Дело № (2018 года)
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<данные изъяты> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи А.Н. Обрезана,
секретаря судебного заседания Л.И. Зуенко,
с участием представителя администрации <адрес> <адрес> ФИО11. Сабирова,
представителя органа опеки и попечительства <адрес> <адрес> ФИО12. Сухинина,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кныш ФИО13 к администрации <адрес> об обязывании предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Кныш ФИО14 обратилась в суд с иском об обязывании предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда к администрации <адрес>. В основание исковых требований истица указала, что её мать, Кныш ФИО15 умерла ДД.ММ.ГГГГ, в графе отец - прочерк. В 2008 году в отношении её была установлена опека до совершеннолетия. Опекунов являлась Кныш ФИО16, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Кныш ФИО17 включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ год она находится в данном списке под №. ДД.ММ.ГГГГ постановлением № первого заместителя главы администрации <адрес>
был утвержден список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в который она была включена.
ДД.ММ.ГГГГ Кныш ФИО18 окончила обучение в <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа <адрес>. Истица не замужем, на иждивении имеет малолетнюю дочь Кныш ФИО19 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. До настоящего времени жильем она не обеспечена, объектов недвижимости не имеет. Просит обязать администрацию <адрес> предоставить ей благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в виде жилого дома или квартиры, на территории <адрес>, по норме предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечено Министерство финансов и налоговой политики <адрес>, Министерство социального развития <адрес>.
В судебное заседание истица Кныш ФИО20 поддержала исковые требования в полном объеме. Суду пояснила, что с 2012 года она состоит в списке детей сирот и оставшихся без попечения родителей на предоставление ей жилья. Ранее она проживала в доме своей бабушки, которая скончалась в 2013 году. В настоящее время дом, в котором она проживала с бабушкой, не пригоден для проживания. Она с малолетним ребенком живет в квартире сожителя, который очень плохо относится и к ней и к ребенку. Проживать с сожителем нет возможности, поэтому она просит предоставить ей жилое помещение.
Представитель администрации <адрес> ФИО21 Сабиров исковые требования не признал, суду пояснил, что истица включена в список, нуждающихся в предоставлении ей жилья. Средства на приобретение жилья для такой категории лиц выделяются из бюджета <адрес> и распределяются в порядке очередности. В настоящее время субвенции на указанную категорию выделены для лиц, поставленных на учет до 2008 года, а истица взята на учет ДД.ММ.ГГГГ. Предоставление ей жилого помещения нарушит права таких же лиц, нуждающихся в предоставлении жилья, поставленных на учет ранее. Поэтому просит отказать в удовлетворении заявленного иска.
Представитель Министерства социального развития <адрес> в судебное заседание не явился, суду предоставил отзыв, в котором возразил против удовлетворения исковых требований, поскольку решение об удовлетворении исковых требований будет не конституционным, будет нарушать права и свободы других лиц аналогичной категории.
Представитель Министерства финансов и налоговой политики <адрес> также не явился в судебное заседание, представив в суд отзыв на исковое заявление. В отзыве просит отказать в удовлетворении заявленного Кныш иска, указав аналогичные доводы, что и представитель Министерства социального развития <адрес>.
Представитель органа опеки и попечительства <адрес> ФИО22 Сухинин полагает, что истица имеет право на получение жилья, так как включена в соответствующий список. Однако жильё предоставляется в порядке очередности, истица была поставлена на учет под порядковым номером «№» в настоящее время она расположена в списке под номером «№». Полагает, что внеочередное предоставление жилья истцу нарушит права иных лиц данной категории.
Судом в ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 указанного закона, в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
По заявлению в письменной форме лиц, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из свидетельства о рождении усматривается, что Кныш ФИО23 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Матерью указана Кныш ФИО24, в графе «отец» прочерк (л.д. 14).
Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, запись акта №, Кныш ФИО25 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15)
Согласно аттестату об основном общем образовании Кныш ФИО26 окончила обучение в <данные изъяты> СОШ <адрес> (л.д. 16)
Из копии свидетельства о рождении установлено, что Кныш ФИО27 имеет малолетнего ребенка ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 17).
Из адресной справки и копии паспорта истицы усматривается, что истица с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту пребывания – по <адрес>2 <адрес> (л.д. 12,18).
Постановлением за № от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> утвержден список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Под номером № (на ДД.ММ.ГГГГ под №) в списке указана Кныш ФИО28 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 6, 8).
Согласно справки, данной администрацией Увальского сельсовета <адрес>, Кныш ФИО29 зарегистрирована в частной квартире по адресу: НСО <адрес>2, своего жилья на территории администрации Увальского сельсовета не имеет (л.д.12).
Из ответа ФГБУ «ФКП Россреестра» по <адрес> усматривается, что прав собственности на объекты недвижимости за истицей не зарегистрировано (л.д.13).
Согласно частям 4,5 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
С принятием ФЗ РФ №15-ФЗ детям-сиротам и лицам из их числа жилье предоставляется из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений вместо социального найма, в связи с чем им не вменяется обязанность становиться на учет как нуждающимся в жилом помещении в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи <адрес> №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей..» граждане включаются в список в хронологической последовательности по датам принятия уполномоченным органом решений о включении в список.
При этом ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Формирование списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Следовательно, с момента включения истицы в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения.
Доводы представителя ответчика о том, что в бюджете <адрес> не имеется средств на внеочередное предоставление жилья социального найма истице, суд считает не состоятельными и отвергает их по следующим основаниям.
Так, согласно Определению Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ за N 7-КГ17-12, установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
При таких обстоятельствах исковые требования о возложении на администрацию <адрес> обязанности предоставления истице жилого помещения в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта по нормам предоставления площади жилого помещения обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кныш ФИО30 к администрации <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> предоставить Кныш ФИО31 жилое помещение в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта по нормам предоставления площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <данные изъяты> областного суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, с подачей жалобы через суд, вынесший решение.
Судья А.Н. Обрезан