Решение по делу № 2-5136/2020 от 18.09.2020

Дело №2-5136/2020

УИД: 63RS0045-01-2020-006396-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 декабря 2020 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Османовой Н.С.,

с участием истца Фроловой Т.В.,

при секретаре Середа В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Промышленного районного суда г.Самары по адресу г.Самара, ул.Фадеева, 58 а, каб.217 гражданское дело № 2-5136/2020 по иску Фроловой Татьяны Валерьевны к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара об установлении факта нахождения на иждивении, признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца,

установил:

Фролова Т.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, в обоснование заявленных требований указав следующее.

Фролова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ

С ДД.ММ.ГГГГ Фролова Т.В. является студенткой Самарского государственного экономического университета и обучается на очной форме обучения, по специальности «Экономическая безопасность", что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ. учебного заведения.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском и Промышленном районе с заявлением (вх. № ) о назначении пенсии по случаю потери кормильца на основании п. п. 2 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 400-ФЗ страховых пенсиях».

Однако, Решением от ДД.ММ.ГГГГ № (номер решения по журналу регистрации 35/2095) в назначении указанной пенсии истцу было отказано.

Свой отказ ответчик обосновал следующим: при рассмотрении представленных документов, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, держащих требуемые для них сведения, установить факт иждивения у умершего отца не представляется возможным.

Истцом указано, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ г. отец давал ей деньги на приобретение канцтоваров и пособий для обучения в школе, одежду, отдых, а с ДД.ММ.ГГГГ. - оплачивал учебу в Самарском государственном экономическом университете.

Фролова Рў.Р’. считает отказ ответчика незаконным РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, обратилась РІ СЃСѓРґ Рё просила: признать решение Управления Пенсионного фонда Р Р¤ РІ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРј Рё Промышленном районах Рі. Рѕ. Самары РѕР± отказе РІ назначении пенсии РїРѕ потери кормильца незаконным, установить факт нахождения Фроловой Татьяны Валерьевны, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, РЅР° иждивении отца ФИО1, умершего ДД.РњРњ.ГГГГ, признать право Фроловой Татьяны Валерьевны, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, РЅР° пенсию РїРѕ случаю потери кормильца РґРѕ окончания обучения, РЅРѕ РЅРµ дольше, чем РґРѕ достижения возраста 23 РіРѕРґР°, обязать ГУ Пенсионного фонда Р Р¤ РІ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРј Рё Промышленном районах Рі.Рѕ. Самары назначить Фроловой Татьяне Валерьевне, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, пенсию РїРѕ случаю потери кормильца ФИО1, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения,    СѓРјРµСЂС€РµРіРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ

В судебном заседании истец Фролова Т.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара в судебное заседание не явился, предоставил отзыв на иск, просил рассмотреть дело в его отсутствии, в иске отказать.

Выслушав пояснения истца Фроловой Т.В. и свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховую пенсию по случаю потери кормильца, круг лиц, имеющих право на эту пенсию, и условия ее назначения определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").

В соответствии с частью 1 статьи 10 названного закона право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

Перечень лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, приведен в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях". В их числе - дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (часть 4 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, круг которых определен в части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях", если они состояли на иждивении умершего кормильца, то есть находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. При этом не исключается наличие у нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца какого-либо собственного дохода. Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен в том числе и в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.

Такое толкование понятия "иждивение" согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 г. N 1260-О-О.

К числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, относятся дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. При этом иждивение детей умершего кормильца, не достигших возраста 18 лет (за исключением детей, объявленных в установленном законом порядке полностью дееспособными до достижения ими возраста 18 лет), предполагается и не требует доказательств. В то же время факт нахождения на иждивении после достижения ребенком возраста 18 лет в случае его обучения по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица; исходя из этого специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца, обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства (постановления от 5 декабря 2017 г. N 36-П, от 27 ноября 2009 г. N 18-П, определение от 17 декабря 2001 г. N 1071-О-О).

Таким образом, дети умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет и обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, имеют право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, если они после достижения совершеннолетия продолжали находиться на иждивении родителей, то есть оставались на их полном содержании или получали от них такую помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 и Свидетель №1 являются родителями истца Фроловой Татьяны Валерьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении №

Семейные отношения между родителями на протяжении нескольких лет не поддерживались, дочь Татьяна проживала с матерью.

Согласно справки ДД.ММ.ГГГГ истец Фролова Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирована по адресу: <адрес> совместно с дедушкой ФИО2, бабушкой ФИО3 и матерью Свидетель №1

ФИО1 по день смерти проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>

Согласно свидетельства о смерти №., ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ

На момент смерти отца Фроловой Т.В. было ДД.ММ.ГГГГ

После смерти ФИО1, согласно ответа Нотариальной палаты Самарской области от 24.11.2020г., предоставленного по запросу суду, по состоянию на 24.11.2020г. наследственное дело не заводилось.

ДД.ММ.ГГГГ Свидетель №1 заключен договор на обучение дочери с ФГБОУ ВО «СГЭУ», оплата по которому производилась непосредственно Свидетель №1

На настоящий момент Фролова Т.В. является студенткой 3 курса очной договорной формы обучения Института экономики предприятий Самарского государственного экономического университета. Нормативный срок обучения с ДД.ММ.ГГГГ

Также установлено, что на момент смерти ФИО1 официально не работал, согласно сведениям индивидуального лицевого счета трудовую деятельность ФИО1 не осуществлял с апреля 2018г., получателем пенсии по линии ПФР по Самарской обл. не значился.

Согласно сведениям Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской обл. от 24.11.2020г., сведениями о доходах по форме 2-НДФЛ и иными сведениями о доходах за ДД.ММ.ГГГГ. Инспекция не располагает.

ДД.ММ.ГГГГ Фролова Т.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Решением УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. Фроловой Т.В. отказано в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 10 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт нахождения ее на иждивении отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку Фролова Т.В. на момент обращения к ответчику достигла возраста 18 лет, ей необходимо было для назначения пенсии по случаю потери кормильца представить доказательства нахождения на иждивении умершего отца, с достоверностью подтверждающие, что его помощь была для нее основным, постоянным и единственным источником средств к существованию.

Назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца, возможно только тем детям, достигшим возраста 18 лет, которые состояли на иждивении кормильца и могут подтвердить этот факт, что в полной мере соответствует правовой природе этой выплаты, направленной на предоставление источника средств к существованию детям, лишившимся его в связи со смертью родителя (родителей).

Требование доказывания факта нахождения на иждивении умерших родителей распространяется на всех детей старше 18 лет, в том числе лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Устанавливая в пенсионном законодательстве требование доказывания лицами старше 18 лет факта нахождения на иждивении родителей, законодатель основывается на презумпции трудоспособности лица, достигшего совершеннолетия: в соответствии с трудовым законодательством лица, достигшие возраста 16 лет, вправе вступать в трудовые отношения в качестве работников (ч. 3 ст. 20 ТК РФ); труд лиц, достигших 18 лет, может использоваться на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания) (ч. 1 ст. 265 ТК РФ).

В соответствии со ст. 123 Конституции РФ, ст. ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании ст. 59 ГПК РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что истцом не доказан факт нахождения на иждивении своего отца ФИО1, после достижения ею 18 лет и на момент смерти отца, на его полном содержании, а также то, что такое содержание было постоянным и служило основным источником средств к его существованию.

Свидетели Свидетель №1 ( мать), Свидетель №2( бабушка по линии отца), допрошенные в судебном заседании, пояснили, что ФИО1 проживал один, имел неофициальный доход. Оказывал дочери Татьяне материальную помощь в виде передачи денежных средств для оплаты за обучение в университете, а также на ее мелкие расходы.

Однако, показания данных свидетелей не являются достоверными доказательствами наличия у ФИО1 доходов, достаточных для полного содержания своей дочери или обеспечения ей средств к существованию.

Таким образом, факт полного содержания и получения помощи от ФИО1, которая являлась постоянным источником средств к существованию истца, своего объективного подтверждения в судебном заседании не нашел.

В нарушении ст. 56 ГПК РФ истцом не представлены доказательства того, что умерший отец оплачивал ее обучение в институте либо осуществлял какие-либо денежные переводы на ее имя истца.

Каких-либо данных, соответствующих требованиям относимости и допустимости, и бесспорно свидетельствующих об объеме оказываемой истцу ежемесячной материальной помощи, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о недоказанности факта утраты истцом источника средств к существованию, соответственно, у него отсутствует право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Таким образом, не имеется оснований для признания незаконным решения УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, которым истцу отказано в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, поскольку, при обращении в пенсионный орган истцом не было представлено доказательств, подтверждающих факт нахождения на иждивении своего отца, то есть, нахождения на его полном содержании или получения от него помощи, которая была для него постоянным и основным источником к существованию. Не установлены такие обстоятельства и судом, в связи с чем, на Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском и Промышленном районах (ГУ) г.о. Самары не может быть возложена обязанность назначить Фроловой Т.В. пенсию по потери кормильца.

Учитывая все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что заявленные Фроловой Т.В. требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Фроловой Татьяны Владимировны к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара об установлении факта нахождения на иждивении, назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г.о. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 08.12.2020г.

Председательствующий: Османова Н.С.

2-5136/2020

Категория:
Гражданские
Другие
ГУ УПФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара
Фролова Г.А.
Фролов Ю.В.
Фролова О.И.
Фролова Т.В.
Суд
Промышленный районный суд г. Самара
Судья
Османова Н. С.
Дело на сайте суда
promyshleny.sam.sudrf.ru
01.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее