехановой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Королева В.П. к ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о признании действий незаконными, возобновлении предоставления льгот, взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Королев В.П. обратился в суд с указанным исковым заявлением, указав, что является Ветераном труда и ему были назначены льготы, связанные с данным званием. Однако 26.05.2023 ему стало известно, что ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» прекратил выплаты. При этом с его пенсионного счета были списаны выплаченные ему денежные средства в сумме 4030 руб. Считает действия ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» по прекращению выплат и списанию со счета денежных средств незаконными. С учетом уточненного иска, просит признать незаконными указанные действия ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения»; установить факт постоянного проживания его в г. Оренбурге; обязать ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» возобновить выплаты с даты их прекращения; взыскать с ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» списанные денежные средства в сумме 4030 руб., а также неполученные доходы (упущенную выгоду) – 125 руб., проценты – 462 руб., неустойку – 4030 руб., штраф 4332 руб., компенсацию морального вреда – 55000 руб.

Определением суда от 11.06.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО "Сбербанк", Министерство социального развития Оренбургской области.

В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ПАО "Сбербанк", Министерство социального развития Оренбургской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании Королев В.П. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» Бунин А.Е. с иском не согласился, просил в иске отказать.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации социальную защиту, включая социальное обеспечение, относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72).

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В силу пункта 2.1 этой же статьи федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости.

Исходя из критериев нуждаемости, субъект Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств собственного бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (часть 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ).

При этом финансирование полномочий, предусмотренных статьей 26.3.1 названного федерального закона, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии такой возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (часть 4 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ).

Законодатель в Федеральном законе от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" выделил следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы и ветераны труда (статья 1) и предусмотрел для них меры социальной поддержки, различающиеся как по объему, так и по условиям предоставления (статьи 14 - 22).

Федеральный закон "О ветеранах" не предусматривает в отношении ветеранов труда иных норм, регулирующих отношения с их участием, кроме статьи 7, устанавливающей основания для присвоения звания "Ветеран труда".

При этом в статье 22 Федерального закона "О ветеранах" указано, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 этого же Федерального закона).

На территории Оренбургской области принят и действует Закон Оренбургской области от 1 ноября 2008 года 2560/532-IV-ОЗ "О ветеранах труда Оренбургской области", который распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Оренбургской области.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Оренбургской области от 1 ноября 2008 года 2560/532-IV-ОЗ ветеранам труда Оренбургской области предоставляются меры социальной поддержки в размере и порядке, установленных для ветеранов труда Законом Оренбургской области от 2 ноября 2004 года N 1523/254-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны".

Статьей 6.1 Закона Оренбургской области от 2 ноября 2004 года N 1523/254-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны" установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, являются расходными обязательствами Оренбургской области.

При этом в статье 1 названного Закона Оренбургской области определено, что он распространяется на ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, постоянно проживающих на территории Оренбургской области.

Статьей 5 данного Закона Оренбургской области для вышеперечисленной категории граждан предусмотрено право на ежемесячную денежную выплату в размере 300 рублей, которая устанавливается взамен льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, автомобильного транспорта общего пользования пригородных и междугородных маршрутов, а также взамен проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.

Статьей 5.1. данного Закона Оренбургской области для вышеперечисленной категории граждан предусмотрено право на ежемесячную денежную компенсацию произведенных расходов по оплате услуг местных телефонных соединений имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним.

Статьей 2 названного Закона для вышеперечисленной категории граждан предусмотрено право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Порядок и условия предоставления и прекращения указанных ежемесячных денежных выплат установлены постановлением Правительства Оренбургской области от 26 марта 2007 года N 117-п, от 21.01.2016 №27-п.

Необходимым условием для предоставления указанным категориям граждан региональных мер социальной поддержки является их постоянное проживание на территории Оренбургской области.

Указанными нормативными актами предусмотрена также выплата компенсации по месту их пребывания гражданам на срок, установленный свидетельством о регистрации по месту пребывания.

При этом компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляется гражданам за одно расположенное на территории Оренбургской области жилое помещение по месту жительства, на оплату которого гражданин несет фактические расходы, в случае отсутствия регистрации по месту жительства на территории Оренбургской области - за одно расположенное на территории Оренбургской области жилое помещение по месту пребывания, на оплату которого гражданин несет фактические расходы (п. 4 Порядка, утв. постановлением Правительства Оренбургской области от 21.01.2016 №27-п).

Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что Королев В.П. являлся:

- с 01.08.2014 получателем ежемесячной денежной выплаты (далее ЕДВ) по категории «Ветеран военной службы» на основании решения ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» от 01.08.2014;

- решением ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» от 01.08.2014 ему была назначена ежемесячная компенсация произведенных расходов за оказанные услуги связи;

- решением ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» от 27.08.2014 ему была назначена ежемесячная компенсация произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: г. Оренбург, ул. Томилинская, д. 164, корп. А., предусмотренных ст. 2, 5 Закона Оренбургской области от 2 ноября 2004 года N 1523/254-III-ОЗ.

С 01.04.2023 ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» были приостановлены указанные выплаты, а 30.06.2023 ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» было принято решение о прекращении указанных выплат с 01.08.2022 в связи с тем, что из сведении из отдела АСР УМВД России по Оренбургской области на межведомственный электронный запрос в ФМС, стало известно, что Королев с 28.07.2022 В.П. зарегистрирован по адресу: <...>, при этом с 19.07.2022 был снят с регистрационного учета по адресу в г. Оренбурге.

За период с 01.08.2022 по 30.04.2023 Королеву В.П. была выплачена денежная сумма в размере 4 030 руб. 00 коп. (2700 руб. – ЕДВ и 1300 руб. – ежемесячная денежная компенсация произведенных расходов за оказанные услуги связи).

В связи с запросом ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» в ПАО «Сбербанк» в рамках социального договора указанная сумма со счета истца была переведена на счет УФК по Оренбургской области (ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения»), что подтверждается платежными поручениями <Номер обезличен> от 23.05.2023 на сумму 730 руб., <Номер обезличен> от 23.05.2023, на сумму 600 руб., <Номер обезличен> от 23.05.2023 на сумму 1500 руб., <Номер обезличен> от 23.05.2023 на сумму 1200 руб.

Из платежных поручений <Номер обезличен> от 25.01.2024 следует, что ПАО «Сбербанк» возвратил Королеву В.П. денежную сумму в размере 4030 руб.

Решением мирового судьи судебного участка №3 Центрального района г. Оренбурга от 04.03.2024, вступившим в законную силу, исковые требования Королев В.П. к ПАО «Сбербанк» о защите прав потребителей были удовлетворены. С ПАО «Сбербанк» в пользу Королев В.П. были взысканы неполученные доходы (упущенная выгода) – 95 руб., неустойка – 4030 руб., штраф – 2226 руб., компенсация морального вреда – 1000 руб.

Заявляя исковые требования о взыскании с ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» списанных денежных средств в сумме 4030 руб., а также неполученных доходов (упущенной выгоды) – 125 руб., процентов на указанную сумму – 462 руб., истец не отрицал, что данные суммы были взысканы в его пользу с ПАО «Сбербанк». Однако полагал, что ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» также должно нести ответственность за незаконность списания указанных денежных средств.

Между тем, учитывая, что спорная сумма в размере 4030 руб. была ПАО «Сбербанк» возвращена истцу, при этом решением суда в пользу истца были взысканы также неполученные им доходы (упущенная выгода), проценты на указанную сумму, оснований для повторного взыскания указанных денежных средств у суда не имеется.

В связи с чем, в удовлетворении данных исковых требований суд отказывает.

При этом истец просит признать действия ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» по прекращению предоставления льгот незаконными, ссылаясь на то, что он постоянно проживает в г. Оренбурге, в Москве только зарегистрирован.

В соответствии с пунктами 5 Положения, утв. постановлением Правительства Оренбургской области от 26 марта 2007 года N 117-п, основаниями для прекращения ЕДВ являются:

а) смерть получателя либо вступление в силу решения суда об объявлении получателя умершим или решения суда о признании его безвестно отсутствующим;

б) выезд получателя на постоянное место жительства за пределы Оренбургской области;

в) получение получателем денежной выплаты в соответствии с законодательством других субъектов Российской Федерации независимо от основания, по которому она установлена;

г) получение получателем ежемесячной денежной выплаты по другому нормативному правовому акту Российской Федерации, Оренбургской области независимо от основания, по которому она установлена.

О наступлении обстоятельств, указанных в подпунктах "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка, получатель обязан информировать филиал государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" по месту жительства (месту пребывания) в течение месяца со дня их наступления.

В случае если получатель в установленный срок не проинформировал филиал государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения", необоснованно полученные средства в качестве ЕДВ добровольно возвращаются гражданином в областной бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решение о прекращении выплаты принимается филиалом государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в течение 3 рабочих дней со дня, когда филиалу государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" стало известно о возникновении обстоятельств, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.

Уведомление о прекращении ЕДВ по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 5 настоящего Порядка, направляется филиалом государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" получателю по адресу, указанному в заявлении, в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения о прекращении выплаты.

Согласно пункта 17 Положения, утв. постановлением Правительства Оренбургской области от 26 марта 2007 года N 117-п, компенсация услуг телефонных соединений, компенсация услуг радиовещания прекращаются в следующих случаях:

а) смерть заявителя либо вступление в силу решения суда об объявлении заявителя умершим или решения суда о признании его безвестно отсутствующим;

б) выезд заявителя на постоянное место жительства за пределы Оренбургской области;

в) получение компенсации услуг телефонных соединений, компенсации услуг радиовещания заявителем в другом субъекте Российской Федерации;

г) расторжение договора об оказании услуг местной телефонной связи (при предоставлении компенсации услуг телефонных соединений), договора об оказании услуг по проводному радиовещанию (при предоставлении компенсации услуг радиовещания);

д) выявление факта представления заявителем документов (сведений), содержащих неполную и (или) недостоверную информацию, если это влечет утрату права на компенсацию услуг телефонных соединений, компенсацию услуг радиовещания.

О наступлении обстоятельств, указанных в подпунктах "б" - "г" пункта 17 настоящего Положения, заявитель обязан информировать филиал учреждения по месту жительства (месту пребывания) в течение месяца со дня их наступления.

В случае если заявитель в установленный срок не проинформировал филиал учреждения, необоснованно полученные средства в качестве компенсации услуг телефонных соединений, компенсации услуг радиовещания добровольно возвращаются гражданином в областной бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решение о прекращении компенсации услуг телефонных соединений, компенсации услуг радиовещания принимается филиалом учреждения в течение 3 рабочих дней со дня, когда филиалу учреждения стало известно о возникновении обстоятельств, указанных в пункте 17 настоящего Положения.

Уведомление о прекращении компенсации услуг телефонных соединений, компенсации услуг радиовещания по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "д" пункта 17 настоящего Положения, направляется филиалом учреждения заявителю по адресу, указанному им при подаче заявления, в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении выплаты.

Согласно пункту 30 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утв. Постановлением Правительства №27-п от 21.01.2016, выплата ежемесячной денежной компенсации прекращается: а) с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть гражданина либо вступило в силу решение суда об объявлении его умершим или решение суда о признании его безвестно отсутствующим; б) с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на получение ежемесячной денежной компенсации.

Пунктами 23, 24, 25 Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области от 21 января 2016 года N 27-п, предусмотрено, что в случае смены места жительства (пребывания) в пределах Оренбургской области ежемесячная денежная компенсация назначается с даты изменения места жительства (пребывания), но не ранее месяца прекращения выплаты ежемесячной денежной компенсации по прежнему месту жительства (пребывания) и не более чем за три года, предшествующих месяцу обращения. (п. 23 в ред. Постановления Правительства Оренбургской от 21.01.2016 N 27-п (ред. от 02.08.2022).

Филиал учреждения при обращении гражданина за ежемесячной денежной компенсацией по новому месту жительства (пребывания) запрашивает у филиала учреждения, предоставлявшего меры социальной поддержки по прежнему месту жительства (пребывания) гражданина, справку о размерах и сроках выплаты ежемесячной денежной компенсации и (или) о неполучении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по иным основаниям, не предусмотренным настоящим Порядком.

Гражданин обязан информировать филиал учреждения об изменении следующих обстоятельств:

1) количество зарегистрированных в жилом помещении лиц;

2) место его регистрации;

3) площадь жилого помещения;

4) основание для назначения ежемесячной денежной компенсации;

5) сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.

Документы, подтверждающие изменение обстоятельств, указанных в настоящем пункте, представляются в течение одного месяца после наступления соответствующих обстоятельств.

Прекращая выплаты, ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» исходил из того, что заявитель выехал на постоянное место жительство за пределы Оренбургской области, не сообщив об этом, что является основанием для прекращения выплат.

При этом ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» руководствовалось Законом РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 N 5242-1, из которого следует, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Получив сведения о том, что Королев В.П. с 28.07.2022 зарегистрирован по адресу: <...> (с регистрационного учета по адресу: <...>, корп. А снят с 19.07.2022), при этом меры социальной поддержки ветеранов труда определяются субъектом Российской Федерации – Оренбургской области и являются ее расходными обязательствами, выезд получателя мер социальной поддержки ветеранов труда на постоянное местожительство за пределы Оренбургской области является основанием для прекращения данных выплат.

Учитывая, что ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» не предоставлено правомочий по установлению факта проживания (не проживания) заявителя по адресу, указанному им в заявлении, сведения о прекращении регистрации по месту жительства и регистрация истца в другом субъекте РФ являются достаточным условием для прекращения выплат, предоставляемых субъектом РФ за счет собственного бюджета.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что решение ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о прекращении Королеву В.П. выплат мер социальной поддержки ветеранов труда, предусмотренных законами Оренбургской области, является законным и обоснованным. Оснований для признания его незаконным у суда не имеется.

Между тем, обращаясь в суд с настоящим иском, Королев В.П. ссылается на то, что свое местожительство он не менял, продолжает проживать в г. Оренбурге.

В доказательство факта проживания в г. Оренбурге в спорный период Королев В.П. предоставил в судебное заседание справку <данные изъяты> от 11.06.2024 о том, что Королев В.П. прикреплен в поликлинику <данные изъяты> 15.04.2023; справку ЦСО военного комиссариата Оренбургской области от 19.06.2024 о том, что Королев В.П. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ <Номер обезличен> от 12.02.1993.

Также в судебном заседании от 11.06.2024 были допрошены в качестве свидетелей Волков Н.А. и Королев А.В., которые суду пояснили, что Королев В.П. постоянно, более 15 лет, проживает по адресу: <...>. На другое место жительство не выезжал. Ездил в Москву получать квартиру. В Москве жил несколько дней.

Не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется оснований. Поскольку они согласуются между собой и не противоречат иным доказательствам по делу.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты населения, включая социальное обеспечение.

На основании статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Регистрация гражданина по месту жительства, без учета сведений о его фактическом проживании, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию лицам, в том числе, имеющих имеющим статус ветерана труда, указанных мер социальной поддержки не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.

Поскольку судом установлен факт постоянного проживания Королев В.П. в г. Оренбург, он не утратил статус «ветеран труда» и право на получение мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате услуг связи, ЕДВ, расходов на оплату коммунальных услуг.

В нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств того, что Королев В.П. является получателем ежемесячной денежной компенсации по новому месту регистрации либо утратил соответствующее право на получение ежемесячной денежной компенсации, ответчиком в материалы дела представлено не было.

Учитывая, что Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг право на меры социальной поддержки ветеранов труда связывают не с фактом регистрации на территории Оренбургской области по месту жительства гражданина, имеющего статус ветерана труда, а с его постоянным проживанием (местом жительства) на данной территории, при этом указанные льготы, предусмотренные нормативным правовым актом Оренбургской области, предоставляются в том числе лицам по месту пребывания в Оренбургской области, суд приходит к выводу, что исковые требования Королева В.П. об обязании ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» возобновить выплаты с даты их прекращения являются законными и обоснованными.

В связи с чем, на ГКУ "Центр социальной защиты населения" лежит обязанность возобновить предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг истцу, ЕДВ, компенсации расходов за оказанные услуги связи.

При этом ГКУ "Центр социальной защиты населения" необходимо зачесть выплаченные Королев В.П. за период с 01.08.2022 по 30.04.2023 суммы компенсации расходов.

Разрешая исковые требования о взыскании с ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» неустойки – 4030 руб., штрафа 4332 руб., компенсации морального вреда – 55000 руб., Королев В.П. ссылается на Закон РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии с преамбулой Закона РФ "О защите прав потребителей" указанный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" права и законные интересы граждан, имеющих право на государственную социальную помощь подлежат защите в порядке, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей, в случае использования ими в ходе ее реализации товаров или услуг.

Между тем требования истца вытекают из нарушения ее права на предоставление сумм компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, услуг связи и ЕДВ, предусмотренных Законом Оренбургской области от 2 ноября 2004 года N 1523/254-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда…».

Данная компенсация является мерой социальной поддержки и не относится к товарам и услугам.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требовании Королева В.П. в даной части у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Королева В.П. к ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о признании действий незаконными, возобновлении предоставления льгот, взыскании денежных средств, удовлетворить частично.

Установить факт проживания Королева В.П. по адресу: <...> в период времени с 19.07.2022 по настоящее время.

Возложить на ГКУ "Центр социальной защиты населения" обязанность возобновить предоставление Королев В.П. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг истцу, ЕДВ, компенсации расходов за оказанные услуги связи.

Зачесть выплаченную Королеву В.П. за период с 01.08.2022 по 30.04.2023 сумму компенсации расходов.

В удовлетворении остальной части исковых требований Королева В.П. к ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о признании действий незаконными, возобновлении предоставления льгот, взыскании денежных средств, - отказать.

На определение может быть подана частная жалоба в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд г.Оренбурга в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Судья                         Е.А. Ботвиновская

Мотивированное решение изготовлено 12.07.2024

2-2182/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Королев Владимир Петрович
Ответчики
Государственное казенное учреждение Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения"
Другие
Министерство социального развития Оренбургской области
ПАО "Сбербанк"
Суд
Дзержинский районный суд г. Оренбург
Судья
Ботвиновская Елена Александровна
Дело на сайте суда
dzerzhinsky.orb.sudrf.ru
15.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2024Передача материалов судье
19.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2024Подготовка дела (собеседование)
16.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2024Судебное заседание
20.06.2024Судебное заседание
02.07.2024Судебное заседание
11.07.2024Судебное заседание
12.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее