Принято в окончательной форме 08.07.2021
(УИД) 76RS0024-01-2021-001854-78
Дело № 2-1783/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июля 2021 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Пестеревой Е.М., при секретаре Короткевич А.И., с участием
помощника прокурора Печникова А.В.,
представителя третьего лица Владимирова К.Н. по доверенности (л.д.36),
от ответчика – не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. заместителя прокурора города Ярославля в интересах Российской Федерации к Каменщикову Сергею Ивановичу о прекращении права собственности на оружие,
установил:
И.о. заместителя прокурора города Ярославля в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Каменщикову С.И. о прекращении права собственности на оружие ИЖ-27Е, кал.16, №8962603, разрешении Управлению Росгвардии по Ярославской области уничтожение указанного оружия.
В обоснование исковых требований в заявлении указано, что ответчику было выдано разрешение на хранение и ношение указанного оружия, сроком действия до 01.12.2020. Собственником данного оружия является Каменщиков С.И. Оружие изъято 10.12.2010 и в дальнейшем 09.02.2011 передано на ответственное хранение в ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Ярославской области» (далее по тексту - ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ярославской области»), где и находятся до настоящего времени. Наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утере контроля за таким оружием, что создает угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу и государству.
Представитель истца помощник прокурора г. Ярославля Печников А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил, что более 10 лет ответчик не предпринимал никаких мер к возврату оружия, продлении разрешения, что свидетельствует о нежелании ответчика получить указанное оружие. До настоящего времени ответчик в уполномоченный орган так и не обратился.
Представитель третьего лица Управления Росгвардии по Ярославской области Владимиров К.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, представил письменный отзыв, доводы которого также поддержал. Указал, что ответчик за десять лет с момента изъятия оружия до настоящего времени не предпринял никаких действий для его возврата, к инспекторам лицензионно-разрешительной работы до настоящего времени так и не обратился.
Ответчик Каменщиков С.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще (л.д.42), ранее представил в суд письменные возражения на иск, в которых указал, что 10.12.2010 у ответчика было изъято указанное оружие. Ответчик предупредил инспектора, что будет сдавать оружие на реализацию в магазин «Охотник», который находится в помещении ТЦ «Флагман». Однако когда ответчик в марте 2011 года обратился к инспектору по вопросу возврата указанного оружия для передачи его в магазин для реализации, ответчику было отказано без объяснения причины. При этом ответчику пояснили, что оружие сдано в комнату хранения Фрунзенского РОВД г. Ярославля, но не разъяснили порядок работы ответственного лица, который мог бы выдать оружие. Ответчик неоднократно обращался с требованиями вернуть ему оружие, но официального ответа не получил. В настоящее время ответчик желает, чтобы ему вернули оружие для реализации.
Представитель третьего лица УМВД России по Ярославской области в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще, ранее направил в суд письменный отзыв на иск, в котором заявленные требования поддержал.
Дело рассмотрено судом при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно подп. 2 п.2 ст.235 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в частности отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
В силу ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу Закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (п. 1). В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (п. 2). Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (п. 3).
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации (включая оборот боеприпасов и патронов к оружию) урегулированы Федеральным законом от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии».
Частями 1, 3, 4 и 5 ст. 22, абз. 2 п.1 части 1 и 3 ст. 27, ст. 28 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.
Изъятие оружия и патронов к нему производится в случае нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
Оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в органе внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.Федеральная служба войск национальной гвардии РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота оружия. На Федеральную службу войск национальной гвардии РФ возложено, в том числе, осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ в сфере оборота оружия (Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ»).
Согласно подп. 9 п. 2 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 30.09.2016 № 510, одной из основных задач Росгвардии является, в том числе, осуществление федерального государственного контроля (надзора) за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций.
В силу п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», войска национальной гвардии осуществляют прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.
В соответствии с п. 83 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Пунктом 14 ст.13 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что 01.12.2005 Каменщикову С.И. было выдано разрешение серии РОХа №3136186 на огнестрельное охотничье гладкоствольное длинноствольное оружие ИЖ-27ЕМ, кл.16 №8962603, сроком действия до 01.12.2010.
Должностными лицами отделения лицензионно-разрешительной работы УМВД России по Ярославской области 10.12.2010 указанное оружие изъято в связи с нарушением сроков перерегистрации разрешения и передано на ответственное хранение в комнату хранения оружия ОП «Фрунзенский» УМВД России по Ярославской области. 09.02.2011 оружие передано на временное хранение на склад ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ярославской области», где и находятся до настоящего времени.
Из объяснений истца, третьих лиц, изложенных в письменных отзывах на иск, следует, что до настоящего времени ответчик каких-либо мер, направленных на оформление разрешительного документа на право хранения и ношения оружия либо принятия в установленном порядке решения об отчуждении оружия, не принял, до настоящего времени судьба оружия не определена.
В силу п.1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Непринятие ответчиком в течение более десяти лет (с 2010 года) каких-либо действий по возврату оружия (отчуждения его в установленном законом порядке), оформления разрешительной документации на оружие, свидетельствует о его фактическом отказе от права собственности на данное имущество.
Доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве на иск, о принятии мер к возврату оружия, по существу остались голословными и какими-либо допустимыми доказательствами не подтверждены. Более того, рассмотрение дела откладывалось судом по ходатайству ответчика, то есть до даты судебного заседания у него имелась возможность обращения в уполномоченный орган для разрешения возникшего вопроса, однако до настоящего времени по вопросу определения дальнейшей судьбы оружия Каменщиков С.И. в уполномоченный орган так и не обратился.
Таким образом, основания для прекращения права собственности ответчика на оружие ИЖ-27ЕМ, кл.16, №8962603 имеются, поскольку ответчик с 2010 года указанным имуществом не владеет, мер к его возврату не принимал, за продлением срока действия разрешения (лицензии) на оружие, получением нового разрешения, не обращался.
Поскольку все полномочия, связанные с государственным контролем в сфере оборота оружия, в том числе полномочия по реализации и уничтожению оружия, возложены на Росгвардию Российской Федерации (за исключением полномочий по хранению оружия в случаях отсутствия в распоряжении войск национальной гвардии специальных помещений для хранения оружия), суд приходит к выводу о том, что мероприятия по уничтожению изъятого у ответчика оружия должны быть выполнены Управлением Росгвардии по Ярославской области.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования и.о. заместителя прокурора города Ярославля удовлетворить.
Прекратить право собственности Каменщикова Сергея Ивановича на оружие ИЖ-27ЕМ, кл.16, №8962603.
Разрешить Управлению Росгвардии по Ярославской области уничтожение оружия ИЖ-27ЕМ, кл.16, №8962603.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.М. Пестерева