№ 2 – 5 2022 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2022 года пос.Вожега
Вожегодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Трусова В.Ю.,
при секретаре Шульгиновой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анисимовой Л.В, к Баландиной Т.Б. , Войцеховской О.Б, о признании имущества общей долевой собственностью и выделении доли из права собственности на это имущество,
у с т а н о в и л :
Анисимова Л.В. обратилась в суд с иском к наследникам Т. с просьбой признать квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, автомобиль Лада Гранта с государственным регистрационным знаком <номер обезличен> денежные средства, размещённые в АО «БАНК СГБ» общей долевой собственностью её и Т. определить размер долей в праве общей долевой собственности и выделить ей ? доли из указанного имущества с признанием за ней права собственности на это имущество. В обоснование иска указано, что с <адрес> до дня смерти Т. (<дата обезличена>) истец проживала совместно с Т. без регистрации брака, в принадлежащей истцу квартире, расположенной по адресу: <адрес>, с 2005 года она является получателем пенсии по выслуге лет, трудовую деятельность закончила в 2015 году. В 2016 году Анисимовой Л.В. в качестве наследства досталась квартира, которую она продала за <данные изъяты>, и денежные средства в размере <данные изъяты>. Т. с 2011 года имел в собственности квартиру, расположенную в <адрес>, которую до 2020 года сдавал в найм, получая доход от этого около <данные изъяты> в месяц, в начале 2020 года эту квартиру продал. Все указанные денежные средства Анисимовой Л.В. и Т. хранились в одном месте как общие, на них истец и Т. . по обоюдной договорённости приобрели квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, автомобиль Лада Гранта, часть средств разместили на вкладе в банке. После смерти Т. истец приняла меры к сохранности наследственного имущества. Из родственников у Т. имеются двоюродные братья и сёстры.
Привлечённые к участию в деле в качестве ответчиков Баландина Т.Б. и Войцеховская О.Б., обратившиеся к нотариусу с заявлением о принятии наследства, в возражениях на иск указали, что правовых оснований для признания указанного в иске имущества общей собственностью истца и Т. не имеется. Дело просили рассмотреть в их отсутствие.
В судебном заседании Анисимова Л.В. и её представитель – адвокат Пантюхина Т.А. поддержали иск по основаниям, изложенным в нём, дополнительно пояснили, что Т. стал проживать совместно с Анисимовой Л.В. после смерти своей матери, в 2014 -2015 годах в течение года он работал у индивидуального предпринимателя, получал доход, с 2017 года являлся получателем пенсии. Все заработанные и полученные им иные средства перечислялись на его банковскую карту, которая находилась у истца. Имевшуюся в собственности Т. квартиру в <адрес> он продал в августе 2020 года за <данные изъяты>, после этого была приобретена квартира в <адрес> и автомобиль, часть средств была размещена на вкладе в АО «БАНК СГБ». Денежные средства Анисимова Л.В. и Т. тратили совместно, по взаимному согласию. Какой-либо договор об установлении общей собственности на приобретаемые квартиру, автомобиль и денежный вклад между ними не заключался. Помимо привлечённых к участию в деле в качестве ответчиков двоюродных сестёр у Т. есть двоюродный брат, который после смерти Т. заявлял об отсутствии у него претензий относительно наследства.
Исследовав представленные в дело материалы, заслушав мнение истца суд приходит к следующему.
Согласно п.п.1 и 2 ст.244 Гражданского кодекса (ГК) РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона (п.4 ст.244 ГК РФ).
В силу п.2 ст.245 ГК РФ соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества.
Для разрешения заявленных исковых требований, по мнению суда, необходимо установить наличие между истцом и Т. перед приобретением указанного в иске имущества договорённости о создании общей собственности в отношении этого имущества, а также установить участие в равных долях истца и Т. личными средствами в приобретении этого имущества.
Из представленных в дело материалов и объяснений истца установлено, что Т. с 2011 года являлся собственником квартиры, находившейся в <адрес>, сдавал эту квартиру в найм, получая до 2020 года ежемесячный доход в размере <данные изъяты>. В августе 2020 года он продал эту квартиру за 1 <данные изъяты>. С <дата обезличена> Т. проживал совместно с Анисимовой Л.В. в принадлежащей ей квартире, все имевшиеся и вновь полученные доходы Т. и Анисимовой Л.В. они хранили как общие доходы, распоряжались ими по согласованию. <дата обезличена> Т. умер.
За время совместного с истцом проживания Т. <дата обезличена> приобрёл, квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, стоимостью <данные изъяты>, <дата обезличена> купил автомобиль стоимостью <данные изъяты>, <дата обезличена> он разместил <данные изъяты> на банковском вкладе АО «БАНК СГБ». Данные обстоятельства подтверждаются договором купли-продажи квартиры, выпиской из ЕРГН, договором купли-продажи автомобиля <номер обезличен>, свидетельством о регистрации транспортного средства, заявлением Т. о присоединении к Правилам размещения вкладов физических лиц в АО «БАНК СГБ» и не отрицается истцом, пояснившей, что на приобретение квартиры и автомобиля были использованы средства, вырученные от продажи принадлежавшей Т. квартиры, часть этих же средств была размещена на вкладе в АО «БАНК СГБ».
Суд считает, что при отсутствии договорённости о создании совместной собственности оснований для признания квартиры и автомобиля, приобретённых Т. и денежных средств, размещённых Т. на вкладе в АО «БАНК СГБ», общей долевой собственностью Анисимовой Л.В. и Т. не имеется, поскольку доказательств участия истца личными средствами в приобретении указанного имущества не представлено, у Т. имелись личные и достаточные средства для приобретении этого имущества. Иск при таких обстоятельствах удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░.░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. , ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░