Решение по делу № 7A-120/2023 от 18.07.2023

Судья Кейш К.А.                                           Дело № 7А-120/2023 (№ 12-7/2023)

УИД 39RS0018-01-2023-000303-89

РЕШЕНИЕ

20 сентября 2023 года                                                                  г. Калининград

Судья Калининградского областного суда Тимощенко Р.И.

при секретаре Жунда А.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ООО «Балтийский меридиан» на постановление главного государственного инспектора Краснознаменского, Неманского, Полесского, Славского и Советского городских округов по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснознаменскому, Неманском, Полесскому, Славскому и Советскому городским округам Иванова А.Ю. от 20 апреля 2023 года и решение судьи Славского районного суда Калининградской области от 27 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Балтийский меридиан».

УСТАНОВИЛ:

    постановление главного государственного инспектора Краснознаменского, Неманского, Полесского, Славского и Советского городских округов по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснознаменскому, Неманском, Полесскому, Славскому и Советскому городским округам Иванова А.Ю. № 267/2023 от 20 апреля 2023 года ООО «Балтийский меридиан» признано виновным в совершении административного правонарушения, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

    Решением судьи Славского районного суда Калининградской области от 27 июня 2023 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе ООО «Балтийский меридиан» в лице представителя по доверенности Шалаева Р.Ю. просит отменить постановление и решение судьи, прекратить производство по делу, поскольку к индивидуальному жилому дому не применимы вмененные нарушения требований пожарной безопасности с учетом также того, что часть жилых помещений находилась в аренде юридического лица.

Заслушав защитника Шалаева Р.Ю., поддержавшего доводы жалобы, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснознаменскому, Неманском, Полесскому, Славскому и Советскому городским округам Иванова А.Ю. и заместителя прокурора Славского района Калининградской области Вавилина В.С., возражавших против доводов жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются помимо Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» также Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», и иными, принимаемыми в соответствии с названными Федеральными законами нормативными правовыми актами.

Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» урегулированы общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон ««Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

Статьей 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 10 января 2023 года между ФИО (арендодатель) и ООО «Балтийский меридиан» (арендатор) заключен договор, по условиям которого арендодатель передает арендатору во временное пользование помещения площадью <данные изъяты> кв. м, расположенные на 2 и 3 этажах, из <данные изъяты> доли индивидуального жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>

Согласно п. 2 договора имущество будет использоваться арендатором для незапрещенных законодательством целей, в то числе для сдачи в аренду третьим лицам с целью их проживания.

22.03.2023 в ходе проведения прокуратурой Славского района Калининградской области совместно с сотрудниками МОНД и ПР по Краснознаменскому, Неманскому, Полесскому, Славскому и Советскому городским округам УНД и ПР ГУ МЧС России по Калининградской области проверки соблюдения ООО «Балтийская линия» требований законодательства о пожарной безопасности установлено, что при осуществлении деятельности ООО «Балтийский меридиан» при эксплуатации 2 и 3 этажей здания, расположенного по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: 1) в нарушение ст. 6 ч. 2 ст. 54, ст. 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в здании и помещениях отсутствует система пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с табл. А.1 СП 484.1311500.2020, п. 7 СП 3.13130.2009; 2) в нарушение п. 13 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 года (далее - Правила противопожарного режима) отсутствуют сведения по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачных помещений, а также техническая документация изготовителя средства защиты и (или) производителя огнезащитных работ; 3) в нарушение ч. 6 ст.53 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.9 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказ МЧС России от 19.03.2020 № 194, второй и третий этажи здания не имеют двух эвакуационных выходов; 4) в нарушение ч. 2 ст. 53, ст. 87 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пп. 23 и 25 Правил противопожарного режима отсутствует документ, подтверждающий предел огнестойкости не менее R45 строительных конструкций (маршей и площадок) междуэтажных лестниц, расположенных в здании; 5) в нарушение п. 409 Правил противопожарного режима огнетушители установлены в здании в специальных подставках из горючих материалов; 6) в нарушение п. 14 Правил противопожарного режима на дверях лестничных клеток отсутствуют приспособления для самозакрывания.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Балтийский меридиан» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Судья районного суда при рассмотрении жалобы согласился с выводами должностного лица о наличии в деянии ООО «Балтийский меридиан» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя ввиду следующего.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает наличие законных оснований для применения административного наказания и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 53 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.

Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (ч. 2 ст. 54 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

В соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Согласно пункту А.1 Приложения А СП 484.1311500.2020 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» настоящее приложение устанавливает перечень зданий, сооружений и помещений, подлежащих оснащению безадресными и адресными системами пожарной сигнализации.

В соответствии с п. 13 Правил противопожарного режима при эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты.

Руководитель организации обеспечивает наличие и исправное состояние устройств для самозакрывания противопожарных дверей, а также дверных ручек, устройств "антипаника", замков, уплотнений и порогов противопожарных дверей, предусмотренных изготовителем, а на дверях лестничных клеток, дверях эвакуационных выходов, в том числе ведущих из подвала на первый этаж (за исключением дверей, ведущих в квартиры, коридоры, вестибюли (фойе) и непосредственно наружу), приспособлений для самозакрывания (п. 14 Правил противопожарного режима).

В силу пункта 23 Правил противопожарного режима в случае установления требований пожарной безопасности к строительным конструкциям по пределам огнестойкости, классу конструктивной пожарной опасности и заполнению проемов в них, к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем, применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений на объекте защиты должна храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов.

Согласно п. 409 Правил противопожарного режима огнетушители, размещенные в коридорах, проходах, не должны препятствовать безопасной эвакуации людей. Огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра до верха корпуса огнетушителя либо в специальных подставках из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание.

Согласно ст. 89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.

В силу п. 4.2.9 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» не менее двух эвакуационных выходов, как правило, должны иметь этажи зданий класса Ф1 Л, Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, ФЗ, Ф4.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на различные группы.

Подпунктом «г» п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» одноквартирные жилые дома относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.4.

Согласно выписке из ЕГРН здание, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, является индивидуальным жилым домом.

При таких обстоятельствах, поскольку объект защиты относится к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.4, вмененные нарушения требований пожарной безопасности не соответствуют его классу функциональной пожарной опасности.

Материалы дела не содержат доказательств изменения целевого назначение здания или доказательств того, что указанный объект защиты имеет признаки другого класса функциональной пожарной опасности.

Согласно правовой позиции, указанной в постановлении Конституционного Суда РФ от 23.03.2023 № 9-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина П.Е. Бахирева», если собственником предоставляемого гражданам на короткий срок жилого помещения предприняты меры по такому его оборудованию (оснащению), которое позволяет одновременно предоставлять его значительно большему числу граждан, чем размещаются в таком помещении при обычном проживании, либо помещение регулярно предоставляется такому числу граждан, либо оно может предоставляться менее, чем на одни сутки, а равно для удовлетворения потребностей, не связанных с проживанием в нем (для проведения празднований, других мероприятий, встреч и т.п.), либо если имеет место постоянное или регулярное нахождение в местах общего пользования в многоквартирном доме лиц, обеспечивающих оказание размещенным в жилом помещении гражданам услуг, обычно оказываемых гостиницами, в том числе предусмотренных пунктом 25 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, либо если одним собственником краткосрочно предоставляется гражданам несколько помещений в одном многоквартирном доме, - то это дает основания рассматривать такую деятельность как фактическое предоставление гостиничных услуг с применением соответствующих правовых последствий.

Вместе с тем, как следует из пояснений защитника Шалаева Р.Ю., помещения площадью <данные изъяты> кв. м, расположенные на 2 и 3 этажах индивидуального жилого дома, были арендованы юридическим лицом для сдачи в аренду третьим лицам с целью их проживания (пребывания). При этом гостиничные услуги не оказываются.

Доказательств, подтверждающих оказание обществом гостиничных услуг, материалы дела не содержат.

В этой связи выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ООО «Балтийский меридиан» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нельзя признать обоснованными. Обстоятельства, на основании которых вынесены оспариваемые акты, допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждены.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора Краснознаменского, Неманского, Полесского, Славского и Советского городских округов по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснознаменскому, Неманском, Полесскому, Славскому и Советскому городским округам Иванова А.Ю. от 20 апреля 2023 года и решение судьи Славского районного суда Калининградской области от 27 июня 2023 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Балтийский меридиан» - прекращению в связи отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление главного государственного инспектора Краснознаменского, Неманского, Полесского, Славского и Советского городских округов по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснознаменскому, Неманском, Полесскому, Славскому и Советскому городским округам Иванова А.Ю. от 20 апреля 2023 года и решение судьи Славского районного суда Калининградской области от 27 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении ООО «Балтийский меридиан» отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.58 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья

7A-120/2023

Категория:
Административные
Ответчики
ООО Балтийский меридиан
Другие
Шалаев Руслан Юрьевич
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Тимощенко Роман Иванович
Статьи

20.4

Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
19.07.2023Материалы переданы в производство судье
05.09.2023Судебное заседание
20.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2023Дело оформлено
20.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее