Судья Забродина Е.В. |
№ 33а-439/2020 10RS0010-01-2019-000239-08 2а-390/2019 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 февраля 2020 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Соляникова Р.В., Колбасовой Н.А.
при ведении протокола помощником судьи Буш В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 15 ноября 2019 г. по административному исковому заявлению Аксентьевой Надежды Викторовны к администрации Олонецкого национального муниципального района, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Правительству Республики Карелия об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что Аксентьева Н.В. является нанимателем жилого помещения в доме, признанном аварийным заключением межведомственной комиссии Олонецкого городского поселения от (...) Постановление о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу принято администрацией Олонецкого городского поселения лишь (...) Длительное бездействие привело к тому, что жилой дом не был включен в третий этап Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 28 марта 2019 г. № 136-П, (в данный этап включались дома, признанные аварийными в связи с фактическим износом в период с 01 января 2012 г. по 01 января 2017 г.).
Аксентьева Н.В. просила признать незаконным бездействие администрации Олонецкого городского поселения и возложить на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее – министерство) и Правительство Республики Карелия обязанность включить многоквартирный жилой дом в реестр домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Решением суда заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие администрации Олонецкого городского поселения в части несвоевременного принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В остальной части в иске отказано. С администрации Олонецкого национального муниципального района в пользу административного истца взысканы расходы по уплате государственной пошлины 300 руб.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить постановленное по делу решение в части и удовлетворить административный иск, возложив на Правительство Республики Карелия обязанность включить многоквартирный дом в реестр домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. В обоснование жалобы указывает на наличие возможности внесения уточненных данных в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 г.г. в случае выявления неточностей аварийных площадей. Отсутствие законодательного регулирования порядка внесения изменений в программу порождает недопустимую правовую неопределенность, что не отвечает конституционным принципам правового государства, верховенства права и равенства перед законом, приводит к нарушению принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Признав бездействие незаконным, суд не возложил на административных ответчиков обязанность, исполнение которой привело бы к восстановлению нарушенного права. Решение Правительства Республики Карелия о включении дома в программу носит процессуальный характер и не может рассматриваться как самостоятельный предмет спора. Факт аварийности дома не оспаривается. Правительство Республики Карелия и министерство имеют возможность проверить документы о признании дома аварийным.
В возражениях относительно апелляционной жалобы министерство просит оставить решение суда без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции административный истец и ее представитель Пальцева Е.С. поддержали доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в суд не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
По делу установлено, что заключением межведомственной комиссии Олонецкого городского поселения от (.....) признан аварийным и подлежащим сносу жилой дом (...).
Процедура признания многоквартирного дома аварийным определена Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (далее – Положение).
В соответствии с п. 7 Положения оценка и обследование многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п. 33 Положения).
Пунктом 49 Положения предусмотрено, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым п. 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В отношении спорного дома постановление о признании его аварийным и подлежащим сносу вынесено администрацией Олонецкого городского поселения (.....), срок расселения дома определен до (.....)
Аксентьева Н.В., зарегистрированная по месту жительства в квартире (...) указанного дома, просила суд признать незаконным бездействие, выразившееся в длительном непринятии решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу и повлекшее невключение дома в программу расселения аварийного фонда.
Суд, установив, что предусмотренный п. 49 Положения срок органом местного самоуправления был нарушен, обоснованно признал бездействие незаконным.
Также установлено, что на момент принятия постановления от 20февраля 2017 г. специализированная организация не проводила обследование и оценку состояния жилого дома на предмет признания его аварийным.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции) под аварийным жилищным фондом подразумевается совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
На основании ч. 1 ст. 16 названного закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Данная программа в силу п. 1 ч. 2 ст. 16 закона должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 28 марта 2019 г. № 136-П утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 г.г., в реализации которой участвуют муниципальные образования, на территории которых имеются аварийные многоквартирные дома, признанные в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Перечень аварийных многоквартирных домов сформирован на основании сведений об общей площади аварийного жилищного фонда, представленных органами местного самоуправления, в соответствии с ч. 6 ст. 17 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01 января 2017г., является приложением 1 к названной программе.
Поскольку по состоянию на 01 января 2017 г. решение о признании спорного дома аварийным уполномоченным органом местного самоуправления принято не было, у Правительства Республики Карелия отсутствовали основания для его включения в программу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Тот факт, что бездействие администрации Олонецкого городского поселения по своевременному принятию решения о признании дома аварийным признано незаконным, не может являться основанием для вывода о незаконном бездействии Правительства Республики Карелия при принятии региональной адресной программы, поскольку данный орган наделен собственной компетенцией в сфере принятия нормативных правовых актов, его действия (бездействие) в рамках настоящего дела не оспариваются, а сама региональная адресная программа в установленном КАС РФ порядке не оспорена.
Таким образом, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
По изложенным мотивам решение суда является законным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 15 ноября 2019 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи