Дело № 3а-82/2020
УИД 76OS0000-01-2019-000391-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 12 февраля 2020 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,
при секретаре Амелиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новиковой Галины Сергеевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Новикова Г.С. является наследником после Новикова В.Б., умершего 10 апреля 2019 года.
В состав наследства входит объект недвижимости: назначение - жилой дом, наименование: индивидуальный жилой дом, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 74, 1 кв.метра, расположенный по адресу: <адрес>
Постановлением Правительства Ярославской области от 11.12.2012 N 1404-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Ярославской области.
Согласно пункту 8249 приложения № 13 «Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Даниловского муниципального района» к указанному постановлению кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> утверждена в размере 33 332 559, 94 рубля.
Новикова Г.С. обратилась с административным иском об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки указанного объекта недвижимости, ссылаясь на недостоверность сведений о нем, используемых при определении его кадастровой стоимости.
В обоснование административного иска Новикова Г.С. указала, что в сведения Единого государственного реестра недвижимости (ранее – Государственный кадастр недвижимости) были внесены неверные сведения относительно площади объекта недвижимости. Вместо площади в 74, 1 кв.метра были внесены сведения о площади в 1 134 кв.метра. Данные сведения были использованы для определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, что привело к ее существенному завышению. В Едином государственном реестре недвижимости органом кадастрового учета исправлена техническая ошибка в части площади объекта недвижимости. Однако, исправление его кадастровой стоимости может быть осуществлено только путем оспаривания результатов государственной кадастровой оценки.
В судебном заседании Новикова Г.С. административный иск поддержала.
ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра, Управление Росреестра по Ярославской области в письменных отзывах на административный иск оставили его разрешение на усмотрение суда.
Правительство Ярославской области, Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, администрация городского поселения Данилов своих представителей в судебное заседание не направили, письменной правовой позиции по административному делу не представили суду.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд полагает, что по делу подлежит восстановлению срок оспаривания Новиковой Г.С. результатов кадастровой оценки, а административное исковое заявление Новиковой Г.С. подлежит удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из дела следует, что результаты государственной кадастровой оценки, оспариваемые административным истцом в настоящем деле, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 4 января 2013 года.
С настоящим административным иском Новикова Г.С. обратилась 16 декабря 2019 года.
Таким образом, срок оспаривания результатов государственной кадастровой оценки, которые утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 11 декабря 2012 года № 1404–п, ею пропущен.
Как следует из разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (пункт 8) пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Суд принимает во внимание, что Новикова Г.С. приобрела объект недвижимости об оспаривании кадастровой стоимости которого заявлен настоящий административный иск, в порядке наследования после Новикова В.Б., умершего 10 апреля 2019 года.
Таким образом, на момент открытия наследства и приобретения Новиковой Г.С. наследственных прав на данное имущество срок оспаривания его кадастровой стоимости истек. В период оспаривания кадастровой стоимости данного объекта, составляющий пять лет, Новикова Г.С. не имела юридического интереса в заявлении данных требований.
При этом, результаты определения кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, полученные в результате очередной государственной кадастровой оценки на момент открытия наследства и на момент обращения Новиковой Г.С. с заявлением о принятии наследства в Единый государственный реестр недвижимости не были внесены.
В связи с этим срок оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости Новиковой Г.С. подлежит восстановлению.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в статьях 245, 246, 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд принимает во внимание, что в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Поскольку оспариваемая в настоящем деле кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в настоящем административном деле суд применяет положения Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За совершение действий, указанных в части первой настоящей статьи, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя государственная пошлина уплачивается в размере 0,3 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 рублей; другим наследникам - 0,6 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 1 000 000 рублей.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации по выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подпунктах 7 - 10 настоящего пункта.
Судом установлено, что Новиков В.Б., умерший 10 апреля 2019 года, являлся собственником объекта недвижимости: назначение - жилой дом, наименование: индивидуальный жилой дом, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 74, 1 кв.метра, расположенного по адресу: <адрес>, на основании решения Даниловского районного суда Ярославской области от 10 ноября 2005 года.
Исходя из вышеприведенных положений законодательства о нотариате, налогового законодательства, а также принимая во внимание что Новикова Г.С. заявила о принятии наследства после Новикова В.Б., суд приходит к выводу о том, что она является плательщиком нотариального тарифа (или государственной пошлины), при расчете которого могут приниматься сведения о кадастровой стоимости наследственного имущества. Следовательно права и законные интересы Новиковой Г.С. затрагиваются установленной в отношении указанного объекта кадастровой стоимостью. При таких обстоятельствах, она имеет право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.
Административным истцом заявлен административный иск об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки по мотиву использования недостоверных сведений о данном объекте при определении его кадастровой стоимости.
Как следует из разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (пункт 13) при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Судом установлено, что на территории Ярославской области определение кадастровой стоимости объектов недвижимости проводилось по состоянию на 12 июля 2012 года. В этих целях Росреетром с ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» был заключен государственный контракт от 18 июня 2012 года.
Во исполнение указанного государственного контракта ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» как исполнителем 5 сентября 2012 года составлен и утвержден отчет об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ярославской области. Дата оценки – 12 июля 2012 года.
Постановлением Правительства Ярославской области от 11 декабря 2012 года № 1404 - п утверждены результаты государственной кадастровой оценки, содержащиеся в указанном отчете.
Судом исследован Отчет об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ярославской области, составленный ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» 5 сентября 2012 года, в части порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>
При исследовании отчета в указанной части судом установлено, что для определения кадастровой стоимости указанного объекта оценщиком был исчислен удельный показатель кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, а затем умножен на площадь объекта.
Для определения удельного показателя кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости оценщиком использованы сведения о ценообразующих факторах, в числе которых площадь здания.
Таким образом, для определения цифрового значения удельного показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого в настоящем административном деле заявлен спор, оценщиком также были использованы сведения о его площади.
Из Отчета следует, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости Новиковой Г.С. оценщик принимал к расчету сведения о площади объекта в 1 134 кв.метров.
Из материалов дела следует, что данные сведения являются недостоверными.
Согласно решению Даниловского районного суда Ярославской области от 10 ноября 2005 года, выводы которого основаны на данных технической инвентаризации жилого дома, его площадь составляет 74, 1 кв.метра.
Из отзывов Управления Росреестра по Ярославской области, ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра следует, что в сведениях Единого государственного реестра недвижимости 20 июля 2017 года исправлена техническая ошибка, в результате чего в реестр внесены данные о площади жилого дома в 74, 1 кв.метра.
Оснований полагать, что с момента проведения государственной кадастровой оценки до настоящего времени произошло изменение количественных характеристик объекта недвижимости, у суда не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> были использованы недостоверные сведения о нем в части площади данного объекта: вместо цифрового значения показателя площади в 74, 1 кв.метра оценщиком были использованы и применены в расчетах сведения о данном показателе объекта недвижимости в 1 134 кв.метра.
Данный факт в силу статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации, статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости административного истца.
Приказом Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 N 114 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно пункту 4 данного Порядка определение кадастровой стоимости осуществляется на основании отчета об определении кадастровой стоимости с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости.
Согласно пункту 13 Методических рекомендаций по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого фонда для целей налогообложении, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 03.11.2006 N 358, если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости объекта оценки от значений факторов стоимости (ценообразующих факторов), расчет кадастровой стоимости объектов оценки осуществляется подстановкой значений факторов стоимости (ценообразующих факторов) объектов оценки в статистическую модель кадастровой стоимости.
Если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости объекта оценки от значений факторов стоимости (ценообразующих факторов), кадастровая стоимость объекта оценки определяется следующим образом:
- определяется удельный показатель кадастровой стоимости объекта оценки путем подстановки значений факторов стоимости (ценообразующих факторов) в статистическую модель;
- определяется кадастровая стоимость объекта оценки как произведение удельного показателя кадастровой стоимости объекта оценки и соответствующего показателя объекта оценки.
Из отчета об определении кадастровой стоимости следует, что оценщиком была построена статистическая модель, выражающая зависимость удельного показателя кадастровой стоимости объекта оценки от значений ценообразующих факторов.
При таких обстоятельствах, согласно пункту 13 Методических рекомендаций, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> следует определять как произведение удельного показателя кадастровой стоимости данного объекта и его площади.
Из отчета следует, что по расчетам оценщика удельный показатель составил 28 834, 3 рубля.
Вместе с тем, суд не находит оснований для определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого в настоящем деле заявлен административный спор, в том порядке, как это указано в пункте 13 Методических рекомендаций.
При этом суд исходит из того, что, как было указано выше, цифровое значение удельного показателя кадастровой стоимости для объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> рассчитано на основании недостоверных сведений о площади данного объекта.
Следовательно, значение удельного показателя в 28 834, 3 рубля также является недостоверным.
Расчет кадастровой стоимости исполнителем работ по государственному контракту на проведение государственной кадастровой оценки с учетом достоверных сведений об объекте недвижимости в настоящее время невозможен в связи с истечением гарантийных обязательств по данному контракту у ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».
Возможность определения кадастровой стоимости экспертным путем с использованием построенной оценщиком статистической модели при проведении работ по государственной кадастровой оценке судом не установлена.
При таких обстоятельствах, применяя по аналогии Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 года N 514, (пункт 8), суд приходит к выводу о возможности определения кадастровой стоимости объекта недвижимости административного истца с использованием среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости для жилых домов, расположенных в кадастровом квартале <данные изъяты>, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области № 1404-п, в размере 28 155, 76 рубля.
Умножение данного значения на достоверную площадь жилого дома административного истца в 74, 1 кв.метра приводит к значению кадастровой стоимости в 2 086 341, 82 рубля.
Поскольку расчет кадастровой стоимости в размере 33 331 559, 94 рубля произведен на основании недостоверных сведений, кадастровая стоимость в указанном размере установлена с нарушением законодательства об оценочной деятельности, суд полагает, что кадастровая стоимость данного объекта в размере 2 086 341, 82 рубля подлежит установлению на весь период ее действия, то есть с 4 января 2013 года до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно требованиям статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» суд также определяет дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 16 декабря 2019 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ 74, 1 ░░.░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 2 086 341 ░░░░░ 82 ░░░░░░░ ░ 4 ░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2020 ░░░░