РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 октября 2023 года город Балтийск
Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Дуденкова В.В.
при секретаре судебного заседания Кожевниковой М.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-363/2023 по иску Кузахмедова Марата Идрисовича к администрации муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Кузахмедов М.И. обратился в районный суд с иском, уточнённым в соответствии со статьёй 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – "ГПК РФ"), к администрации Балтийского городского округа об обязании снять статус "служебное жилое помещение" с квартиры, расположенной по адресу: <.....>, перевести эту квартиру в статус "жилое помещение социального использования" и заключить договор социального найма в отношении указанной квартиры. Свои требования истец обосновал тем, что на основании постановления администрации Балтийского муниципального района от 28.10.2009 № № ему как военнослужащему войсковой части № была предоставлена служебная квартира, расположенная по адресу: <.....> Приказом командира войсковой части № от 12.05.2011 № № он был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением условий контракта. Однако на момент увольнения с военной службы он имел заболевание, полученное в период военной службы и препятствовавшее дальнейшему прохождению военной службы. Так как на момент увольнения общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составляла 12 лет 8 месяцев, по решению <.....> от 02.08.2011 № № он был снят с учёта в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. 10 апреля 2020 года он обратился в администрацию Балтийского городского округа с заявлением о снятии грифа "служебная" с ранее предоставленной ему квартиры, но данное заявление было оставлено без удовлетворения. Подобное решение ответчика является неправомерным и нарушает его жилищные права, гарантированные статьёй 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Истец Кузахмедов М.И. не явился в судебное заседание, хотя был надлежащим образом извещён о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель истца, Панкова И.А., настаивала на удовлетворении иска и полностью поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель администрации Балтийского городского округа Быренкова Е.Е. не признала предъявленный иск полностью, сославшись на отсутствие законных оснований для исключения спорной квартиры из специализированного жилищного фонда и для обеспечения Кузахмедова М.И. жилым помещением на условиях социального найма.
Представитель Минобороны России Иванова Е.В. полагала отказать в удовлетворении иска, пояснив, что Кузахмедов М.И. был уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, имея общую продолжительность военной службы менее 20-ти лет, поэтому обоснованно снят с учёта нуждающихся ввиду утраты оснований, дающих право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания. В настоящее время Минобороны России не имеет перед истцом неисполненных обязательств по обеспечению жильём.
ФГАУ "Росжилкомплекс" не обеспечило явку в судебное заседание своего уполномоченного представителя, несмотря на надлежащее извещение о месте и времени проведения судебного разбирательства.
Заслушав объяснения участников судебного разбирательства и проверив приведённые ими доводы, исследовав письменные доказательства, суд находит иск Кузахмедова М.И. не подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.
Кузахмедов Марат Идрисович с 31 мая 2007 года проходил военную службу по контракту в войсковой части № (л.д. 9, 18, 107, 108, 115)
28 октября 2009 года администрация Балтийского муниципального района издала постановление № №, согласно которому по ходатайству войсковой части № военнослужащему Кузахмедову М.И. на состав семьи 1 человек была предоставлена отдельная двухкомнатная служебная квартира общей площадью 36,7 кв. м, расположенная по адресу: <.....> на период прохождения военной службы в войсковых частях Балтийского гарнизона (л.д. 61).
29 октября 2009 года между МКП <.....>, выполнявшим функции наймодателя, с одной стороны, и Кузахмедовым М.И. как нанимателем, с другой стороны, был заключён договор найма указанного служебного жилого помещения № № (л.д. 10, 57–60).
С 26 мая 2010 года по настоящее время истец зарегистрирован по месту жительства в предоставленной служебной квартире, расположенной по адресу: <.....> (л.д. 25, 28, 113, 114).
Двухкомнатная служебная квартира общей площадью 36,7 кв. м с кадастровым номером (КН) №, расположенная по адресу: <.....>, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию "Балтийский городской округ" Калининградской области (л.д. 32, 56).
10 августа 2011 года Кузахмедов М.И. был исключён из списков личного состава войсковой части № ввиду досрочного увольнения с военной службы с зачислением в запас по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (л.д. 18, 30, 107–109, 115–121).
10 апреля 2020 года Кузахмедов М.И. обратился в администрацию Балтийского городского округа с заявлением о снятии грифа "служебное" с жилого помещения расположенного по адресу: <.....> Администрация Балтийского городского округа направила в адрес истца письменное сообщение от 09.06.2020 № № об отказе в удовлетворении указанного заявления (л.д. 31).
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Кузахмедова М.И. на жилые помещения (л.д. 65, 72).
Кузахмедов М.И. не состоит в списке общей очерёдности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений по Балтийскому городскому округу (л.д. 88).
Частью 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – "ЖК РФ") предусмотрено, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Согласно пункту 3 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма.
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более – по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 данного Федерального закона.
Как следует из абзаца тринадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие-граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с данным Федеральным законом.
Статьёй 93 ЖК РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы.
В силу части 1 статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нём.
Согласно части 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы. Увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированного жилого помещения граждане должны освободить жилое помещение, которое они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.
Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Проведённый анализ имеющихся в деле документов позволяет суду сделать однозначный вывод о том, что занимаемая Кузахмедовым М.И. с 2009 года двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <.....>, является служебным жилым помещением, находящимся в собственности муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области.
В 2009 году при предоставлении спорного жилого помещения и заключении договора найма служебного жилого помещения от 29.10.2009 № № для Кузахмедова М.И. было очевидно, что ему предоставлена именно служебная квартира из состава специализированного муниципального жилищного фонда.
В период с 2009 года до настоящего времени истец не оспаривал факт отнесения занимаемой квартиры к категории служебных жилых помещений.
Отсутствие в деле решения компетентного органа об отнесении спорной квартиры к числу служебных жилых помещений само по себе не свидетельствует о том, что на момент предоставления истцу в 2009 году эта квартира не была в установленном порядке включена в специализированный жилищный фонд.
Как следует из пункта 1 части 3 статьи 19 и части 1 статьи 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда социального использования.
Согласно части 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нём на условиях, установленных ЖК РФ.
Следовательно, обязательным условием для предоставления жилого помещения гражданину по договору социального найма является отнесение предоставляемого жилого помещения к государственному или муниципальному жилищному фонду социального использования.
Между тем занимаемая Кузахмедовым М.И. служебная квартира, расположенная по адресу: <.....>, по своему статусу не является жилым помещением государственного или муниципального жилищного фонда социального использования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).
В силу части 3 статьи 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаём, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV "Специализированный жилищный фонд" ЖК РФ.
Частью 2 статьи 92 ЖК РФ предусмотрено, что исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2012 № 9-ФП, в соответствии с жилищным законодательством органы местного самоуправления с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42, самостоятельно решают вопросы по отнесению находящихся в их собственности жилых помещений к категории служебных и по исключению таких помещений из специализированного жилищного фонда.
В силу конституционного принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную и исходя из самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий, суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом, и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении данного органа к принятию решения об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
Кузахмедов М.И., заявляя требования об изменении статуса спорной квартиры, фактически возлагает на суд обязанность вмешательства в деятельность органа местного самоуправления, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом, что, исходя из конституционного принципа разделения властей, является недопустимым,
Жилищное законодательство не возлагает на орган местного самоуправления, осуществляющий управление муниципальным жилищным фондом, обязанность по принятию решения об исключении служебного жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда в каких-либо случаях.
По итогам судебного разбирательства установлено, что решение об исключении служебного жилого помещения, занимаемого истцом и расположенного по адресу: <.....>, администрацией Балтийского городского округа не принималось. До настоящего времени спорная квартира сохраняет статус служебного жилого помещения.
Таким образом, наличие у занимаемой Кузахмедовым М.И. квартиры статуса служебного жилого помещения исключает в настоящее время возможность предоставления этой квартиры истцу по договору социального найма.
С учётом основания увольнения с военной службы и общей продолжительности военной службы, равной 12-ти годам 11-ти месяцам в календарном исчислении, Кузахмедов М.И. не относится к категориям граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Кроме того, истец не принят на учёт в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии со статьёй 52 ЖК РФ, что исключает предоставление ему спорного жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что Кузахмедов М.И. не относится к категориям граждан, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений в соответствии с частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.
Проанализировав приведённые в решении нормы материального права и все установленные обстоятельства дела, оценив исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к окончательному выводу об отсутствии фактических и правовых оснований для удовлетворения иска Кузахмедова М.И. об обязании администрации Балтийского городского округа исключить из специализированного жилищного фонда жилое помещение, расположенное по адресу: <.....>, и заключить договор социального найма указанного жилого помещения.
Исходя из изложенного. руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать Кузахмедову Марату Идрисовичу <......> в удовлетворении иска к администрации муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области (ИНН 3901003933) об исключении из специализированного жилищного фонда жилого помещения, расположенного по адресу: <.....>, и об обязании заключить договор социального найма указанного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Балтийского городского суда
Калининградской области В.В. Дуденков
Мотивированное решение изготовлено 9 октября 2023 года.