Решение по делу № 2а-773/2019 ~ М-827/2019 от 11.11.2019

Дело №2а-773/2019

      РЕШЕНИЕ

                     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2019 года                                                                          город Долинск

Долинский городской суд Сахалинской области, в составе:

председательствующего судьи                                                                А.В.Зюзина

с участием: административного истца Кудряшова А.В., представителей административного ответчика Дворяниновой Г.С., Макасеева К.А.

при секретаре -                                                                                    Е.О.Поляковой

рассмотрев административное исковое заявление Кудряшова ФИО14, заинтересованное лицо – Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений правительства Сахалинской области к Собранию муниципального образования городской округ «Долинский» о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ полностью незаконным со дня его принятия,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Кудряшов А.В. обратился в Долинский городской суд с административным иском по тем основаниям, что с ДД.ММ.ГГГГ являлся депутатом Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» (далее по тексту – Собрание). ДД.ММ.ГГГГ на сессии Собрания было принято Решение "О досрочном сложении полномочий депутата Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации" (далее - Решение ), которым его полномочия как депутата Собрания досрочно прекращены, в связи с несоблюдением требований федерального законодательства о противодействии коррупции, выразившемся в не представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год.

В обоснование заявленных требований сослался на то, что содержание текста Решения не соответствует его названию (в названии указывается сложение полномочий, а в решающей части говорится о прекращении полномочий). В Решении отсутствуют указания на конкретные законы, их статьи и иные фрагменты, которыми ему вменяется несоблюдение требований федерального законодательства о противодействии коррупции. Действующее законодательство Российской Федерации, по мнению административного истца, не содержит положений, предоставляющих представительному органу местного самоуправления право лишать полномочий (досрочно прекращать полномочия) депутата соответствующего представительного органа в принудительном порядке на основании решения данного органа без предварительного подтверждения судом факта нарушения (несоблюдения) депутатом требований какого-либо закона, устава субъекта РФ, устава муниципального образования или иного местного нормативного правового акта.

        Таким    образом, полагая, что в отсутствие законодательно установленного для представительного органа местного самоуправления права без подтверждения судом факта нарушения депутатом требований законов РФ принимать решение о досрочном прекращении его полномочий, Собрание МО ГО «Долинский», приняв Решение превысило свои полномочия и противозаконно лишило его, избранного населением депутата, полномочий депутата Собрания МО ГО «Долинский».

Кроме того указав, что с оспариваемым решением он ознакомился только непосредственно на сессии Собрания ДД.ММ.ГГГГ, а не за пять дней до нее, как того требуют п.8.1 и п/п 21.5.6 Регламента Собрания МО ГО «Долинский», что исключило возможность представить иным депутатам Собрания его письменные возражения и привести соответствующие ссылки на законодательные нормы по поводу неправомерности принятия решения о лишении него полномочий депутата предложенным порядком, в этой связи просил признать решение Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» "О досрочном сложении полномочий депутата Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации" незаконным со дня его принятия.

В судебном заседании Кудряшов А.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям в нем изложенным. Не отрицал то обстоятельство, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год до настоящего времени не предоставил.

        Представители административного ответчика Дворянинова Г.С. и Макасеев К.А. просили в удовлетворении заявленных административных исковых требований ФИО2 отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам административного дела.

        Выслушав явившиеся стороны, допросив по обстоятельствам дела свидетелей ФИО7, ФИО8, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дела об оспаривании действий Собрания МО ГО «Долинский», входят проверка соответствия совершенных действий закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения ими прав и законных интересов граждан, а также соблюдение срока на обращение с административным исковым заявлением в суд.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N131-ФЗ) депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.

В соответствии с положениями статьи 40 Закона N131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (часть 10.1).

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

При этом полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (часть 7.1).

Федеральный закон от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции" в части 4 статьи 5 предусматривает, что органы местного самоуправления, как и федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Осуществление мер по противодействию коррупции в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа (пункт 42 части 1 статьи 16 Закона № 131 -ФЗ).

Положениями статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлены ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности. В частности, в соответствии с частью 4 указанной статьи, лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из системного толкования приведенных норм в их совокупности следует, что обязанность лица, замещающего должность депутата в представительном органе муниципального образования, по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами.

Следовательно, непредставление лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.

Частью 13 статьи 32 Устава также установлено, что депутаты Собрания городского округа обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 11 части 2 статьи 33 Устава установлено, что полномочия депутата Собрания городского округа прекращаются досрочно в иных случаях, установленных федеральным законодательством.

Таким образом, из указанных положений закона следует, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

         Решением Собрания ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения Собрания от ДД.ММ.ГГГГ ), утверждено «Положение о порядке предоставления депутатами Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей» (далее - Положение), обязывающее депутатов Собрания ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять такие сведения Губернатору Сахалинской области по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года №460, путем их подачи или направления в уполномоченный орган государственной власти Сахалинской области, ответственный за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений лично или посредством почтовой связи (статьи 2 и 3).

Таким образом, со дня вступления в законную силу названного муниципального правового акта, депутаты Собрания МО ГО «Долинский» обязаны представлять предусмотренные федеральным законодательством сведения.

В соответствии с частью 11 статьи 40 Закона N131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Аналогичное положение содержится и в части 3 статьи 33 Устава МО ГО «Долинский» и также установлено, что в случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в Собрание муниципального образования данного заявления».

Решением Собрания от ДД.ММ.ГГГГ утверждено «Положение о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления, депутатов и выборного должностного лица», которое распространяет свое действие, в том числе, и на депутатов Собрания (п.2 Положения).

В п.2 Положения оговорено, что полномочия депутата Собрания прекращаются досрочно в случае не предоставления депутатом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо предоставления заведомо недостоверных или неполных сведений.

В п.5 Положения установлен порядок и процедура принятия такого решения.

Так, в случае поступления информации в Собрание о не предоставлении депутатом сведений, указанных в п.п. 1 и 2 части 2 настоящей статьи, председателем Собрания созывается комиссия из числа муниципальных служащих на период проверки. Проверка осуществляется в срок, не превышающий 30 дней со дня издания председателем Собрания соответствующего распоряжения (о ее проведении). Срок проверки может быть продлен председателем Собрания до 60 дней. Проверка проводится комиссией самостоятельно либо путем направления запросов в компетентные органы о наличии обстоятельств, предусмотренных п.1 и 2 ч.2 настоящей статьи. По окончании проверки подготавливается акт, в котором указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам проверки. Акт о результатах проверки после подписания членами комиссии представляется председателю Собрания. При установлении факта нарушения закона в ходе проверки акт о результатах проверки также направляется депутату Собрания, в отношении которого проводилась проверка, в день подписания акта членами комиссии. Депутат Собрания вправе в пятнадцатидневный со дня подписания членами комиссии акта о результатах проверки обжаловать указанный акт комиссии в судебном порядке. В случае обжалования акт о результатах проверки депутат обязан представить в Собрание документы, подтверждающие его обращение в суд не позднее двух дней со дня принятия судом соответствующего заявления. Акт о результатах проверки вступает в законную силу по истечении срока, установленного настоящим Положением для обжалования акта, если он не был обжалован. Решение Собрания о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания принимается не позднее 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Собрания – не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В судебном заседании достоверно установлено, подтверждается представленными материалами дела и не оспаривается сторонами, что постановлением Долинской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в качестве депутата Собрания МО ГО «Долинский» шестого созыва по единому избирательному округу от Долинского местного отделения Сахалинского регионального отделения политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» зарегистрирован, в том числе, ФИО2

Таким образом, со дня назначения на должность, административный истец как депутат был обязан соблюдать требования федерального и регионального законодательства о представлении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, супруга/супруги, несовершеннолетних детей) в 2018 году.

Об указанной обязанности административный истец был лично под роспись ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя Собрания МО ГО «Долинский» Дворяниновой Г.С. от губернатора Сахалинской области ФИО9 поступило письмо, в котором доводилось до сведения о том, что депутатами Собрания, в том числе и Кудряшовым А.В. не исполнена обязанность, установленная федеральным законодательством, по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год. Информация направлена для принятия в отношении депутатов соответствующих решений.

Такая же информация содержалась и в письме Долинской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ .

На основании поступившей информации, председателем Собрания издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии по проверке фактов и обстоятельств не предоставления депутатами сведений о доходах», которым утвержден состав комиссии (приложение ) и предписано провести проверку до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии, созданной по факту не предоставления, в том числе и ФИО2 сведений о доходах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ членами комиссии единогласно был установлен факт не предоставления Кудряшовым А.В. сведений о доходах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлен соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ и который в этот же день направлен ФИО10 посредством заказной корреспонденции.

На очередной 15 сессии Собрания состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ, участие в которой принимал и сам административный истец, из 16 присутствовавших на сессии депутатов, большинством голосов (за - 9, против – 6, воздержался-1) принято решение Собрания от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном сложении полномочий депутата Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации» согласно которому прекращены досрочно полномочия депутата Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации ФИО13 ФИО15 в связи с несоблюдением им требований федерального законодательства о противодействии коррупции, выразившемся в не представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с момента вступления в силу настоящего решения.

Решение принято надлежащим кворумом большинством голосов от числа присутствующих депутатов Собрания. Данное решение опубликовано в официальном печатном органе - газете «Долинская правда» спецвыпуск от ДД.ММ.ГГГГ.

Довод административного истца о том, что представительный орган местного самоуправления (Собрание) не уполномочен своим решением прекращать досрочно полномочия депутата является не состоятельным и опровергается приведенными выше нормами как федерального, так и муниципального законодательства. При этом, какого-либо отдельного судебного решения по данному поводу не требуется.

Довод административного истца о том, что он не был ознакомлен с проектом решения «О досрочном сложении полномочий депутата Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации» также является несостоятельным, поскольку бумажный вариант проекта был вручен лично всем присутствующим депутатам (в том числе и ФИО2) на заседании постоянной депутатской комиссии ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует протокол заседания 15 сессии Собрания МО ГО «Долинский».

Довод о том, что данный проект не рассматривался на заседании постоянных депутатских комиссий в соответствии с п.8.1, и п.п.21.5.6. Регламента Собрания является неправомерным, поскольку оспариваемое решение в качестве муниципального акта носит не нормативный, а индивидуальный характер.

Учитывая, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к убеждению о том, что хотя ФИО2 в установленный КАС РФ срок обратился в суд с настоящим административным иском, оспариваемое решение действительно нарушает права и свободы административного истца, однако принято оно органом, наделенным публичными полномочиями на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения соблюден и не нарушен, основания для принятия оспариваемого решения предусмотрены нормативными правовыми актами и имелись, а его содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в этой связи, оснований для удовлетворения административных исковых требований у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

          РЕШИЛ:

Административные исковые требования Кудряшова ФИО16 о признании полностью незаконным со дня принятия решения Собрания муниципального образования городской округ «Долинский» от ДД.ММ.ГГГГ за , оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Сахалинский областной суд через Долинский городской суд в течение 1 (одного) месяца со дня составления мотивированного решения.

    Председательствующий А.В.Зюзин

    Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-773/2019 ~ М-827/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кудряшов Александр Викторович
Ответчики
Собрание МО ГО "Долинский"
Другие
Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области
Суд
Долинский городской суд
Судья
Зюзин Андрей Викторович
11.11.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
11.11.2019[Адм.] Передача материалов судье
12.11.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.11.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2019[Адм.] Судебное заседание
16.12.2019[Адм.] Судебное заседание
26.12.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2020[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее